Автобизнес


В феврале 2015 года наши коллеги из журнала Auto Bild провели несколько сравнительных тестов шин. Тест зимних шин для кроссоверов мы уже публиковали, результаты вышли очень интересными. А сейчас вы узнаете о результатах сравнения «бюджетных» зимних шин. Итак, размерность 205/55R16 и торговые марки: Nokian Nordman RS, «Белшина» Бел-317, Premiorri Via Maggiore, Barum Polaris 3, Cordiant Winter Drive.

Предисловие к тестам

Группа белорусских журналистов из разных изданий уже несколько лет занимается независимыми тестами шин. Все документы сохраняются и могут быть предоставлены по просьбе соответствующих организаций. Методика испытаний — согласно правилу ЕЭК ООН № 117.

А теперь немного о выборе шин. Как оказалось, читателям не очень-то интересны сравнения шипованных покрышек. Это подтверждает и статистика продаж: доля шипованных шин на белорусском рынке не превышает 15%. К тому же за прошедший год появилось мало новых шипованных шин. Но, вероятно, к теме «шипов» вернемся в следующем году. Тем более что «Белшина» запустила новую шипованную покрышку Artmotion Spike.

Итак, у нас на тесте — «бюджетные» нешипованные покрышки размерности 205/55 R16. А чтобы тест был еще интереснее, мы на условиях анонимности испытали вместе с ними одну бюджетную летнюю шину. Результат этой шины не идет в общий зачет, но ее показатели опубликованы в таблицах с итогами каждого из тестов. Сразу скажем — летней шине не место на машине зимой. А вот на асфальте она ведет себя гораздо лучше зимних.

О чем эти тесты?

Эти тесты не отвечают на вопросы о том «сколько лет прослужит шина?», «хорошо ли она балансируется?», «буду ли я доволен шиной?». Эти тесты о другом.

Сравнительные тесты шин отвечают на вопрос: «Насколько безопасна покрышка?» В испытаниях мы измеряем длины тормозных путей, обеспечиваемых шинами. Также мы оцениваем уровень безопасности при управлении в различных условиях. Во всех испытаниях мы подводим шины к пределу их сцепных свойств: измеряем этот предел и рассказываем вам о том, чего ждать от той или иной покрышки в экстремальной ситуации. Не забывайте, что шины — единственное, что связывает автомобиль с дорогой. Небольшой ролик о том, как проводятся тесты, — ниже.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Как проводятся эти тесты?

Суть любых сравнительных тестов шин состоит в том, чтобы провести испытания всех комплектов покрышек в абсолютно одинаковых условиях. Для соблюдения абсолютно одинаковых условий во время проведения сравнительных испытаний шин используется метод контроля по «базовой шине» (control tyre, reference tyre). Данный метод также закреплен Правилом ЕЭК ООН 117, в котором «базовая шина» называется «стандартная эталонная испытательная шина». Комплект таких шин не участвует в общем зачете. Он устанавливается на машину в начале, конце и несколько раз в середине теста. То есть порядок для одного испытания, например, такой (1б — «базовая шина», 2, 3 — комплекты шин): 1б, 2, 3, 4, 1б, 5, 6, 7, 1б, 8, 9, 10, 1б. По результатам «базовой шины» контролируется состояние испытательного участка. Правилом ЕЭК ООН 117 допускается стандартное отклонение (standart deviation) в результатах «базовых шин» не более 3−5% (в зависимости от типа поверхности). Итак, приступим к тесту!

Лёд

Какой бы совершенной ни была фрикционная шина, безопасная скорость движения и поворотов на льду едва ли превышает 30 км/ч!

Комплекты бюджетных шин мы испытывали на льду в трех упражнениях. Температура воздуха и льда во время тестов составляла -10/-7С°. В торможении на льду отлично показали себя шины Nokian Nordman RS и новые Cordiant Winter Drive. А вот тормозная динамика «Белшина Artmotion Snow» огорчила — тормозной путь оказался на четверть длиннее. Летняя шина, естественно, тормозила еще хуже. В оценке поперечного сцепления на льду (автомобиль двигался по ледяному кругу, достигая максимальной скорости движения) лидеры остались прежними, и «Белшина» подтянулась к ним. Скорость движения на летней шине в этом тесте оказалась на треть меньше, да и управлять автомобилем было очень сложно. Более точная оценка управляемости была дана на извилистой ледяной трассе. На шинах Nokian Nordman RS и Cordiant Winter Drive автомобиль ехал быстрее и безопаснее. Результат «Белшины» мог бы быть лучше — подвело слабое торможение.

Снег

Комплекты бюджетных фрикционных шин мы испытывали на снегу в трех упражнениях: торможение, способность ускоряться на специальной трассе, идущей в гору, и оценивали безопасность управления на извилистой снежной трассе. Во всех случаях снег был максимально спрессован — до состояния укатанной дороги. Температура воздуха и снега во время тестов также составляла -9/-7С°.

И вот — первая маленькая победа «Белшины». Она обеспечила наименьший тормозной путь. Но тут же прошу обратить внимание, что разброс результатов среди зимних шин в целом невелик — всего 0,76 м (или около 9%). Это нормальная ситуация. Летняя шина ведет себя на снегу куда хуже, добавляя к тормозному пути почти 30%.

