• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Автобизнес


Артем Кирьянов, /

Фото: photo.bymedia.net
Фото: photo.bymedia.net
Приграничье породило особую профессию - перегонщик автомобилей. И в свое время она оказывала, пожалуй, определяющее влияние не только на наш авторынок, но и тех стран, откуда прибывали авто. Эти люди и сегодня поставляют подержанные машины из Западной Европы. Однако уравнивание пошлин в странах Таможенного союза три года назад фактически свело на нет некогда доходный, раскрученный бизнес.

Оклемались ли перегонщики после подорожания растаможки и стоит ли вообще сегодня покупать машину за границей?


Зарабатывали минимум 1000 долларов в неделю

То, что 2011-й станет для перегонщиков "лебединой песней", было ясно еще за полтора года до введения новых таможенных пошлин. 

Перегонщик Иван из Бреста, один из счастливчиков, поймавших в 2011-м "волну", связывает нынешнее затишье на авторынке с несколькими причинами. По его словам, сейчас запросы белорусов в основном удовлетворены: три года назад многие пригоняли по две-три добротные машины с надеждой, что их хватит на ближайшие пять-десять лет. Кредиты тогда были доступнее, топливо дешевле, а значит, покупка машины не выливалась в серьезные затраты.

- За год-полтора до подорожания растаможки я мог пригнать за неделю машин пять. После - от силы пять в месяц, - рассказывает Иван. - Раньше с понедельника по пятницу проводил время в дороге, в выходные - сплошные встречи с клиентами, не было даже времени нормально выспаться. Сейчас дела - из рук вон: хорошо, если за месяц поступит два заказа. Понятно, что много на этом уже не заработаешь. Короче говоря, перегон из основного источника дохода превратился в подработку от случая к случаю.

По словам "гонялы", во время автобума тысяча долларов заработка в неделю была минимумом. Сегодня такую сумму можно получить за привоз авто с объемом двигателя больше двух литров. За машинки поменьше дают примерно 600 у.е. Но даже такие сделки - редкость. 

Машина начинается с "вешалки"

- Пару недель назад я пригнал внедорожник из Германии, - говорит Иван. - Там он стоил 30 тысяч евро, здесь с растаможкой - 41 000. Разумеется, такие заказы бывают крайне редко. В основном ходовые модели теперь с объемом от 1 до 1,4 литра.

Такие автомобили перегонщики чаще всего "вешают" на себя или близких, а потом самостоятельно перепродают. Если же свободной "вешалки" (так называют людей с шенгенской визой, которые в текущем году ни разу не пригоняли автомобиль в Беларусь) не находится, покупатель ищет ее самостоятельно. Своеобразная "база вешалок" есть и у самих перегонщиков - схема отработана давно. Но в этом случае клиенту придется расстаться еще с сотней-другой долларов за услугу.

- В общем, тех объемов, что были раньше, уже, конечно, нет, - подытоживает Иван. - Но, поверьте, никто из вкусивших этого нелегкого хлеба на обычную работу не устроился. Все те же "гонялы" теперь перепродают что-то из автомобилей на авторынках. Кто-то занимается доставкой товаров из Польши под заказ. Другие возят запчасти для машин. Многие на заработанные в тот год деньги обзавелись 3-4 квартирами и теперь сдают их в аренду.


Сельский детектив

Однако не все перегонщики согласились с новыми правилами игры. Чем дальше в прошлое уходил автомобильный бум, тем больше рождалось "серых" схем поставки машин. Никому и в голову не могло прийти, что Декрет № 6 президента станет одной из лазеек для беспошлинного ввоза машин в страну: документ позволял зарегистрированным в сельской местности предпринимателям ввезти транспортное средство как часть уставного капитала без растаможки. Этой возможностью сразу воспользовались: более половины ввозивших автомобили юрлиц зарегистрировались сразу после принятия декрета. Располагались такие фирмы, как правило, в окрестностях крупных городов. Стоит ли говорить, что далеко не все на момент ввоза автомобилей имели документы на право собственности или аренды помещений. Некоторые здания по указанным в регистрационных документах адресам к моменту проверки и вовсе перестали существовать.

Вовремя принятые Госконтролем поправки в законодательство остановили этот нелегальный поток: теперь предприниматели должны вести в сельской местности деятельность не менее пяти лет, а не просто быть там зарегистрированными.


Номера битые и перебитые

Впрочем, изменения в декрете никоим образом не повлияли на другую схему, которая по сей день активно практикуется в регионах, близких к странам ЕС. Иностранные граждане оформляют так называемый временный ввоз в страны Таможенного союза. По закону пошлина в этом случае уплачивается только после передачи автомобиля другому лицу. То есть по факту реализации. Но это не мешает продавать такие машины без обязательной выплаты: автомобиль с перебитыми номерами просто растворяется на просторах ТС. В Брестской таможне объясняют: сам факт подобной передачи - уже нарушение, причем ответственность за нее несут оба участника сделки.

Брестский перегонщик Антон (имя изменено) в своей практике нередко совмещал временный ввоз еще с одной схемой.

- На кузове временно ввезенного автомобиля после прибытия из-за границы просто перебивались номера, - говорит он. - Но не на взятые из головы, а с аналогичных машин, которые после ДТП или пожара пришли в негодность. Такие документы можно купить, и тогда временно ввезенный автомобиль становится полностью легальным. Чаще всего эти машины продаются в Россию, где проверить что-либо по белорусским базам сложно. Кое-кого из моих знакомых за это оштрафовали на огромные деньги, и я "ушел в тень".

Но если этот вариант еще предполагает более-менее успешный исход махинации, то простое перевешивание регистрационных знаков при выезде на старой машине и въезде на новой - попытка, что называется, "на дурачка". Впрочем, говорят таможенники, есть и такие. 


Российские риски

Тем, кто сегодня хочет приобрести автомобиль легально и немного дешевле, открыт рынок России. Новым направлением не преминули воспользоваться некоторые юрлица.

Сегодня можно найти компании, которые доставляют новые авто из российских салонов по более низким (в сравнении с белорусскими) ценам. Откуда разница? Консультант такой фирмы объясняет: все дело в прямой поставке со склада. Правда, фирма работает по полной предоплате - то есть риск остаться без денег все же есть.

Куда больший риск - поехать сегодня в Россию за машиной самостоятельно. Отменой таможенных пошлин на ввоз авто из РФ решил воспользоваться предприниматель Андрей из Бреста (имя изменено). Он купил в Москве неплохой Renault и сэкономил при этом 4 тыс. долларов. Брестчанин признается: впечатлений от поездки ему хватит надолго.

- Не спорю, есть в России добросовестные продавцы, но их еще меньше, чем в Литве. Больше тех, кто норовит так или иначе "кинуть" покупателя на деньги, - говорит Андрей. - До поездки я читал кое-какие форумы и советы, но мне и в голову не приходило, что обман достигает таких масштабов. Продавцы искажают сведения в документах, паспорте транспортного средства, договоры купли-продажи могут заключаться на других лиц, машина может быть не снята с учета, может отсутствовать разрешение на вывоз. Там в два счета перебивают номера, продают "распил" и "остовы" под видом белорусских и казахстанских автомобилей с поддельными номерами этих стран. К счастью, я заранее подготовился и с ходу видел обман. Поэтому и получилось купить сравнительно нормальную машину. Но, думаю, так везет не всем, ведь "левых" авто на российских рынках десятки тысяч.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-20%
-50%
-50%
-15%
-20%
-10%