![]() |
ДТП с участием трех и более автомобилей случаются довольно часто. В народе такие аварии называют «паровозиком». Запускает цепную реакцию первый резко оттормозившийся автомобиль. У водителя следующей за ним машины есть доли секунды, чтобы остановиться без столкновения, но даже его хорошая реакция не всегда спасает ситуацию. Есть же еще и третья машина, управлявший которой затормозить уже не успевает. Удар — и средний «вагон» стыкуется с первым и последним. Кто виноват, кто потерпевший, за чей счет ремонтировать машину и стоит ли искать скрытые повреждения? В этой статье мы опишем страховой случай, в котором автовладелец среднего «вагона», самого пострадавшего, отремонтировался за счет страховой компании по «автогражданке».
AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» запускает новый проект — «Страховой случай». Каждую неделю у нас будет появляться материал о новом страховом случае, основанный на реальном дорожном происшествии. На протяжении нескольких месяцев мы будем подробно рассказывать о всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводить осмотр и оценку аварийных автомобилей, составлять калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывать размер компенсации. Наша цель — сделать все расчеты страховой максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.
Простой «паровоз»
Ситуация, в которую попала владелица VW Polo, достаточно типична.
Февральское пасмурное утро, мокрый асфальт. Из объяснения обстоятельств ДТП владелицы VW Polo: «Утром 11 февраля я ехала по ул. Казинца со стороны ул. Кижеватова. Двигавшийся передо мной автомобиль Ford Focus остановился, пропуская автобус. Я тоже притормозила и остановилась. И в мой автомобиль сзади врезалась Mazda CX5. От удара мою машину толкнуло на впереди стоящий автомобиль. На место ДТП были вызваны сотрудники ГАИ и составлена схема происшествия».
Владельцу средней машины «паровозика» грустнее всех: у него и спереди погнуто, и сзади расколочено. Сразу даже трудно представить, во сколько выльется ремонт — машина не старая, 2013 года выпуска, все запчасти нужно покупать новые.
А повреждено немало. Спереди — побит бампер, сломана решетка радиатора и крепление передней правой фары, плюс эмблема и рамка госномера. Сзади дела хуже: деформирована крышка багажника, разбит задний фонарь, бампер. В таком виде «ласточку» не оставишь, нужно ее срочно ремонтировать. Поэтому вопрос, как быстро страховая компания заплатит, очень важен. И чья страховая компания — виновника или пострадавшего — будет возмещать ущерб?
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест»:
— В данном случае виновным в попутном столкновении трех транспортных средств является водитель Mazda. Виновник застраховал свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства в компании „Промтрансинвест“, поэтому пострадавший, владелец VW Polo, и обратился за возмещением причиненного ущерба в нашу компанию. Выплата в рассматриваемом случае по законодательству производится в течение 20 рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком заявления о ДТП, за исключением случаев, когда отсутствуют документы, необходимые для решения вопроса выплаты страхового возмещения не по вине страховщика. Законодательством потерпевшему разрешено обращаться также в компанию, где застрахована его гражданская ответственность владельца транспортного средства.
Стоит отметить, что в случае обращения участников ДТП в ГАИ важно, какой формы будет выдана справка. В большинстве случаев виновник сразу на месте ДТП соглашается с тем, что он является причинителем вреда, подписываясь в соответствующей графе документа. При наличии такой справки у страховой компании нет необходимости делать дополнительные запросы в ГАИ, чтобы уточнять, кто виновник (это в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств важный момент, потому что страховщику нужно знать, чья ответственность в данном случае «сработала»).
Есть и другие формы справок, которые указывают, кому она выдана, а кто второй участник ДТП, который является предполагаемым виновником. В таких случаях страховая компания для выяснения, кто виновен в происшествии, обращается в органы ГАИ с соответствующим запросом. Пока это не выяснится, с возмещением ущерба придется подождать.
Есть ситуации более сложные, когда в ДТП кто-либо из участников погибает или получает телесные повреждения. В таких случаях рассмотрением ДТП и расследованием происшествия могут заниматься Следственный комитет, прокуратура, судебные органы. Сроки выплат удлиняются, а насколько — предугадать довольно сложно.
В нашем случае пострадавший получил выплату на шестой рабочий день с даты обращения в страховую компанию (заявление поступило 12.02.2016, а выплата по калькуляции, рассчитанной по первому акту осмотра, произведена уже 18.02.2016; по повреждениям, зафиксированным в процессе проведения дополнительного осмотра от 18.02.2016, доплата сделана 22.02.2016).
Считаем повреждения
Такая скорость, конечно, впечатляет, но как обстоят дела с размером выплат? Сколько насчитает страховая компания после осмотра?
Из всех видимых поврежденных элементов оценщик признал ремонтопригодной лишь облицовку переднего бампера. Под замену:
Решетка радиатора с передней эмблемой |
2 362 200 рублей |
фара передняя правая (ремкомплект) |
412 900 рублей |
рамка госномера переднего |
35 000 рублей |
госномер передний (изготовление дубликата) |
180 000 рублей |
крышка багажника |
10 523 000 рублей |
фонарь задний левый |
1 187 900 рублей |
задний бампер |
6 520 700 рублей |
Всего: |
21 221 700 рублей |
Всего по первому акту осмотра страхователю с учетом стоимости запасных частей со снятым процентом износа, ремонтных, окрасочных работ и материалов было насчитано 24 886 800 рублей.
