реклама
реклама


Автобизнес


/

16 января президент подписал указ № 35 об организации в Беларуси производства легковых автомобилей: в Борисовском районе к концу 2019 года построят завод, на котором будут собирать 120 тысяч Geely в год. 90% легковушек предполагается экспортировать, оставшиеся, соответственно, продавать на внутреннем рынке.

Похоже, президентская мечта скоро воплотится: белорусскому автопрому быть. Но до сих пор все попытки наладить производство на территории нашей страны проваливались. Может, просто указа не хватало? Или те самые 120 тыс. Geely станут ежегодно пополнять не бюджет завода и страны, а складские запасы предприятия?



Можно ли указом построить бизнес, AUTO.TUT.BY обсуждал с председателем Белорусской автомобильной ассоциации, директором официального импортера Volkswagen "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергеем Михневичем.

Эксперт не уверен, что "указ внесет какие-то серьезные изменения в туманное будущее нашего автопрома":
 
К сожалению, бизнес по указу не построишь, и если мы говорим о системе функционирования рынка, рыночные механизмы также нельзя изменить одним росчерком пера. Радует то, что пока что производство легковых автомобилей в нашей стране нам практически ничего не стоит – на данный момент большая часть инвестиций пришла из Китая. Но не стоит забывать, что в 2013 году в Беларуси было реализовано около 400 автомобилей этой марки, а в России – 27 263 (1% рынка). Хотя, как отмечают российские коллеги, динамика по продажам этих автомобилей положительная, что не может не вселять некий оптимизм.
 
AUTO.TUT.BY поинтересовался, зачем нам в принципе 120 тысяч Geely в год? Особенно с учетом того, что в 2013-м и 2-х тысяч не продали (как было сказано выше, чуть более 400 автомобилей были проданы в РБ, остальные поставлены - не равно "проданы" - в Казахстан). Возникает вопрос, насколько реальны планы государства экспортировать 90% продукции – это 108 тыс. автомобилей в год.

– В прошлом году, как я уже говорил, в России было продано менее 28 000 автомобилей Geely (менее 1% всего рынка) - и это при наличии собственного производства на 60 тыс., которое не загружено полностью. Соответственно, остается действительно непонятным, как завод с мощностью 120 тыс. автомобилей в год планирует отправить на экспорт 90% произведенных автомобилей (скорее всего, основным импортером планируется сделать именно Россию). Для этого рынок должен уже потреблять как минимум в 10 раз больше Geely - чтобы на нем мог успешно появиться новый игрок. Речи о том, чтобы, например, экспортировать Geely на рынки стран Европы, Азии и США, пока идти не может - это совершенно другой уровень конкуренции, бюджеты на маркетинг и продвижение, правила игры на рынке.
 
Сергей Михневич считает, что интерес россиян к автомобилям белорусского производства будет зависеть от условий взимания утилизационного сбора.

- Сейчас для белорусов автомобили, произведенные в России, не подорожали за счет того, что российское государство компенсирует автомобильным предприятиям затраты на утилизацию. Хорошо, если наше правительство пойдет на аналогичные меры. В противном случае Geely могут вырасти в цене приблизительно на 900 долларов, что значительно снизит их конкурентоспособность на рынке РФ.

Куда бы ни делись "экспортные" Geely, еще 12 тыс. автомобилей ежегодно государство планирует сбывать на внутреннем рынке. Это - в 30 раз больше, чем было продано за прошлый, 2013-й, год! Не завышены ли ожидания, особенно с учетом того, что большинство белорусских автовладельцев относятся к машинам этой марки как "китайскому коту в мешке"? 

У компании Geely очень серьезные и амбициозные планы, ведь 12 тыс. автомобилей – это около 40% всего рынка новых легковых автомобилей в Беларуси в 2013 году. Как мне видится, эта цифра достижима в том случае, если государство будет включать административный ресурс в обход рыночных механизмов. Для потребителей же главные факторы приобретения автомобиля, помимо цены, – это репутация и надежность модели, а главные факторы привлекательности – качество автомобиля и соотношение надежности к его стоимости. Автомобиль на белорусском рынке всего год, и о его надежности выводы делать еще рано.
 
Затем, немаловажный фактор – обеспечение высокого уровня сервиса. Автовладельцы должны быть уверены, что в случае возникновения неисправности им есть куда обратиться и там будут работать действительно профессионалы своего дела.
 
По словам эксперта, крупнейшие мировые автопроизводители за свои продажи борются "исключительно рыночными принципами". И да, всем хорошо, когда автовладельцы из, например, Франции ездят на машинах французского производства, а Германии - на моделях немецкого автопрома, но...

- Но это здоровая конкуренция! Никакого административного ресурса в условиях свободной рыночной экономики быть не может! Например, в Германии VW занимает около 25% рынка новых автомобилей. Такая доля рынка завоевана исключительно качеством, ценой, объемом предоставляемых производителем услуг, какими-то акциями, сервисом. Если бы вдруг Volkswagen попробовал заручиться поддержкой правительства - его бы сразу засудили конкуренты!

Автовладельцы часто обсуждают, мол, покупая VW, ты платишь и за имя – конкуренты в том же классе традиционно дешевле. С другой стороны, за это же имя VW и доверяют. По Geely, кажется, складывается обратная ситуация: "Geely ни за что, только потому что Geely". AUTO.TUT.BY поинтересовался у Сергея Михневича, тестировал ли он Geely. Или неинтересно?

Скажу честно – за рулем Geely еще не довелось посидеть. К тому же в этом сегменте автомобилей у нас есть бюджетный Polo седан, поэтому считаю некорректным высказываться на этот счет. Скажу одно: качество и популярность Geely белорусской сборки определит только время, более длительное, чем один год, поскольку даже репутация бренда Volkswagen складывалась на белорусском рынке не несколько лет – два десятилетия.

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.