реклама
реклама


Автобизнес


/

Нашумевший проект создания "Ё-мобиля" фактически потерпел крах. По данным "Газеты.Ru", бизнесмен Михаил Прохоров, вложивший в него 150 млн евро, сейчас озабочен тем, как свести к минимуму имиджевые потери. Формально производство линейки автомобилей в очередной раз отложено, однако даже работы по строительству автозавода для "Ё-мобилей" уже заморожены из-за отсутствия финансирования.

Старт производства амбициозного автомобильного проекта "Ё-мобиль" формально откладывается на неопределенный срок. По сути же, как выяснила "Газета.Ru", можно говорить о завершении нашумевшей автомобильной эпопеи бизнесмена Михаила Прохорова и провале проекта. Об этом "Газете.Ru" на условиях анонимности рассказал экс-сотрудник "Ё-авто", хорошо знакомый с ситуацией в компании.



"Это конец, и это было понятно еще осенью прошлого года, - рассказал источник. - Для Прохорова сейчас стоит вопрос: как выйти из проекта с минимальным ущербом, прежде всего имиджевым. Он ввязался в это дело по ошибке, не имея такого опыта, не осознавая всех проблем, связанных с разработкой и производством автомобилей. "Ё-мобиль" не задумывался как голый пиар-проект – работа реально велась, есть запатентованные уникальные разработки".

По словам бывшего сотрудника компании, о том, "как красиво выпутаться из сложившейся ситуации", в "Ё-авто" задумались еще в прошлом году. "Начали думать над этим, когда окончательно пришло понимание того, что сделать "Ё-мобиль" конкурентным по цене не получится и что до производства автомобиля дело, видимо, не дойдет", - отметил источник.



По словам экс-сотрудника "Ё-авто", в компании были очень хорошие наработки, которые могут быть востребованы на рынке.

- Не исключено, что уникальную гибридную установку кто-то купит - она запатентована, - отметил он. - Есть также вариант наладить производство суперконденсаторов, "Ё-авто" - лидер в России в этом направлении. Суперконденсаторам можно найти альтернативное применение, производить их на площадке под Петербургом и продавать. Если говорить в целом, то Прохоров, скорее, жертва в этой ситуации. Проект раскрутили на всю Россию. В отличие от многих других автомобильных компаний "Ё-авто" удалось сделать яркий бренд, но не удалось - сам автомобиль.

Он напомнил, что в общей сложности в проект уже было вложено 150 млн евро. "Еще 200 млн планировалось вложить", - добавил он.



Между тем в правительстве Санкт-Петербурга пока лишь констатируют, что старт проекта откладывается на неопределенный срок.

"Я думаю, что эти планы откладываются достаточно серьезно, на неопределенный срок, - заявил в четверг председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. - Есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, которое требует большого объема финансирования".

По словам Мейксина, петербургские власти недавно интересовались у компании "Ё-авто" о стадиях развития проекта. Из этого разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается. Чиновник напомнил, что компания "Ё-авто" должна была начать сборку автомобилей в конце 2014 года, а в начале 2015-го – выйти на серийное производство.



"У нас не так много информации, и в чем там конкретно у них проблемы, сказать сложно, - уточнил начальник управления развития внешнеторговой деятельности и связей с общественностью Смольного Алексей Яковлев. - У нас есть объект строительства, сам завод, он не заморожен, но и не закончен. По каким-то причинам стройку они не завершают. Уровень готовности этого объекта я оценить затрудняюсь".

В пресс-службе комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга сообщили, что в настоящее время работы по строительству завода компании не ведутся.

Российские автолюбители следят за развитием амбициозного проекта с 2010 года, когда было объявлено о его старте. В "Ё-мобиль" инвестировала компания Михаила Прохорова ОНЭКСИМ и российско-белорусская компания "ЯРОВИТ Моторс".



В 2011 году в индустриальном районе Марьино под Санкт-Петербургом Прохоровым был заложен первый камень завода компании "Ё-авто", на котором планировалось собирать до 45 тыс. автомобилей в год. На строительство первой очереди объекта было выделено примерно 142 млн евро. Завод должен был быть готов ко второй половине 2012 года, однако сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались. На сегодняшний день завод не достроен, стройка не заморожена, но никакие работы на площадке не ведутся.

