Автобизнес


Иван Петренко,

Несколько больших сумок, еще один пассажир, два детских сиденья в салоне, какой-то груз нестандартных габаритов - и понимаешь: из легковушки ты уже вырос. Тебе нравится, как она разгоняется, управляется, ведет себе на городских улицах, но обстоятельства требуют чего-то большего, с более просторным и вместительным салоном, с огромным багажником. Пожалуйста: сегодня в нашем традиционном обзоре 7-местные вэны.

Впервые о том, что автомобиль, имеющий более 5 традиционных мест в салоне, не обязательно должен быть микроавтобусом, автопроизводители задумались еще в начале 80-х годов прошлого века. Причем эта гениальная мысль зародилась практически одновременно по обе стороны океана: в 1984 году на рынке появились сразу две модели, совмещающие легковой комфорт и почти автобусную вместительность. В Европе это был Renault Espace, и за океаном – Chrysler Voyager, выпускавшийся также под брендами Dodge и Plymouth. Ну а когда эти необычные по тем временам модели завоевали огромную популярность, вслед за Chrysler и Renault разработкой вэнов занялись и другие автопроизводители, и сегодня на рынке мы можем выбирать среди десятков разнообразных моделей и модификаций.



Поскольку Chrysler Voyager и его клоны были пионерами данного движения, с них обзор и начнем. Тем более что до введения больших таможенных пошлин это были одни из самых популярных моделей, ввозимых в Беларусь из-за океана. Благодаря этому на авторынке до сих пор много представителей данного семейства, причем можно найти модель любого поколения, от первого до последнего. Но наиболее популярными являются модели конца 90-х - 2000 годов.

Есть ли разница между Chrysler Voyager, Dodge Caravan и Plymouth Voyager [^]? Принципиально – никакой. Между собой они разделены исключительно маркетинговыми приемами: Chrysler традиционно считается более престижным брендом, поэтому Voyager выглядит солиднее и оснащен богаче, Dodge – это спортивный бренд, поэтому внешность более агрессивная, а Plymouth – бюджетная версия. Но это очень условное разделение, потому что тот же Dodge тоже можно встретить в базовых версиях, с механическими стеклоподъемниками и т. д.

Американский вэн выпускается в двух модификациях – обычной и удлиненной, обозначаемой приставкой Grand, в которой количество посадочных мест может варьироваться от 5 до 8 в зависимости от версии. Салон сделан трансформируемым, сиденья можно складывать или убирать, если предстоит перевозка крупного груза.

Большинство модификаций имеют передний привод, однако в отдельные годы выпускались и полноприводные. Вопреки распространенному мнению дизеля на этих американских вэнах встречаются, и механическая коробка передач тоже. Более того: модификации для европейского рынка даже собирали в Европе, на заводе в австрийском городке Грац.



Белорусам Renault Espace запомнился прежде всего своим кузовом с пластиковыми панелями – такой "мутант" появился в 1984 году благодаря сотрудничеству с аэрокосмическим концерном Matra и по идее абсолютно не подвержен коррозии, от которой сильно страдают все подержанные автомобили в Беларуси, от совсем старых до совсем новых, трехлетних. Но даже имея такое солидное преимущество, как вечный кузов, Espace в Беларуси не стал очень популярным – количество эксплуатируемых автомобилей заметно меньше, чем тех же Chrysler Voyager.



Французские инженеры пошли той же дорогой, что и американские: Espace тоже выпускается в обычной и в длиннобазной версии Grand, и количество мест в салона также может варьироваться. А вот гамма моторов здесь другая: если американцы любят литраж и побольше цилиндров, то прижимистые европейцы – дизеля и экономичные моторы, поэтому максимум для Espace это 3 литра на бензиновом V6. На сегодня модель доступна уже в пятом поколении, но на наших дорогах встречаются в основном третье и четвертое. Хотя первое и второе благодаря сохранившимся кузовам тоже еще можно найти в продаже.



Первым, кто в Европе оценил успех и перспективы сегмента, который представлял Espace, стали прямые конкуренты Renault – концерн PSA. Однако дело все равно казалось рисковым, и поэтому к сотрудничеству привлекли еще и концерн Fiat, и результатом данной кооперации стало целое семейство вэнов, выпускавшихся под четырьмя марками: Peugeot, Citroen, Fiat и Lancia.