На летних шинах машина не смогла подняться даже на самый незначительный подъем трассы, идущей в гору

Очень показательным оказался подъем на снежную гору. Машина, обутая в летние шины, вообще не смогла пройти тест. Небольшой уклон обездвижил ее: колеса беспомощно скользили на снегу. Зато зимние шины в целом хорошо выступили в этом испытании. На длиннющей трассе оценки безопасности управления на снегу летние шины с треском проиграли — ехать пришлось медленно и буквально на ощупь. Отечественные Artmotion Snow выступили очень хорошо. Поэтому констатируем: для снежных зим белорусские покрышки — то, что надо. Второй вариант: эксплуатация в сельской местности. Если вам часто приходится «торить» дорогу по заснеженному полю, «Белшина» вам очень подойдет.

Асфальт

Серию тестов на асфальте открывает аквапланирование на снежной шуге — талом снегу. Специально для этого теста снег собирают и хранят, а когда температура воздуха поднимется до +7С°, его полосой выкладывают на отдельном участке асфальта. Глубина слоя шуги составляет 35 мм. Машина проезжает по шуге, разгоняясь. Электроника по каналам ABS считывает скорость, на которой начинается пробуксовка. Дольше всего «всплытию» сопротивлялись летние шины, а хуже всего выступили покрышки Cordiant.

В торможении на мокром асфальте (вода покрывала дорогу полностью слоем 3 мм, что соответствует состоянию дороги в обильный ливень) лучшими вновь оказались летние шины, что неудивительно. А вот хорошо выступавшие на снегу и льду покрышки Cordiant и «Белшина» оказались в конце списка с плачевными результатами: они обеспечили длиннющий 40-метровый тормозной путь. Неудовлетворительные результаты мы наблюдали в других асфальтовых тестах. Летняя шина гораздо лучше тормозит на асфальте. Из зимних лишь комплект шин Barum неплохо держится за асфальт, хотя тормозной путь заметно длиннее. В общем, шины следует использовать по сезону. Зимняя шина летом крайне небезопасна. И наоборот.

Сопротивление качению

Оценку легкости качения мы давали на специальном стенде с металлическим барабаном. Коэффициент сопротивления качению выражается в кг/т (или Н/кН). Коэффициент в 7 кг/т означает, что, если на шину давит груз в одну тонну, к ней нужно постоянно прилагать силу в 70 Н, чтобы не дать ей возможность потерять скорость под воздействием сопротивления качению. Самый низкий коэффициент сопротивления качению у шин Nokian и Barum, самый высокий — у «Белшины».

Место 1 Nokian
  Nordman RS
Индекс нагрузки 94 R XL
Твердость резины по Шору* 59
Глубина протектора, мм 8,9
Страна изготовления Финляндия
Минимальная цена, бел.руб. 970 000

Покрышки с довольно сбалансированными характеристиками. Хороши на зимних типах поверхностей. А вот при эксплуатации в городе (на очищенных дорогах) следует держать дистанцию (тормозной путь длинный) и не превышать скорость в поворотах. Эти шины обладают наименьшим сопротивлением качению.

Место 2 Barum
  Polaris 3
Индекс нагрузки 91 H
Твердость резины по Шору* 67
Глубина протектора, мм 8,6
Страна изготовления Чехия
Минимальная цена, бел.руб. 1 270 000

Сбалансированные шины, но лучше подходят для эксплуатации в городе и на очищенных дорогах. Очень неубедительны на льду, зато обеспечивают высокое сцепление с мокрым и сухим асфальтом. Но тормозной путь на асфальте довольно длинный. Цена высоковата.

Место 3 Cordiant
  Winter Drive
Индекс нагрузки 94 T
Твердость резины по Шору* 61
Глубина протектора, мм 8,6
Страна изготовления Россия
Минимальная цена, бел.руб. 640 000

Сайт Cordiant гласит: «Шина для безопасного вождения в условиях переменчивой погоды в городе». Мы не согласны. Покрышки Winter Drive отлично держат на льду и снегу, но с треском проваливают асфальтовые дисциплины. Их следует использовать за городом. Тормозной путь на асфальте и управляемость — неудовлетворительные.

Место 4 Premiorri
  Via Maggiore
Индекс нагрузки 91 T
Твердость резины по Шору* 66
Глубина протектора, мм 8,5
Страна изготовления Украина
Минимальная цена, бел.руб. 640 000

Агрессивный протектор украинских шин неважно ведет себя на зимних поверхностях. Сцепление на льду, тормозной путь на снегу и управляемость — слабые места этих шин. На асфальте шины Premiorri — ниже среднего.

Место 5 Белшина
  Бел-317 Artmotion Snow
Индекс нагрузки 91 T
Твердость резины по Шору* 65
Глубина протектора, мм 9,5
Страна изготовления Беларусь
Минимальная цена, бел.руб. 650 000

Длиннейший тормозной путь на льду «Белшина» компенсировала уверенным сцеплением со снегом. В целом для движения по льду и снегу модель «Бел-317» неплохо подходит. Это ярко выраженная шина «скандинавского» типа, для суровых зимних условий. Но на асфальте — беда. Тормозные пути на асфальте очень длинные. Сопротивление качению — наибольшее.

Нужные услуги в нужный момент
-49%
-30%
-20%
-10%
-35%
-12%
-20%
-20%
-15%