108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  2. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  3. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  4. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  5. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  6. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  7. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  8. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  9. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  10. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  11. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  12. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  13. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  14. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  15. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  16. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  17. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  18. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  19. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  20. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  21. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  22. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  23. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  24. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  25. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  26. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  27. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  28. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  29. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  30. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей


/

16 января президент подписал указ № 35 об организации в Беларуси производства легковых автомобилей: в Борисовском районе к концу 2019 года построят завод, на котором будут собирать 120 тысяч Geely в год. 90% легковушек предполагается экспортировать, оставшиеся, соответственно, продавать на внутреннем рынке.

Похоже, президентская мечта скоро воплотится: белорусскому автопрому быть. Но до сих пор все попытки наладить производство на территории нашей страны проваливались. Может, просто указа не хватало? Или те самые 120 тыс. Geely станут ежегодно пополнять не бюджет завода и страны, а складские запасы предприятия?



Можно ли указом построить бизнес, AUTO.TUT.BY обсуждал с председателем Белорусской автомобильной ассоциации, директором официального импортера Volkswagen "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергеем Михневичем.

Эксперт не уверен, что "указ внесет какие-то серьезные изменения в туманное будущее нашего автопрома":
 
К сожалению, бизнес по указу не построишь, и если мы говорим о системе функционирования рынка, рыночные механизмы также нельзя изменить одним росчерком пера. Радует то, что пока что производство легковых автомобилей в нашей стране нам практически ничего не стоит – на данный момент большая часть инвестиций пришла из Китая. Но не стоит забывать, что в 2013 году в Беларуси было реализовано около 400 автомобилей этой марки, а в России – 27 263 (1% рынка). Хотя, как отмечают российские коллеги, динамика по продажам этих автомобилей положительная, что не может не вселять некий оптимизм.
 
AUTO.TUT.BY поинтересовался, зачем нам в принципе 120 тысяч Geely в год? Особенно с учетом того, что в 2013-м и 2-х тысяч не продали (как было сказано выше, чуть более 400 автомобилей были проданы в РБ, остальные поставлены - не равно "проданы" - в Казахстан). Возникает вопрос, насколько реальны планы государства экспортировать 90% продукции – это 108 тыс. автомобилей в год.

– В прошлом году, как я уже говорил, в России было продано менее 28 000 автомобилей Geely (менее 1% всего рынка) - и это при наличии собственного производства на 60 тыс., которое не загружено полностью. Соответственно, остается действительно непонятным, как завод с мощностью 120 тыс. автомобилей в год планирует отправить на экспорт 90% произведенных автомобилей (скорее всего, основным импортером планируется сделать именно Россию). Для этого рынок должен уже потреблять как минимум в 10 раз больше Geely - чтобы на нем мог успешно появиться новый игрок. Речи о том, чтобы, например, экспортировать Geely на рынки стран Европы, Азии и США, пока идти не может - это совершенно другой уровень конкуренции, бюджеты на маркетинг и продвижение, правила игры на рынке.
 
Сергей Михневич считает, что интерес россиян к автомобилям белорусского производства будет зависеть от условий взимания утилизационного сбора.

- Сейчас для белорусов автомобили, произведенные в России, не подорожали за счет того, что российское государство компенсирует автомобильным предприятиям затраты на утилизацию. Хорошо, если наше правительство пойдет на аналогичные меры. В противном случае Geely могут вырасти в цене приблизительно на 900 долларов, что значительно снизит их конкурентоспособность на рынке РФ.

Куда бы ни делись "экспортные" Geely, еще 12 тыс. автомобилей ежегодно государство планирует сбывать на внутреннем рынке. Это - в 30 раз больше, чем было продано за прошлый, 2013-й, год! Не завышены ли ожидания, особенно с учетом того, что большинство белорусских автовладельцев относятся к машинам этой марки как "китайскому коту в мешке"? 

У компании Geely очень серьезные и амбициозные планы, ведь 12 тыс. автомобилей – это около 40% всего рынка новых легковых автомобилей в Беларуси в 2013 году. Как мне видится, эта цифра достижима в том случае, если государство будет включать административный ресурс в обход рыночных механизмов. Для потребителей же главные факторы приобретения автомобиля, помимо цены, – это репутация и надежность модели, а главные факторы привлекательности – качество автомобиля и соотношение надежности к его стоимости. Автомобиль на белорусском рынке всего год, и о его надежности выводы делать еще рано.
 
Затем, немаловажный фактор – обеспечение высокого уровня сервиса. Автовладельцы должны быть уверены, что в случае возникновения неисправности им есть куда обратиться и там будут работать действительно профессионалы своего дела.
 
По словам эксперта, крупнейшие мировые автопроизводители за свои продажи борются "исключительно рыночными принципами". И да, всем хорошо, когда автовладельцы из, например, Франции ездят на машинах французского производства, а Германии - на моделях немецкого автопрома, но...

- Но это здоровая конкуренция! Никакого административного ресурса в условиях свободной рыночной экономики быть не может! Например, в Германии VW занимает около 25% рынка новых автомобилей. Такая доля рынка завоевана исключительно качеством, ценой, объемом предоставляемых производителем услуг, какими-то акциями, сервисом. Если бы вдруг Volkswagen попробовал заручиться поддержкой правительства - его бы сразу засудили конкуренты!

Автовладельцы часто обсуждают, мол, покупая VW, ты платишь и за имя – конкуренты в том же классе традиционно дешевле. С другой стороны, за это же имя VW и доверяют. По Geely, кажется, складывается обратная ситуация: "Geely ни за что, только потому что Geely". AUTO.TUT.BY поинтересовался у Сергея Михневича, тестировал ли он Geely. Или неинтересно?

Скажу честно – за рулем Geely еще не довелось посидеть. К тому же в этом сегменте автомобилей у нас есть бюджетный Polo седан, поэтому считаю некорректным высказываться на этот счет. Скажу одно: качество и популярность Geely белорусской сборки определит только время, более длительное, чем один год, поскольку даже репутация бренда Volkswagen складывалась на белорусском рынке не несколько лет – два десятилетия.
-5%
-70%
-5%
-10%
-50%
-20%
-30%
-9%