реклама
реклама


Автобизнес


Павел Мурашко,

Хорошие времена для покупки нового авто постепенно проходят. Уже мало кто предлагает огромные скидки, распродажу складов и прочие инструменты для привлечения клиентов, хотя такие подарки еще случаются. После обвала российского рубля говорилось о том, что рано или поздно цены на новые автомобили будут повышаться, правда, постепенно.

Совсем недавно стало известно еще об одном факторе, способном повлиять на рост цен на новые автомобили. Причем это коснется как машин российского производства, так и импортируемых. И, конечно, автомобилей белорусского производства. Причем если законопроект с ГЛОНАСС пройдет утверждение, то оборудовать нужно будет все автомобили — легковые, грузовые, автобусы. Плюсов у ГЛОНАСС, безусловно, много. Это и помощь в экстренных ситуациях, и мониторинг транспортных потоков, и много чего другого, в том числе и функция «Большого Брата». Хотя последнюю вряд ли кто считает полезной. Для производителей установка ГЛОНАСС — это своя и немалая головная боль, а для покупателей — опасения в том, что легковые автомобили подорожают. Почему так произойдет?

«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Система использует современные информационные, навигационные (ГЛОНАСС, GPS) и телекоммуникационные технологии для сокращения времени доставки информации о ДТП и других нештатных ситуациях на дорогах до экстренных оперативных служб.

Представители ГЛОНАСС говорят, что цена базового комплекта составит примерно 4000 российских рублей. К этой цене необходимо прибавить стоимость установки, но это даже для бюджетного седана не слишком серьезная сумма. Самое главное — сертификация. Именно этот факт и является определяющим проблему подорожания автомобилей. Стоимость сертификации оборудования ГЛОНАСС для одной модели может доходить до 250 000 евро! Для массовых моделей, продающихся десятками и сотнями тысяч экземпляров, подорожание в таком случае составит примерно 15 000 рублей. А если взять люксовые модели, продажи которых исчисляются десятками? Автопроизводители, которые завозят машины малыми партиями (до 150 штук), пытались добиться отмены обязательной установки ГЛОНАСС, поскольку затраты на оснащение одной машины могут превысить доход от продаж. Пока безуспешно.

В итоге, если предложение Минпромторга по полному запрету машин без ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года будет утверждено, то никто не уйдет от обязанности устанавливать систему. И это может привести либо к серьезному подорожанию импортируемых в небольших количествах автомобилей, либо просто к их уходу с рынка.

Но, как мы уже сказали, не только обязанность устанавливать в автомобили систему ГЛОНАСС приведет к росту цен на автомобили. Автомобильный рынок все еще переживает последствия резкой девальвации российского рубля в 2014 году. Многие автопроизводители до сих пор продают автомобили по заниженной цене, с минимальной маржинальностью или даже вообще в убыток. Проще говоря, цены все еще не догнали новые курсы евро и доллара. Причем подорожания не избегут даже те марки, которые собираются в России, так как валютная составляющая у них находится на уровне 30−70% в зависимости от степени локализации. Цены в 2016 году уже поднялись в среднем на 13% по сравнению с 2015 годом. С 2017 года в России планируется повышение акцизных ставок на автомобили, что тоже даст небольшую прибавку к цене. Кроме этого, вряд ли стоит ожидать традиционных скидок, связанных с распродажей складов. В 2016 году дилеры крайне скрупулезно подходили к планированию продаж.

AUTO.TUT.BY попросил белорусских дилеров поделиться своими прогнозами на конец 2016 — начало 2017 года.

Илона Полещук, руководитель отдела маркетинга OOO «Автопалас-М», официальный дилер KIA:

— Будет ли ЭРА-ГЛОНАСС обязательна для нас — пока вопрос. Беларусь еще не очень готова к введению подобной системы. Казахстан, например, смог отсрочить введение системы на год. Мы не исключаем такой вариант и для нашей страны. Если в определенных инстанциях примут такое решение, то все наши автомобили будут оснащаться этой системой вне зависимости от страны производства. А вот порядок и процедуру сертификации мы не определяем. Уже сейчас видно, что в России Kia постепенно поднимает цены либо квотирует производство массовых моделей с низкими ценами. Мое личное мнение — таких низких цен, как были в этом году, уже не будет. Насколько они будут подняты различными производителями — пока вопрос, причем, думаю, для них самих в том числе.

Дарья Горбарук, начальник отдела маркетинга ООО «ФелОкт-сервис», импортер ŠKODA:

— Таможенный союз с Россией подразумевает, что и в Беларуси автомобили будут оборудоваться системой ГЛОНАСС, она будет называться «ЭРА РБ». После внедрения ЭРА-ГЛОНАСС автомобили на территориях стран ТС не могут эксплуатироваться без данной системы, независимо от того, как и откуда дилером завезен автомобиль. По предварительной информации, контроль за исполнением данного законодательства возложат на РУП «Белтехосмотр» при допуске автотранспортного средства к участию в дорожном движении. Что касается дальнейшего роста цен, то в данном случае все будет зависеть от производителей и их намерения повышать цены, что напрямую зависит от ситуации на каждом конкретном рынке.

Сергей Михневич, директор импортера VW:

— Система «ЭРА-ГЛОНАСС» будет действовать только в РФ. Для РБ разработан аналог, который называется «ЭРА-РБ» (государственная система экстренного реагирования при авариях, дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях). Связь с контакт-центром системы будет осуществляться с помощью специального устройства вызова, установленного в автомобиль. По окончании действия текущих одобрений типа транспортного средства на модели Volkswagen следующая сертификация уже будет проводиться с учетом установленного устройства вызова. И, начиная с этого момента, автомобили, которые будут приходить к нам из стран Евразийского союза, уже будут приходить с таким устройством, активировать которое нужно будет на нашей территории. Правда, «ЭРА-РБ» еще не готова к эксплуатации. Если же говорить о новых моделях (например, Volkswagen Tiguan), производство которых начнется уже после принятия закона об использовании систем экстренного реагирования, такие автомобили будут поставляться уже с устройствами вызова. По предварительной информации, на стоимости автомобиля это никак не отразится. На все автомобили Volkswagen, произведенные в других странах, будут получаться новые одобрения типа транспортного средства с учетом установленного устройства связи. Перед поступлением в продажу в РБ автомобили будут проходить оценку соответствия в РФ. В этом году Volkswagen не планирует повышение цен, но мы очень зависим от курса российского рубля и от ситуации на российском рынке. Поэтому ситуацию с ценами спрогнозировать достаточно сложно.