Автобизнес


Иван Петренко,

Их называли настоящими, сделанными на века, и сегодня ставят в пример нынешней продукции автопрома, справедливо считающейся «одноразовой». О чем речь? О «народных» авто — тех моделях, которые стали первыми для большинства белорусских автомобилистов в начале 90-х, и на примере которых мы понимали, что такое хорошо и что такое плохо, что такое надежность и настоящее немецкое качество. Но по-прежнему ли настоящее качество в цене? На примере базы бесплатных объявлений на A.TUT.BY мы решили посмотреть, насколько за прошедший год подешевели самые «народные» модели, выпускавшиеся еще в 90-х и до сих пор популярные на периферии.

Сегодня это может звучать как «байки из склепа», однако в прежние годы, благодаря удивительной надежности автомобилей родом из 80−90-х, ситуация «пригнал — год поездил — ничего не вложил — продал дороже» была скорее правилом, чем исключением. И этому есть вполне логичное объяснение: сами автомобили были прочнее и выносливее, на рынке не было хлипких китайских запчастей. И поэтому пробеги под 100 тысяч километров только с заменой масла и фильтров были реальностью для 7−10-летнего автомобиля. Неудивительно, что в Беларуси многие «народные» модели, выпущенные в 80 или 90-х годах прошлого столетия все еще в цене!

Кто у нас самый народный? Конечно же, VW! На протяжении почти двух десятилетий (80−90 годы) концерн один за одним штамповал бестселлеры в любом из сегментов, в которых присутствовал. Неудивительно, что подержанные VW были одной из самых дорогих «бэушек» в своих сегментах, и в первую очередь это касается VW Golf 2. Казалось, что над этим автомобилем не властны ни время, ни обстоятельства — цена на него всегда была чуть ли не в два раза выше, чем на модели конкурентов. К примеру, еще год назад Golf 1990−1991 годов выпуска (последние годы производства) в хорошем состоянии стоил от 1700 до трех тысяч долларов. А что сейчас?

А сейчас, как ни парадоксально, картина не сильно изменилась. Если в нашей базе бесплатных объявлений поставить параметр поиска «по цене», то можно подумать, что Golf 2 нынче продается по цене металлолома — есть экземпляры и по тысяче, и по 500−700 долларов. Однако листаем дальше, и… ухоженные экземпляры до сих пор стоят по 2,5−3 тысячи долларов. И судя по тому, что это не единичное объявление, логично предположить, что «гольфы» до сих пор покупают по таким ценам. Получается, что «второму» все эти кризисы нипочем?

Тогда интересно, что же произошло с ценами на преемника «второго» — Golf III. Многие считали третье поколение не таким удачным, как второе, но на самом деле оба этих автомобиля не сильно разорительны в содержании, а если учесть, что Golf 3 выпускался до 1997 года (а кабриолет еще позже), то шансов найти авто в нормальном состоянии и с меньшим пробегом сейчас гораздо больше.

Для примера берем автомобили 1994−1995 годов выпуска. В прошлом году за них просили порядка 2,5−3,5 тысяч долларов (заметьте, не намного больше, чем за Golf 2). Ну, а сейчас, если судить по нашей базе бесплатных объявлений, ситуация тоже не сильно изменилась — самые дешевые авто предлагаются примерно по 1,7−2 тысячи долларов, но ухоженные экземпляры сегодня стоят уже даже дороже четырех тысяч долларов! Получается, что Golf III в идеальном состоянии не то что не подешевел, а даже подорожал.

Еще один «суперхит» от VW — модель Passat. Поколение B4 является, по сути, лишь глубоким рестайлингом поколения В3, однако по цене оно всегда заметно отличалось от прародителя. И в прошлом году минимальная цена на В4 составляла порядка 3,5 тысяч долларов, а самые лучшие экземпляры оценивали тысяч в 5.

А сегодня… Хм, это какой-то фольксвагеновский заговор: Passat B4 сегодня по-прежнему стоит 5 тысяч долларов! Да, есть предложения и подешевле, от двух тысяч долларов, но ухоженная машина, как видите, ничуть не подешевела за прошедший год!