Во время первого осмотра оценщик предположил, что возможны еще и скрытые повреждения. Соответствующую запись он сделал в акте осмотра. Чтобы убедиться в этом, страхователю было предложено разобрать «подозрительные» места, чтобы оценщик наверняка увидел скрытые поврежденные элементы.
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков ЗАСО «Промтрансинвест»:
— При проведении первого осмотра транспортного средства оценщик, описывая повреждения, объясняет клиенту, что возможны скрытые повреждения. Выплата производится только за те элементы, которые указаны в акте осмотра. То есть, если человек отремонтировал поврежденный автомобиль и представляет в итоге в страховую компанию заказ-наряд или акт выполненных работ, в котором объем сделанных работ и замененных запчастей содержит больше позиций, чем было в акте осмотра, возмещение производится только за то, что зафиксировано оценщиком. Поэтому, если проведен первый осмотр, а клиент уже готов ремонтироваться, он может взять в страховой компании копию акта осмотра, чтобы при ремонте было понятно, есть ли еще какие-то повреждения, которые в первоначальный акт не вошли.
Разобрав в условиях СТО или гараже свой автомобиль, страхователь может выявить дополнительные повреждения. Он обращается в страховую компанию с заявлением на проведение дополнительного осмотра. Назначается выездной осмотр, и оценщик фиксирует выявленные новые повреждения. Соответственно, на основании дополнительного осмотра производится расчет калькуляции, и если выплата по первому акту еще не произведена, то выплачивается возмещение сразу по основному и дополнительному актам осмотра. Если первая часть страховой выплаты уже произведена, то перечисляется доплата страхового возмещения в размере разницы между рассчитанным по итогам всех осмотров размером вреда и выплаченным ранее страховым возмещением.
Ко второму осмотру машина была представлена в разобранном виде. Подозрения оценщика были обоснованными — после дополнительного осмотра выяснилось, что список на замену серьезно расширился. Например, под снятой облицовкой заднего бампера увидели следующие поврежденные элементы, требующие замены:
Наполнитель бампера заднего (разломан) |
348 900 рублей |
Направляющая левая и правая бампера заднего (разломаны), 2 шт. |
816 800 рублей |
Крепежная планка бампера заднего (разломана) |
470 100 рублей |
Щиток задка (задняя панель) деформирован более 50% |
3 076 700 рублей |
Одновременно были обнаружены повреждения фонаря заднего правого (сломано крепление, замена) |
1 846 600 рублей |
Всего: |
6 559 100 рублей |
При первом осмотре сильно деформированная крышка багажника не открывалась. После ее снятия для замены были обнаружены:
повреждения облицовки задней панели, которая была по решению оценщика заменена |
1 476 900 рублей |
облицовка щитка задка разломана |
746 800 рублей |
разрыв уплотнителя проема крышки багажника |
932 300 рублей |
разрыв канала водостока заднего левого, деформация с заломами |
1 151 500 рублей |
Всего: |
4 307 500 рублей |
В ремонте нуждался пол багажника — он оказался деформирован в задней и средней части. Обнаружился еще и перекос проема багажника.
Боковина задняя левая деформирована с разрывом сварного шва в районе заднего левого фонаря, подлежит ремонту. Панель заднего правого фонаря — под ремонт.
Возраст автомобиля — до 3 лет, зарегистрирован в Минске. В связи с этим применяется нормо-час стоимостью 288 560 рублей без НДС. В соответствии с калькуляцией для осуществления непосредственно ремонтных работ (без окраски) насчитана сумма 7 589 128 рублей (всего 26,3 нормо-часа).
Стоимость работ по окраске — 3 953 272 рублей, плюс затраты на материал — 5 487 200 рублей.
Сняли передний бампер для ремонта — и выяснилось, что скрытых повреждений гораздо больше, чем явных.
Рамка радиатора — разломана |
4 206 200 рублей |
радиатор кондиционера — деформирован |
6 440 300 рублей |
радиатор охлаждения — деформирован |
4 511 900 рублей |
отражатели левого и правого воздушного потока радиатора — разломаны (2 шт.) |
421 600 рублей |
кронштейн крепления переднего бампера (усилитель) — деформирован |
2 607 400 рублей |
облицовка передней планки радиатора — разломана |
201 400 рублей |
Всего: |
18 388 800 рублей |
Процент износа нашего автомобиля небольшой —16% (возраст менее 3 лет, пробег — 11 500 км).
Стоимость запчастей без учета износа составила 51 344 700 рублей, с расходами на мелкие запчасти — 51 496 483 рублей. С учетом процента износа итоговая цифра по запчастям — 44 414 455 рублей.
Финал нашего страхового случая счастливый. После дополнительного осмотра страховая компания «Промтрансинвест» доплатила еще 35 604 100 рублей. В итоге хозяйка VW Polo, побывавшего в «паровозе» 11 февраля, получила на ремонт 60 490 900 рублей уже 22 февраля.
- на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
- более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
- развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.
375 (17) 228−12−48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest.insurance