Автобизнес


Павел Мурашко / /

В 2015—2016 годах белорусский рынок покинули свыше 80 моделей автомобилей. И это при том, что производители еще ранее проредили свои модельные ряды после первой волны кризиса. С рынка фактически ушел SsangYong, MG, Fiat, Alfa-Romeo. Еще в нескольких автодилерах жизнь скорее теплится, нежели бьет ключом. AUTO.TUT.BY выяснил, кого мы потеряли за период кризиса.

Все данные мы свели в таблицу, в которой отражены все марки и модели, покинувшие белорусский рынок.

Renault (-5): было 12, стало 7

По аналогии с Россией в Беларуси в модельном ряду остались только «бюджетники», большинство из которых собирается в России.

Volkswagen (-7): было 16, стало 9

Моделей много, но погоду на рынке делает лишь седан Polo. Небольшую лепту вносят российские Tiguan и Jetta. Остальные — на подхвате.

Opel (-3): было 9, стало 6

Реально дилер работает только с моделями Mokkа и Insignia. Opel окончательно покинул Россию. Сможет ли совладать белорусский дилер с законодательными премудростями ТС — большой вопрос.

Nissan (-4): было 12, стало 8

Модельный ряд марки почти полностью состоит из моделей российской сборки. Наибольшим спросом пользуется седан Almera и кроссовер Terrano.

Mitsubishi (-2): было 6, стало 4

ASX морально устарел, и налаживать его производство в России особого смысла не было, так что честь кроссоверов остался отстаивать лишь Outlander. Внедорожники марки пользуются пусть и небольшим, но устойчивым спросом.

Peugeot (-2): было 11, стало 9

Peugeot каким-то чудом удалось сохранить практически полный модельный ряд. Правда, продажи не радуют. Марка плетется в хвосте рынка, и белорусская сборка некоторых моделей погоды, увы, не сделала. А белорусские чиновники как-то не спешат пересаживаться на седан 508. Локомотивом продаж, скорее, можно назвать калужский седан Peugeot 408.

Kia (-5): было 8, стало 3

На сайте дилера пока еще присутствуют и Soul, и Optima, и Ceed, но цены на них не указаны. Так что реально можно купить лишь машины российской сборки. Большим спасением для импортера стала возможность выравнять цены с Россией. До этого момента положение марки было весьма незавидное.

Mazda (-3): было 6, стало 3

Со стартом сборки Mazda в России у этой марки появились неплохие шансы на возрождение продаж, пусть даже всего трех моделей.

Hyundai (-6): было 8, стало 2

Hyundai Elantra присутствует на сайте дилера номинально, есть цена лишь на одну комплектацию Comfort. Tucson продается, но высокая цена делает его неконкурентоспособным. Все ставки на Accent и Creta. Увы, по новому кроссоверу не удалось добиться паритета цен с Россией, однако своего местного лояльного покупателя он найдет.

Skoda (-2): было 6, стало 4

Skoda удалось выйти с минимальными потерями — всего две модели покинули рынок. Остальные чувствуют себя вполне неплохо, имея российский паспорт.

Geely (0): было 3, стало 3

Китайский бренд демонстрирует стабильность: ни одной потери. Правда, и модельный ряд весьма скромный, но совсем скоро его обещают расширить.

Chevrolet (-6): было 8, стало 2

Марка Chevrolet ушла с рынков России и Европы, оставив после себя лишь российскую Chevy Niva да большой внедорожник Chevrolet Tahoe, который собирается на заводе «Юнисон» под Минском. Однако погоды на рынке он точно не сделает.

Daewoo (0): было 3, стало 3

Модели UZ-Daewoo остаются одними из самых доступных на нашем рынке, и потому кризис на них не повлиял. Скоро грядет замена устаревшей Nexia, но пока она присутствует в прайс-листах дилера.

Datsun (0): было 2, стало 2

Марка затачивалась под страны СНГ в надежде привлечь новых покупателей старым японским брендом. Автомобили собираются в России, однако на белорусском рынке особой популярности марка не снискала. Ни хэтчбек, ни седан не пользуются повышенным спросом, несмотря на приятные цены. Желающих переплачивать за «японскую» марку немного.

Citroen (-2): было 12, стало 10

Citroen понес незначительные потери — ушли всего два бойца: C3 Picasso, DS3. При такой широкой линейке сущий пустяк. Неплохо себя чувствует С4 sedan.

Chery (-1): было 2, стал 1

Слабо принятый рынком хэтчбек А13 отвалился, ну, а кроссовер Tiggo хоть не блещет продажами, но предлагает неплохое соотношение цена/размер/качество, так что покидать рынок явно не собирается.

Ford (-7): было 15, стало 8

Ford сократил модельный ряд почти в два раза. Жаль, что рынок покинули весьма интересные модели, но, увы, минивэны не пользовались особым спросом, да и цена перестала быть привлекательной.

