• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  2. Белорус опубликовал информацию обо всех известных захоронениях соотечественников в Чехии и Словакии
  3. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  4. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  5. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  6. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  7. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  8. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  9. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  10. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  11. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  12. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  13. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  14. Госдолг Беларуси за месяц вырос на 1,9 млрд рублей, занять на внешних рынках удалось мизер
  15. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  16. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  17. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  18. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  19. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  20. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  21. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  22. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  23. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  24. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  25. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  26. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  27. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  28. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  29. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  30. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает


/

Прошедший год показался белорусским автодилерам не самым плохим — несмотря на несколько девальвационных волн подряд, таких цен на машины, как сейчас в наших автосалонах, не было еще никогда. Это сыграло свою роль: привычной бэушке белорусы наконец стали предпочитать новые иномарки, пусть и собранные в России. Дилеры расстроены лишь тем, что доля «серого импорта» авто сравнялась с официальными внутренними продажами — и бюджет теряет налоговые и иные поступления.

Фото с сайта photo.bymedia.net
Фото с сайта photo.bymedia.net

В 2015 году на белорусском рынке были официально проданы более 26 тысяч новых автомобилей. Прекрасный показатель для «кризисного» года — если бы эти цифры не нивелировались такой же долей «серого импорта».

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

— Это был год «высокого» пригона новых автомобилей из России. Да, там в силу определенных обстоятельств [ценовые] предложения более выгодные. Но впервые в нашей истории «серый ввоз» приобрел такую организованную форму. Люди даже не ездили сами за машинами в Россию — они точно знали, что могут купить их на рынке у «серых» перегонов. В стране работали целые предприятия, которые не платили налоги со своей деятельности, не уплачивали здесь утильсбор — в силу позволявших им это брешей в законодательстве, — поясняет председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич.

По его словам, дилеры постоянно требовали выравнивания условий торговли авто для всех — юрлица по сравнению с «серыми» предпринимателями несли дополнительную финансовую нагрузку. К концу года, говорит Сергей Михневич, государство их наконец-то услышало, поняло, какие суммы проходят мимо бюджета, — и повысило ставки утильсбора.

Представители БАА поясняют «на пальцах»: если, по их сведениям, белорусы вывезли с целью покупки машин за рубежом чуть менее одного миллиарда долларов (впервые за последние годы так мало!), то бюджет нашей страны недополучил ровно треть — более 350 миллионов долларов в виде налогов, сборов и пошлин.

— Можно констатировать, что в 4 квартале 2015 года объемы «серого ввоза» уменьшились — помимо воли перегонщиков, кстати: дилеры уменьшили свою маржинальную доходность, свою роль сыграла информация о порой криминальных продажах в России — случаи, когда наших соотечественников продавцы обманывали, отнимали деньги и даже убивали за них.

Важнейшую роль сыграли невиданные до сих пор цены в белорусских автосалонах: «Новые Renault от 6 тыс. долларов, VW, Skoda, Hyundai — от 8-ми… Еще два года назад стоимость нового автомобиля в белорусском автосалоне стартовала с 15 тыс.».

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

На задний план, насколько это возможно, ушли бэушки: снова же впервые за последние годы и даже десятилетия объемы ввоза в Беларусь новых авто не превысили объемов ввоза б/у машин — приблизительно 50 на 50.

Несмотря на три волны кризиса, которые уже прошла наша страна — в конце 2014 года, августе 2015 и январе 2016-го, — спрос на премиум-марки, говорят в БАА, остается стабильным: если, например, Audi несколько лет назад продавала здесь в среднем 700−800 автомобилей в год, то и сегодня белорусы ставят на учет столько же — но львиную долю официальных продаж отобрал «серый ввоз».

— Вот просто цифры: только за январь в стране поставлены на учет 25 новых автомобилей Audi — белорусский дилер продал 13 из них, остальные приехали из России. Зарегистрированы в январе 43 новых Mercedes — из них только один, проданный здесь официальным дилером. Из 47 новых «январских» BMW дилер продал всего два, — рассказывает член правления БАА Владислав Туркин.

Что лучше всего продавалось в стране?

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

Иллюстрация БАА

С другой стороны, объемы продаж — более 46 тыс. новых авто за 2015 год на менее чем 10-миллионную Беларусь — позволили нашей стране впервые в истории войти в топ-25 европейских рынков. Рекордной, как мы уже сказали, стала и сумма вывезенной с целью приобретения автомобилей валюты — всего-то чуть менее миллиарда долларов. Впервые в истории автомобилей (новых и б/у), ввезенных из одной страны — России, — стало аж 90 процентов от общего прироста машин за год (еще в 2013-м из России мы привезли всего 16% авто, в 2014-м — 66%). Рекордным стал «пул» продавцов: 92% продаж новых авто в Беларуси «сделали» всего 10 автоцентров, остальные 12 компаний-дилеров разделили между собой жалкие 8% рынка.

Иллюстрация БАА

С явными опасениями дилеры говорят о годе нынешнем, 2016-м. «На рост рынка, конечно, не рассчитываем. Экономика в наступившем году будет в одной из самых тяжелых ситуаций, которые уже проживала страна. Покупательная способность населения стремится к уровню конца 90-х — начала 2000-х годов. Оптимистичный прогноз — рынок продаж новых авто в Беларуси упадет на 10%, пессимистичный — на все 30%», — считает Сергей Михневич.

Многое в деятельности наших дилеров будет зависеть от ситуации на российском автомобильном рынке — мы повторяем его путь, видим его серьезное падение уже в 2015-м.

— Производство там было избыточным… Почти все «сборки» (сборочные производства) в прошлом году ушли в убытки, мировые бренды разочаровались в российском рынке и, возможно, больше не будут его поддерживать. Выживут лишь те производства, которые имеют высокую степень локализации. Но продавать им надо, продают за недорого — и если не сделают выводов по прошлому году, нас скоро снова ждет ценовая война, — прогнозирует Михневич. — Надеемся, россияне начнут поднимать цены на авто. С другой стороны, это будет значить, что и для нас вырастут закупочные цены — в итоге машины в шоу-румах станут дороже… Сложно говорить о том, каким будет год, пока мы все не понимаем, что будет с курсами российского и белорусского рублей, что будет с доходами граждан.

-50%
-40%
-15%
-30%
-14%
0072142