За четыре года существования проекта были презентации, тест-драйвы для журналистов и лично для Владимира Путина, запуск сайта, показ концептов на престижном Франкфуртском автосалоне и третье место в списке самых ярких российских брендов по версии Forbes. Первой серийной моделью "Ё-авто" должен был стать полноразмерный внедорожник "Джи" (G) класса.

Летом 2013 года Прохоров заявлял, что с проектом все в порядке, но окончание строительства завода откладывается. Бизнесмен пояснил, что строительство предусматривает большое количество инновационных деталей, которые невозможно сделать в России, в результате чего их приходится заказывать у западных фирм, которые срывают сроки поставок. Прохоров отмечал, что запуск производства случится в конце 2014-го – начале 2015 года и проект уже можно считать состоявшимся.

На сегодняшний день на сайте компании предзаказ на широко разрекламированный доступный гибрид оформили более 200 тыс. человек.

В пресс-службе группы ОНЭКСИМ (курирует компанию "Ё-авто") в четверг прокомментировать слова Михаила Мейскина оперативно не смогли. Однако эксперты уверены в том, что российские автомобилисты, скорее всего, не дождутся появления "Ё-мобиля" - заявления конструкторов они считают слишком амбициозными и по замыслу, и по срокам реализации. Скептически настроены относительно светлого будущего проекта и чиновники. Так, заместитель министра промышленности и экономики Андрей Дементьев ранее выражал сомнение, что симпатичные концепты и красивые презентации удастся воплотить.



"У этого проекта нет будущего, – считает руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив. - Я и пять лет назад это понимал, но всегда говорил: а давайте посмотрим, что получится. Проект "Ё-мобиля" можно сравнить с кубиком Рубика или iPhone, которые своим появлением произвели революцию. И если рассматривать проект с такой точки зрения, то он имеет право на продолжение существования – может быть, когда-нибудь он перевернет представления об автомобилестроении".

"Задумка противоречит всем мировым концепциям автомобилестроения. Да, технологии, которые собирались использовать в проекте, существуют по отдельности, но объединить их вместе, да так, чтобы это стоило дешево, – нереально. А если бы автомобили претендовали на конкуренцию в более высокой ценовой категории, то все равно ничего не вышло бы – за другие деньги можно купить другие автомобили, не из пластика", - поделился своим мнением эксперт.

"Вряд ли Прохоров рассчитывал только на хороший пиар от участия в проекте – все-таки это один из самых серьезных бизнесменов России, эффективный менеджер. Возможно, в большей степени пиаром и распилом бюджета занималась сама команда "Ё-авто". Хотя нельзя отрицать тот факт, что Прохоров пользовался "Ё -мобилем" для создания информационного поля вокруг себя, когда ему это было необходимо", - считает Дацкив.

Аналитик ВТБ-Капитала Владимир Беспалов также считает, что с учетом сложной ситуации на рынке перспективы проекта вызывают серьезные сомнения.

"Пару лет назад, когда рынок рос, может, и нашлось бы место для такого откровенно нишевого продукта, хотя и тогда к концепции "Ё-мобиля" возникало много вопросов, - сообщил эксперт. - Ожидать запуска производства и выхода автомобиля на рынок в ближайшее время точно не стоитДо сих пор непонятно, насколько хорошо технологически отработан автомобиль, чтобы пользоваться хорошим спросом, - такие инновационные продукты сложно сделать и качественными, и доступными одновременно. Возможно, какие-то работы будут проводиться и проект продолжит существовать в вялотекущей фазе".

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.

Комментарии с форума

  • NAC 21 февраля 2014 в 16:33 из Беларуси

    andrey_125 (21.02.2014 16:18) писал(a):
    Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Зато появился опыт, а он дорогого стоит. Другие могли просто профукать деньги а Прохоров хоть что-то пытался сделать.
    Иная простота, хуже воровства. Еще один хороший опыт по отъему денег. И ничего он не собирался профукать.

