Автобизнес


Иван Петренко,

«Купил, поездил, продал дороже» — помните этот стандартный бизнес-план большинства белорусов? Да, времена были другие — цены не колебались на 30−50%, как сейчас. Да и автомобили тоже: «настоящие», не одноразовые. Пока были «живы» культовые немецкие модели, составлявшие основу автопарка, тратить деньги на содержание машины считалось неприличным. «Три года отъездил, только масло и колодки менял» — помните такое? И ремонт на $ 2000, который сейчас является обыденным делом, тогда воспринимался как катастрофа.

Большинство нынешних интернет-пользователей автомобиль, что изображен на заглавном фото, сейчас воспринимают чуть ли не как современника Ленина: культовый W123, считавшийся образцом идеального автомобиля, увы, ушел в прошлое — годы, климат и отношение владельцев не оставили ему шансов на выживание. Однако не все потеряно: из плеяды «настоящих» по нашим дорогам ездит еще довольно много автомобилей.

Посмотрим, что из них можно еще купить в базе бесплатных объявлений на A.TUT.BY.

«Гольф»? Ну кто ж его не знает?! Что двадцать лет назад, что десять, что сейчас, Golf — это имя нарицательное на авторынке, особенно если отъехать от МКАД сотню-две километров. Простой, неприхотливый, вечный — именно такими мы и запомним второе и третье поколение легендарной модели.

Мы намеренно не разделяем второй и третий Golf в нашем обзоре, так как сегодня уже не столь важна принадлежность к поколению или год выпуска автомобиля, как его состояние. Второй, третий — неважно, потому что у нерадивого «ездока» даже на машине 1997 года можно живого места не найти, а если поискать, то вдвое дешевле можно найти Golf-2 еще из 80-х, на котором только в выходные и по праздникам ездили.

«Народным» Golf стал благодаря своей выносливости, ремонтопригодности, дешевизне содержания, а главное — достаточно крепкому кузову, успешно сопротивляющемуся коррозии долгие не то что годы, а десятилетия. У Golf было много достойных конкурентов — но лишь пока они были новыми, а когда машина перешагнула 10-летний рубеж, оказалось, что остальные сильно ржавеют, не каждый мастер хочет за них браться. И запчасти, как на Golf, буквально в каждом сельпо не купишь… Что интересно — Golf-2 выпускался в многочисленных модификациях, однако популярными стали лишь самые простые и распространенные — и вправду, «народный» автомобиль. А ведь не многие знают, что он мог быть и таким: рамным, с полным приводом и очень внушительным клиренсом. Этот Golf называется Country.

Между вторым и третьим — огромная разница, однако оба они смогли заслужить народную любовь. И второе, и третье поколение всегда были любимы перекупщиками, потому что это — ликвидный и ходовой товар. Простой, недорогой, без капризов и «глюков» — он всегда считался отличным вариантом и в качестве первого автомобиля, и в качестве транспорта на каждый день. Идут года, десятилетия, а Golf второго или третьего поколения можно по-прежнему встретить и на столичном проспекте, и в глубинке. Любой деревенский тракторист расскажет вам о различиях между многочисленными модификациями «всеядного» 1,9-литрового дизельного мотора, любая СТО примет на ремонт без вопросов. Определенно, Golf-2 и Golf-3 — это вехи в белорусской автомобильной истории. И кто сможет с ними поспорить? Ну, разве что другой Volkswagen…

Да, Volkswagen другой, а история та же: просто, надежно, недорого — и вот тебе, еще один любимец публики. Начиналось все еще с «крокодила», Passat B2, однако сейчас найти выжившую машину можно разве что чудом, поэтому все лавры заслуженного труженика легли на его преемников — модели B3/B4.

Между этими моделями тоже есть существенные отличия, однако для белоруса это один автомобиль — «пассатик». В идеале — универсал. Автомобиль, который может перевезти, как пел Лявон Вольский, «блокаў сілікатных поўненькі паддон, палову ў багажнік, палову ў салон». И этим его способности не ограничивались: те, кому довелось пересекать границу РБ — Польша до введения «8-дневного» указа, наверняка смогли на несколько часов ощутить себя в «стране Пассатии». Представляете, выходите вы из автомобиля — а вокруг одни Passat, одни универсалы. И все, как один, дизеля.

Почему? Это уже давно не секрет — при соблюдении некоторых правил «приграничной» заправки в топливный бак дизельного Passat B3/B4 вмещается больше 100 литров дизтоплива. И при среднем расходе 4−5 литров на 100 километров каждый выехавший мог спокойно скататься в Белосток и обратно и при этом продать 100 литров. Однако эпоха «соляровозов», похоже, закончилась. Но на судьбе Passat B3/B4 это никак не отражается — ухоженные экземпляры по-прежнему стоят чуть ли не на 30−50% дороже одноклассников-одногодок. И при этом в продаже они не особо «зависают», что говорит о прежней ликвидности этих легендарных Passat. В отличие от следующего Passat B5, к которому гораздо больше вопросов и по надежности, и по стоимости содержания. Да и в целом — просто больше вопросов. Есть ощущение, что если бы смена этих поколений происходила сейчас, когда производители ориентируются на рынок СНГ, Volkswagen, наверное, перенес бы сборку Passat B4 в Россию — с приставкой Classic, вместо Polo-седан.

