реклама

реклама
реклама


Автобизнес


Владислав Ковалевский,

Возмущения и забастовки таксистов, судебные разбирательства и законодательные запреты — вот к чему иногда приводит работа Uber в какой-либо стране. В Минске этот сервис начал работать 5 ноября. AUTO.TUT.BY решил узнать, что о сервисе говорят таксисты и как приход гиганта повлиял на минский рынок такси.

«Мой хлеб не забирают, и это главное»

— «Убер?» Что такое «Убер?» — переспрашивает Александр, водитель одной из столичных служб такси. Александр пользуется широкоэкранным смартфоном и на вид ему не больше сорока лет — очевидно, он не совсем далек от современных технологий.

— Ничего об этом «Убере» я не знаю. Мой хлеб не забирают, и это главное, — продолжает он. Объясняют водителю, что такое Uber и чем он может быть опасен для таксистов. Реакция Александр удивляет:

 — Ну и пусть работают — на здоровье! У нас бывает столько заказов, что даже все работающие таксисты справиться не могут. Так что не думаю, что этот «Убер» позабирает всех клиентов.

Uber работает в Минске уже почти месяц, но до сих пор встречаются таксисты, которые о нем даже не слышали. А те, кто слышал, признаются, что приход сервиса в белорусскую столицу на их работу никак не повлиял.

— Я сразу боялся, потому что Uber, как начинает работать в какой-нибудь стране, просто всех рвет, — рассуждает Сергей из службы 7788. — У нас все оказалось спокойно: клиентов меньше не стало — конкуренция не чувствуется. Но это пока, наверное… Ведь Uber демократического класса пока к нам не пришел.

— Как они могут стать опасными конкурентами со своими несколькими машинами? Смешно даже, — говорит другой водитель, также работающий в 7788. — Да и вообще, вы посмотрите на их цены! Сейчас не лучшие времена — людям все-таки важна цена, они не готовы переплачивать. К тому же и у нас машины не совсем убитые, необязательно же ездить на Mercedes.

Действительно, в Минске пока работает только UberBLACK, предоставляющий клиентам автомобили представительского класса не старше 5 лет. Стоимость соответствующая. Например, фиксированный платеж за вызов — 45 тысяч рублей (в него ничего не включено), при этом средняя цена по городу за посадку и три первые километра — меньше 40 тысяч рублей. Стоимость километра в UberBLACK — 7 тысяч рублей, а в других службах — около 5,5. Плюс в Uber платишь еще и за время поездки (1250 рублей минута).

«Не верим в законность Uber»

В одном сегменте с UberBLACK сегодня в Минске работает лишь такси «Пятница». Служба предлагает клиентам новенькие Volkswagen Passat B7 с водителями в костюмах и возможностью оплаты карточкой. Стоимость посадки — 60 тысяч рублей, включая первая два километра, последующая цена — 7,5 тысячи рублей за километр.

— Никакого влияния Uber на себе мы не ощутили, по крайней мере, пока, — говорит директор службы такси «Пятница» Жанна Насута. — Случайно так получилось, что параллельно с запуском Uber в Минске мы провели свою рекламную кампанию — у нас сейчас, наоборот, идет перезаказ. Мы не можем удовлетворить всех клиентов: машин просто не хватает, даже несмотря на то, что все они работают круглосуточно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сегодня в «Пятнице» работает 42 машины, все — в собственности у компании. Альтернативой традиционному способу заказа такси по телефону сегодня становится мобильное приложение — это и есть главная особенность Uber. По словам директора «Пятницы», с приложений к ним приходят порядка 35−40% заказов (суммарно: из собственного приложения и «Такси город»), все остальные принимает диспетчер. Жанна Насута говорит, что приход именно UberBLACK стал для компании неожиданностью:

— Мы не ожидали, что они придут конкурентами к нам, а не к дешевым службам. Но не скажу, что мы боялись, — рассуждает директор. — Если честно, мы не верим в законность и легальность их работы — и, соответственно, в долговечность. Мы надеемся на наше государство, что оно не оставит без внимания такие противозаконные действия.

Так же, как директор «Пятницы», рассуждают и многие игроки рынка. Вот как ситуацию с Uber прокомментировали в отделе маркетинга службы 135, где сегодня работает более 1500 водителей:

— Неизвестно, насколько это законодательно правильная и легальная служба такси. По закону они вообще не могут проходить как служба такси.

При этом в 135 отметили, что приход этого сервиса в Минск никак не повлиял на их работу:

— Никакого спада не почувствовали — все стабильно, ничего не изменилось.

Не Uber, так «Яндекс»

В октябре, почти накануне запуска Uber, в Минске появилось еще одно мобильное приложение для вызова такси — «Просто такси». Принцип работы такой же, как и у Uber: работать через приложение, без всяких диспетчеров. Запускаться почти вместе с Uber было совсем нестрашно, говорят создатели:

— Главное, создать хороший продукт. Если наш продукт будет хорошим, люди будут выбирать. Мы смотрим на другие страны: там многие приложения, в том числе и Uber, вместе существуют. У нас достаточно сильные свои рекламные ресурсы, — говорит менеджер проекта, один из создателей приложения «Просто такси» Владимир Зинкевич.

Владимир объясняет, что их идеей было создать самое простое приложение, «которое только может существовать».

— Клиент открывает приложение — и оно автоматически определяет его геолокацию, и если есть какая-то погрешность, он пальцем двигает карту. Не надо самому вводить какой-либо адрес. Нажимаешь «Заказать такси» — и ждешь, пока приедет водитель, можно онлайн следить за передвижением такси. То есть клиенту надо нажать всего одну кнопку!

Фото: prostotaxi.by

Сегодня в «Просто такси» зарегистрировано около 150 водителей и 2000 клиентов. Стоимость поездки чуть ниже среднегородской: 34,9 тысячи рублей за посадку и первые три километра, 5,5 тысячи — за последующий километр.

— По вечерам работают по 30 человек на линии — это мало. У нас в день по 200 заказов, есть невыполненные, потому что машин не хватает. И количество зарегистрированных людей за последние недели сильно увеличилось. Так что запуск Uber на нас отрицательно не повлиял!

О приходе демократического UberX (сервис с более низкими ценами, чем UberBLACK. — Прим. ред.) Владимир тоже не волнуется.

— Это типичная стратегия Uber: сначала они заходят с люксового сегмента, а потом запускают «Икс». Но я думаю, в городе может существовать сразу несколько подобных сервисов. Почему нет?

Владимир признается, что своим большим конкурентом он считает «Яндекс.Такси».

— Потому что мы видим его стратегию, как он убивает традиционные службы такси в других городах.

Кстати, «Яндекс.Такси» скоро также может выйти на белорусский рынок — компания уже ищет регионального директора по Беларуси.