  • NAC 21 февраля 2014 в 16:37 из Беларуси

    snake88 (21.02.2014 16:24) писал(a):
    Всё у ребят получится - и я верю в это. Может и не ёмобиль, но каким нибудь крутым проектом выстрелят, ибо золотые руки и золотые мозги у людей, с которыми было действительно интересно и приятно работать. ЗЫ экс-сотрудник.
    Вы всем и во все верите, молодой человек?

  • kollchak 21 февраля 2014 в 16:41 из Беларуси

    Не взлетела русская "Тесла". Жаль.

  • snake88 21 февраля 2014 в 16:47 из Беларуси

    NAC (21.02.2014 16:37) писал(a):
    Вы всем и во все верите, молодой человек?
    Ну парням-работягам и конструкторам точно верю, а всё остальное вторично). Руки и мозги у людей есть, разработки свои имеются, а инвестора найдут.

  • NAC 21 февраля 2014 в 16:48 из Беларуси

    С самого начала, для людей, который, хоть немного разберется в механике и автомобилях, было понятно, чем это закончится. Только наивные, восторженные ботаники могли поверить в имижджевый проект, созданный к президентским выборам. Ключевая фраза в заголовке:"Сейчас озабочен тем, как свести к минимуму имиджевые потери." Ибо финансовых. этот товарищ, совсем не понес, разведя доверчивых инвесторов.

  • NAC 21 февраля 2014 в 16:48 из Беларуси

    snake88 (21.02.2014 16:47) писал(a):
    Ну парням-работягам и конструкторам точно верю, а всё остальное вторично). Руки и мозги у людей есть, разработки свои имеются, а инвестора найдут.
    Уф.. Я решил, что Прохорову.

  • NAC 21 февраля 2014 в 16:51 из Беларуси

    kollchak (21.02.2014 16:41) писал(a):
    Не взлетела русская "Тесла". Жаль.
    что может взлететь за 14000 уе?

  • turbosekov 21 февраля 2014 в 19:36 из России

    Кроме умения воровать, других навыков "бизнесмен" Прохоров не обнаружил! Почему меня это не удивляет?!

  • anna_orlova 21 февраля 2014 в 19:43 из Беларуси

    жаль. я записалась на автомобиль. может прохоров в качестве моральной компенсации подарит мне какой-нибудь другой автомобильчик...

  • Месяц 21 февраля 2014 в 21:05 из США

    Создать авто с нуля и поставить его на конвейер за $500М нереально. Нужна сумма в 10 раз больше, а в России и вовсе 20.

  • 1k612 21 февраля 2014 в 22:01 из Беларуси

    turbosekov (21.02.2014 19:36) писал(a):
    Кроме умения воровать, других навыков "бизнесмен" Прохоров не обнаружил! Почему меня это не удивляет?!
    А что они на бюджетные деньги строят?И у кого они воруют?А в "джили", разрешите спросить, какой бизнесмен деньги вложил,в проект,разработку,если не трудно, кто этот бизнесмен,как его фамилия и чьими он деньгами рискует?

  • Тонни_Такер 21 февраля 2014 в 22:39 из Беларуси

    Никогда не сомневался в том, что никакого Ё-мобиля не будет. Одно дело акции на залоговых аукционах скупать, а совсем другое дело реальное производство. И вообще, за что бы Прохоров не брался - всему почему-то кранты приходят. Это и Ё-мобиль, и политика, и биатлон....

  • boroda2004 21 февраля 2014 в 22:56 из Беларуси

    150 млн евро круто для ангара в колодищах (сухорукие) похоже бобло отмывали

  • lt2001 22 февраля 2014 в 01:20 из Беларуси

    alex27772 (21.02.2014 14:39) писал(a):
    Какой Прохоров, кто такой Прохоров? Ни черта он не смыслит в автомобилестроении и тем более, в строительстве автозаводов. Вот у нас, В Беларуси, есть завод(джыли), который открыли за пару месяцев и уже производство на 120 тыс в год. Учись, сынок, Мишаня, как работать надо. Примне важно, что наши автосы никому не надо - главное открыть заводик)
    ____________ А не надо саркастировать. Все одного поля ягоды. Все уровня прорабов. Отплясывать в Куршавеле - это одно. За 150 лямов - с нуля и без опыта спроектировать авто, раскрутить рентабельное производство ? Не, не слышал.На порядок денег больше надо - вот это слыхал.