Еще один автомобиль, который не нужно представлять белорусам, и который они наверняка бы сейчас с удовольствием покупали новым — это Audi 100 четвертого поколения, в 1994 году после рестайлинга переименованный в А6. Википедия утверждает, что поколение С4 — это есть глубокая модернизация поколения С3, и если это так, то тогда понятно, почему у 100/А6 так много поклонников. Ведь все, что было спроектировано в 80−90-е, сделано словно на века — а это позволяет до сих пор содержать автомобиль относительно недорого. Если, конечно, предыдущие владельцы вообще вкладывали в него хоть что-то, а не «ездили 3 года, меняя масло и колодки».

Знаменитые «три Z» были любимым «магнитом» перекупщиков — мол, именно эти машины имели оцинкованный кузов. Хотя на самом деле Audi 100 имеет ее с 1985 года на всех экземплярах. Но сегодня это не является гарантией сохранности кузова — если он был бит раньше и некачественно отремонтирован, а то и просто запущен, то коррозии на кузове будет не меньше, чем у других автомобилей.

Но в целом поколение С4 до сих пор демонстрирует завидную живучесть — если не брать во внимание «замученные» дизеля, то большинство экземпляров можно описать словами «состояние — хорошее». Да и ходовые качества могут привести в восторг любителей «бюджетников»: мягкие подвески, хорошая шумоизоляция, и интерьер по качеству не идет ни в какое сравнение. То же самое можно сказать и про следующее поколение, С5, но оно и в содержании дороже, и сложнее, и капризнее.

Автомобиль-легенда, в особых представлениях не нуждающийся, но сейчас, к сожалению, слегка потерявшийся на фоне молодых да гарантийных «бюджетников» — Mercedes-Benz W124. Их называют «миллионниками», и это отнюдь не преувеличение: при должном уходе и кузов, и ходовая часть, и двигатель спокойно переваривают такие пробеги. Кто из «молодежи» сможет проехать столько же?

Но, увы, эра W124 тоже постепенно подходит к концу: «живых» все меньше, стоят они все дороже, а те, что уже слегка потрепаны жизнью, мало кому интересны. Возникает парадокс — все знают, что автомобиль славится надежностью, однако отдавать 7−8 тысяч за выносливость и громадный ресурс никто не торопится. А владельцы, в свою очередь, не торопятся снижать цену, потому что знают: кризис кризисом, а что-то более надежное за такие деньги уже не купишь. Хотя, если вам не принципиален именно бизнес-класс и вековая надежность, кое-какие варианты все еще остались.

Ближе к концу 2000-х в автопроме окончательно наступила эра «алюминия» и «одноразовых» машин: столь любимые белорусами бренды сменили поколения своих моделей, и оказалось, что от «народных» в них совсем мало. Более комфортные, роскошные, динамичные и безопасные, однако при этом более сложные в ремонте и дорогие в содержании — такие модели белорусам по душе не пришлись, и им срочно потребовалась замена. К счастью, благодаря тому, что у разных производителей модели меняются в разные годы, такая замена нашлась — и ею оказалась Opel Astra G.

Вообще-то белорусы к Opel всегда относились немного пренебрежительно. Ценили комфорт и плавность хода, о которой мог только мечтать владелец Golf или Passat, но проблема с антикоррозийной устойчивостью сводила все преимущества Opel на нет. Но, как только она была решена, Opel тут же стал столь же востребован, как и VW. И первой моделью, которую действительно можно назвать народной, у Opel стала Astra второго поколения, именуемая G.

С вечным соперником, VW Golf, у этой Astra получилась очень удачная «рокировка» — в 1998 году на смену третьему Golf пришел четвертый, а он белорусам не сказать что пришелся по душе. А тут как раз Astra — новая, такая же простая, надежная и выносливая, как прежние Golf, такая же удобная и комфортная, как предыдущие Astra, но при этом уже не сгнивающая за несколько лет.

Конечно, прогресс неумолим — в Astra G использованы совершенно иные технологии, чем в Golf-3, однако ее все равно приняли на ура. И за несколько лет она стала очень популярной, равно как и Opel Zafira, который можно назвать самым распространенным в Беларуси минивэном. Точно так же, как и в случае с Golf, каждый механизатор знает, что у Astra G 1,7-литровый дизель бывает немецким и японским, и до хрипоты готов спорить, какой из них надежнее.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-35%
-30%
-20%
-20%
-90%
-45%
-40%