Последователи не стали вслепую копировать Espace, а предложили свое видение многофункционального вэна, еще на стадии проектирования разделенного на две модификации – люксовую пассажирскую и коммерческую, с небольшими конструктивными отличиями, такими как подвеска, высота крыши и т. д. Отличалось и оформление салонов: встречаются как люксовые версии с отдельными регулируемыми креслами - и там можно организовать мобильный офис, так и автомобили с диванами в салоне, где количество мест составляло максимальное значение для легкового автомобиля – 8+1. На белорусском рынке любая из моделей концерна часто встречается, и найти исполнение, необходимое вам для каких-то целей, не составляет труда – люксовые и коммерческие версии у нас получили примерно равное распространение.



К середине 90-х уже все автопроизводители поняли, что за вэнами и минивэнами – будущее, но только каждый понял это по-разному. Те же французы, уже имея в гамме вместительные модели Espace и 806&Co, начали экспериментировать с более компактными автомобилями – так на свет появились Renault Megane Scenic и Citroen Xsara Picasso. А вот немцам, у которых не было ни больших, ни компактных вэнов, пришлось в срочном порядке искать возможность привлечь покупателей из обоих сегментов. Так появился VW Sharan, он же Ford Galaxy, он же SEAT Alhambra – ни легковушка, ни универсал, ни вэн, ни микроавтобус. Что-то среднее, взявшее лучшее из всех этих классов.

Немцы учли все: Sharan и Galaxy могут быть 7-местными, но при этом ни по посадке, ни по управляемости, ни по габаритам они сильно не отличаются от легкового универсала. Хотя как раз дополнительные кресла в багажнике выглядят как дань бюрократической формальности: места явно сделаны в расчете исключительно на детей - взрослому человеку там просто некуда девать ноги. Посему большинство владельцев хранят дополнительные кресла в гараже, используя вместо этого огромный по объему багажник.

Главное отличие Sharan и Galaxy от вышеперечисленных моделей состоит в том, что его позиционировали как альтернативу легковушке и не более того – коммерческих версий не выпускалось, поэтому выбирать длину колесной базы или высоту крыши покупатель не мог. Зато были версии с полным приводом, но встречаются они редко.



Вам знаком такой автомобиль - Subaru Traviq? Вы точно уверены, что нет? Между тем могу поспорить, что его двойников вы видите каждый день, а может, и более того – даже владеете одним из них. Все равно не знаете такой? Что ж, не будем затягивать интригу: Subaru Traviq – это праворульный аналог Opel Zafira первого поколения, выпускавшийся для японского рынка. Вот как, оказывается, все просто – и кто хочет поспорить, что сегодня он не видел парочку Zafira по пути на работу?



В свое время, в 1999 году, Opel Zafira наделал много шума - ведь это был первый 7-местный европейский вэн, в котором дополнительные кресла можно было просто не найти в салоне. Система Flex Seven, придуманная немецкими инженерами, позволяла прятать шестое и седьмое кресла в пол багажника, почти не уменьшая его полезный объем. Система была настолько компактной, что оказалось возможным даже сохранить продольную регулировку среднего ряда. Но чуда не случилось: третий ряд также можно назвать детским, хотя некоторое время там может ехать и взрослый человек.

Уникальной Zafira можно назвать еще и потому, что она выпускалась еще и в спортивных версиях – специальная серия OPC, отличающаяся ярким цветом и измененными настройками подвесок, оснащалась 192-сильным двигателем. А это отличный вариант для активных водителей, вынужденных передвигаться на большом вместительном автомобиле.



Ну и наконец 7-местный вэн, которым мы хотим завершить сегодняшний обзор, - Mazda MPV. Она выпускалась в двух поколениях, но первое ввиду своего своеобразного дизайна и наличия только прожорливого 3-литрового мотора у нас не прижилось, несмотря на наличие полноприводных модификаций. А вот второе поколение MPV у нас одно время было весьма популярно – наряду с Chrysler Voyager их очень любили импортировать из США.

Как и Zafira, Mazda MPV выделялась возможностями изменения конфигурации салона, но здесь все было исполнено иначе. Если Zafira имела цельный средний ряд и раздельные дополнительные кресла, то у MPV все было наоборот: посередине стояли два раздельных кресла с регулировками, и правое можно было еще и перемещать в поперечном направлении, а сзади – диван. И этот диван японцы умудрились сделать складывающимся, а потом еще и изобрели механизм, позволяющий складывать его в нишу в багажнике, делая пол ровным.
Нужные услуги в нужный момент
-70%
-15%
-20%
-20%
-20%
-10%
-50%
-50%
-50%
-80%