  • signs 22 февраля 2014 в 02:36 из Беларуси

    Если есть запатентованные проверенные наработки можно поступить как поступают многие в Штатах где такое поощряется государством (льготные кредиты через АМБ - администрацию малого бизнеса) - сделал опытный образец и продал все права корпорации за нехилые бабки. НИОКР и рутина запуска серии - сильно разные вещи и очень редко это тянет одна команда - были попытки и до Tesla но только им удалось выжать из электродвижка все за приемлимые деньги - Leaf все же городская машинка а S-ка - не просто полноценная тачка а реальный пони-кар при цене сравнимой бензиновыми тачками с 4,4с на сотку. Если на Ё-мобиль положит глаз VW, думаю стоит как минимум задуматься - врядли они сохранят саму машинку но дадут деньги на доводку технологий которые мы увидим в Golf-ах.

  • freedom-2009 22 февраля 2014 в 07:39 из Беларуси

    Для начала хотя бы телегу "создали"!

  • freedom-2009 22 февраля 2014 в 07:41 из Беларуси

    anna_orlova (21.02.2014 19:43) писал(a):
    жаль. я записалась на автомобиль. может прохоров в качестве моральной компенсации подарит мне какой-нибудь другой автомобильчик...
    Лучше стиральную доску!

  • Ice Fire 22 февраля 2014 в 10:00 из Беларуси

    с самого начала смахивало все на пузырь мыльный.

  • BelAziat2 22 февраля 2014 в 10:44 из России

    Ice Fire (22.02.2014 10:00) писал(a):
    с самого начала смахивало все на пузырь мыльный.
    Оно и было мыльным пузырем. Чтобы разработать серийный автомобиль надо совсем другие средства. А тут любительство, игрушки богатого мальчика.

  • dziima 22 февраля 2014 в 14:02 из Европы

    BelAziat2 (22.02.2014 10:44) писал(a):
    Оно и было мыльным пузырем. Чтобы разработать серийный автомобиль надо совсем другие средства. А тут любительство, игрушки богатого мальчика.
    Нормальный был проект. Просто в проекте, на одного инженера, было дюжина финансистов-аналитиков, которые все "грамотно" посчитали и решили, что вложить деньги в американский баскетбольный клуб, подоходнее-то будет. Нет в России нормальных бизнесменов, типа Генри Форда или Соитиро Хонда, есть паразиты сырьевики и первичные переработчики того же сырья, на уворованых заводах. Капиталы они хранятся за пределами России и свалят при малейшей опасности. Прохорову надо было директивно приказать, закончить проект, но гораздо лучше заниматься скруткой иномарочек, выдавая это за производство. Россия в ВТО, значит о локализации можно забыть.

  • dee-dee_20 22 февраля 2014 в 14:43 из Беларуси

    mixam (21.02.2014 15:54) писал(a):
    Да всё это в Колодищах делали - кто в теме знают про это
    Компания Ё-инжиниринг называется.

  • fly-info 23 февраля 2014 в 20:01 из Беларуси

    alex27772 (21.02.2014 14:39) писал(a):
    Какой Прохоров, кто такой Прохоров? Ни черта он не смыслит в автомобилестроении и тем более, в строительстве автозаводов. Вот у нас, В Беларуси, есть завод(джыли), который открыли за пару месяцев и уже производство на 120 тыс в год. Учись, сынок, Мишаня, как работать надо. Примне важно, что наши автосы никому не надо - главное открыть заводик)
    Как можно сравнивать создаваемый с нуля и абсолютно уникальный автомобиль с крупноузловой сборкой тазиков под Минском?

  • tranky 24 февраля 2014 в 19:17 из США

    Если узнает инвестор, какой был проект до него, то точно не найдут :-)

  • sergey-tut 27 февраля 2014 в 21:29 из Беларуси

    За 150 миллионов евро я тоже выкопал бы котлован и слепил два автоса с батарейками, учитесь ребята. Мавроди не одинок.

  • олег_самойлов 15 марта 2014 в 10:48 из Беларуси

    Очень жаль что у них ничего не получилось