Но только ли VW в состоянии не терять в цене с годами и лишними сотнями тысяч километров пробега? Сейчас посмотрим, и для примера возьмем еще одну «народную» модель, заслужившую почет и уважение в Беларуси благодаря своей надежности и невысокой стоимости содержания. А этой моделью будет Audi 100 C4, она же впоследствии превратившаяся в Audi A6 первого поколения.

Audi 100 всегда считалась «богатой» машиной, и это ощущение с годами не улетучивается. Неудивительно, что еще в прошлом году за автомобиль 1993−1994 годов выпуска просили минимум 4 тысячи, а если это был ухоженный дизельный универсал, то могли поставить ценник и выше 5,5 тысяч долларов.

А сегодня картина уже иная: цены на «сотку» начинаются чуть ли не с двух тысяч долларов, а дальше по нарастающей. Однако растет цена весьма высоко — и самые дорогие С4 сегодня стоят столько же, сколько и год назад, — около 5−5,5 тысяч долларов. Получается, что формально «сотка» вроде как подешевела и стала доступнее, но при этом на ухоженные экземпляры никто никакой скидки давать не собирается…

Похожая история и с «бочкой», Audi-80 B4. Модель настолько популярна в Беларуси, что в прошлом году за автомобиль 1993 года выпуска не стеснялись просить 4,5−5,5 тысяч долларов! Казалось бы, сегодня такая цена за 22-летний автомобиль — это просто фантастика. И действительно, если поставить «по цене», то видно, что самые дешевые В4 предлагаются за 2−3 тысячи долларов. Но это только самые дешевые, а если пролистать до конца, то с удивлением обнаруживаешь, что 3 последние страницы — это Audi-80 B4 стоимостью от 4 до 5,5 тысяч долларов.

Ладно, допустим на секунду, что легендарные модели из прошлого века смогли обмануть все законы экономики, и вопреки всем тенденциям ничуть не подешевели за последний год. Тогда интересно посмотреть, что произошло с другими «народными» авто, но уже из следующего поколения, родом из 2000-х?

Для примера мы возьмем автомобиль, который всерьез называли «преемницей Passat» — Skoda Octavia первого поколения. И хотя формально это скорее преемница Golf, поскольку относится к тому же классу, белорусам важнее было то, что Octavia оказалась такой же надежной, неприхотливой и недорогой в содержании, как и старые VW.

Это сделало Octavia весьма ликвидным товаром: в прошлом году за автомобиль 2000 года выпуска просили минимум 6,5 тысяч долларов, а средней ценой можно было считать 7 тысяч. Так, смотрим, почем их продают сейчас…

Ситуация схожа с предыдущими моделями: самые доступные экземпляры подешевели, и сегодня стоят уже 3,5−4,5 тысячи долларов. Но примерно половина предложенных к продаже Octavia 2000 года выпуска и сегодня оцениваются владельцами в 6−7 тысяч долларов. А есть и такие, что предлагаются и по 8!

Не такой уж «народный», но тоже весьма популярный «большой автомобиль за небольшие деньги», Opel Omega 2000-го года выпуска прошлой осенью стоил от 4,5 до 6,5 тысяч долларов. Сегодня минимальная цена опустилась до отметки 3−3,5 долларов [^]. Но при этом средняя цена, если изучить все предложения, оказывается все такой же, как и в прошлом году, — за Omega 2000 года по-прежнему просят и 6, и 6,5 тысяч долларов, а есть такие экземпляры, которые оцениваются владельцами и в 7−8 тысяч!

Какие из этого можно сделать выводы? Можно предположить, что продавцы подержанных авто просто не в курсе, насколько упали цены, но это будет неправдой, потому что частники ориентируется на те цены, что выставляют перекупщики на рынке, а уж эти-то всегда точно знают, за сколько какой автомобиль реально продать. Значит, выходит, что цены на «народные» авто и впрямь нисколько не снизились, а в некоторых случаях и вовсе поднялись. И хотя, как говорят те же перекупщики, «одно дело — выставить цену, а другое — продать по такой цене», владельцы представленных в обзоре моделей наверняка смотрят в будущее с большим оптимизмом, чем владельцы «недорогих премиальных моделей», за год подешевевших на 30−40%.

Нужные услуги в нужный момент