SsangYong (-3): было 3, стало 0

Дилер не имеет возможности импорта автомобилей SsangYong как из Кореи, так и с территории Российской Федерации для последующей продажи на территории Республики Беларусь. Проблема в отсутствии сертификата одобрения типа транспортного средства для продажи на территории Таможенного союза. Сертификат одобрения типа транспортного средства может сделать только фирма — изготовитель автомобилей SsangYong Motor, и он уже в процессе оформления, но о сроках его готовности пока ничего неизвестно. Фактически марка ушла с белорусского и российского рынков.

MG (-6): было 6, стало 0

Дилер приостановил свою работу, и разговоров о возвращении пока не ведется. Китайско-английский бренд изначально предлагал неплохие цены, но потом вал автомобилей российской сборки сделал их непривлекательными.

Toyota (-3): было 12, стало 9

Хэтчбеки С-класса никогда не пользовались в Беларуси особым спросом, так что потеря Auris никого не заставит грустить. Остальные модели неплохо продаются, есть шанс выстрелить у Toyota RAV4 после начала производства в России. Хотя и до этого цена была более чем приятной.

Great Wall (-2): было 3, стало 1

Эта китайская марка сделала ставку на свою самую популярную модель. Рамный внедорожник с двухлитровым турбомотором? Да, это Great Wall H3.

Honda (-3): было 4, стало 1

У Honda дела идут ни шатко, ни валко. Продажи даже на российском рынке почти свернуты. Машины доступны лишь по предзаказу при полной оплате. Легковые модели были слишком дороги, остается надежда на кроссовер CR-V. Вот-вот придет большой Pilot и, возможно, компактный кроссовер HR-V. Но шансов на приличные продажи мало.

Suzuki (-4): было 7, стало 3

Вот-вот начнутся поставки обновленного SX4, а пока марка сражается на рынке лишь с новой Vitara да старичком Jimny.

Lada (-1): было 7, стало 6

Продукция АвтоВАЗа пользуется спросом, планы у завода грандиозные. Ждем Vesta с кузовом универсал и новые кроссоверы. В общем, скучать марка не дает.

Lifan (0): было 4, стало 4

Российская сборка позволяет этому китайскому бренду иметь пусть и небольшой, но устойчивый спрос благодаря низким ценам. Ждем одну из самых интересных моделей — большой кроссовер X80.

УАЗ (0): было 5, стало 5

Кондовые российские внедорожники никогда не потеряют актуальности. Их кризис не касается. К тому же вот-вот грядет обновленный Patriot.

Subaru (0): было 4, стало 4

Outback, Forester, XV имеются в наличии, а вот WRX STI доступна только под заказ. В целом дилер демонстрирует кое-какую активность на рынке, хотя вряд ли уровень продаж можно назвать выдающимся.

Fiat (-2): было 2, стало 0

Ушли Doblo, Linea. Новый дилер вот-вот начнет работать с брендом, поэтому пока сложно сказать, какие модели будут представлены и по каким ценам.

Alfa-Romeo (-2): было 2, стало 0

Итальянская марка скоро возродится на белорусском рынке, так что нужно просто немного подождать. Хотя вряд ли стоит ожидать вкусных цен. Можно уповать только на любителей экзотики, коих в последние годы немного.

Премиальным брендам — Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Audi, Bentley, Maserati, Land Rover, Jaguar — ничего менять в планах не пришлось. У них доступны все модели, чаще всего — под заказ. Правда, до сих пор белорусские дилеры испытывают ценовой прессинг со стороны российских продавцов. В прошлом году проблема была особенно острой, когда львиная часть зарегистрированных автомобилей премиум-сегмента была приобретена в России в обход белорусских представителей.

По большому счету, игру на белорусском рынке ведут только автомобили российской сборки. «Местная» прописка позволяет держать цены на приемлемом для большинства покупателей уровне. А вот импортные автомобили остались лишь в дорогом сегменте.

Увы, пропали из модельных рядов массовых марок пусть и непопулярные, но милые сердцу автолюбителей купе и кабриолеты. Класс минивэнов ужался почти до нуля, спасают поклонников семейных авто только редкие машины российской сборки. Да, без локализованного производства вряд ли можно рассчитывать на массовый успех. Пока устойчивым спросом пользуются лишь бюджетные седаны и не менее бюджетные кроссоверы.

А с введением обязательной установки ГЛОНАСС рынок рискует потерять еще больше игроков. И это печалит более всего. Стараниями российских чиновников наши дороги могут превратиться в прибежище продукции исконно российского автопрома. Хотя хочется надеяться, что до этого не дойдет.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-40%
-40%
-40%
-30%
-20%
-20%
-10%
-30%
-10%
-25%
-10%