Указ президента "Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств", который планируется подписать до конца года, вынудит белорусов ехать за новыми и бэушными машинами в Россию.

В проекте указа, который AUTO.TUT.BY изучил совместно с председателем Белорусской автомобильной ассоциации, директором импортера Volkswagen в Беларуси СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергеем Михневичем, сказано, что платить утилизационный сбор мы будем уже с 1 января 2014 года. При всем этом документ еще не подписан, а механизм взимания сбора не разработан.
Пока авторынок замер в ожидании, эксперт попытался спрогнозировать, как скажется введение утилизационного сбора на автомобили в Беларуси на стоимости новых и бэушных машин, по каким инстанциям придется пройти плательщику нового сбора и где белорусы предпочтут покупать машины.

В проекте указа, который AUTO.TUT.BY изучил совместно с председателем Белорусской автомобильной ассоциации, директором импортера Volkswagen в Беларуси СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергеем Михневичем, сказано, что платить утилизационный сбор мы будем уже с 1 января 2014 года. При всем этом документ еще не подписан, а механизм взимания сбора не разработан.
Пока авторынок замер в ожидании, эксперт попытался спрогнозировать, как скажется введение утилизационного сбора на автомобили в Беларуси на стоимости новых и бэушных машин, по каким инстанциям придется пройти плательщику нового сбора и где белорусы предпочтут покупать машины.
За что и сколько придется платить?
Проект указа предусматривает, что утилизационный сбор у нас будет взиматься по аналогии с Россией: за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в страну. Плательщиками сбора станут все покупатели таких машин, кроме беженцев, сотрудников дипломатических учреждений, консульских представительств, международных организаций, а также отдельных категорий иностранных подданных. Не будут облагаться сбором машины старше 30 лет, не предназначенные для коммерческого использования с оригинальными кузовом и двигателем, а также производимые в Беларуси: БелАЗ, МАЗ, Geely, Zotye.
Расчет размера сбора
Расчет размера сбора
Чтобы понять, сколько конкретному покупателю придется заплатить за конкретный автомобиль, нужно размер базовой ставки (она разнится в зависимости от категории транспортных средств) умножить на коэффициент, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения.
Что интересно, базовые ставки в проекте белорусского указа прописаны в российских рублях: 20 тыс. - для легковых автомобилей, 150 тыс. - для легких коммерческих и грузовых. Пересчитывать мы их будем по курсу Нацбанка на день оплаты - 10 декабря, например, это 5,74 млн и 43,05 млн соответственно.
не старше 3-х лет | старше 3-х лет | |
Виды и категории колесных транспортных средств | Коэффициент | Коэффициент |
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории | ||
---|---|---|
с электродвигателями | 0,86 | 5,3 |
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 | 0,86 | 5,3 |
с рабочим объемом двигателя свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 1,34 | 8,26 |
с рабочим объемом двигателя свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 2,56 | 16,12 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 3,47 | 28,5 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 | 5,5 | 35,01 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя | 0,1 | 0,15 |
транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G | ||
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны | 0,5 | 0,88 |
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 0,8 | 1,25 |
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 1 | 1,6 |
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 1,1 | 4,56 |
транспортные средства категорий М2, М3, в том числе повышенной проходимости категории G | ||
транспортные средства с объемом двигателя не более 2 500 см3 | 0,6 | 1 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3 | 1,2 | 3 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3 | 1,6 | 4,4 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 10 000 см3 | 2 | 5,2 |
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3 | ||
шасси колесных транспортных средств категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны | 0,3 | 5 |
шасси колесных транспортных средств категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн | 0,5 | 7 |
шасси колесных транспортных средств категорий N3 полной массой свыше 12 тонн | 1 | 10 |
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения;
М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
G - транспортные средства повышенной проходимости.
ВАЖНО: к ставке сбора для юрлица нужно добавить еще 20 процентов НДС, которые дилер или автохаус дополнительно заплатит государству. То есть если на абстрактную легковушку сбор составит 800 долларов, то в цену продавец включит 960 - машина подорожает почти на тысячу по сравнению с нынешней ее ценой.
"Цивилизованная торговля автомобилями снова уходит в прошлое"

По мнению Сергея Михневича, сбор больнее всего ударит по автохаусам - разница в его размере для физических и юридических лиц колоссальна, и белорусы будут вынуждены снова обращаться к серым схемам ввоза автомобилей.
- Те юрлица, которые сейчас торгуют "бэушками" - цивилизованно, заметим, торгуют, платят налоги государству, - либо прекратят продавать машины, либо начнут это делать "по-серому", через физлиц. Значит, снова белорусы пойдут к перегонщикам, и цивилизованная торговля автомобилями снова уходит в прошлое. Хорошо здесь лишь перегонщикам, плохо государству - оно недополучит налогов от легальной торговли подержанными автомобилями и лишится валюты, которую автовладельцы вывезут за рубеж для покупки очередного "кота в мешке". Помните 2011-й, когда белорусы вывезли 2,6 млрд долларов? Сейчас такого ажиотажа не предвидится, конечно, но мы снова будем отдавать деньги другим странам.
"Народ наш к подорожаниям условно привык", - констатирует эксперт, так что, по его мнению, новости о введении утилизационного сбора "вряд ли сильно расстроят людей".
- Но, например, дилеры сейчас находятся вообще в непонятной ситуации: похоже, с 1 января они просто не смогут работать, потому что... не знают как. Через 3 недели, согласно официальной информации, должен вступить в силу еще не подписанный указ об утилизационном сборе. Ни одно из министерств и ведомств пока не знает, как будет происходить администрирование этой процедуры. Соответственно, дилеры не могут сформировать прайс-листы, заключить договоры и т.д. И когда мы за 3 недели до нового года не знаем, как дальше работать, – это ненормально. В свое время президент не раз говорил о том – и это законодательно закреплено в его Директиве, – что подобные проекты должны обсуждаться с бизнес-ассоциациями, что на реализацию механизмов должно даваться адекватное время – 3-6 месяцев, и прочее. Но сегодня 10 декабря. В проекте закона сказано, что он вступает в силу 1 января 2014 года. Он еще официально не опубликован, а ведь, в соответствии с законопроектом, на принятие мер по реализации указа Совмину отведен месяц. Причем по логике договоренностей с российской стороной утилизационный сбор должен быть введен именно с 1 января – вместе с Россией. Ненормальная ситуация.
- Но, например, дилеры сейчас находятся вообще в непонятной ситуации: похоже, с 1 января они просто не смогут работать, потому что... не знают как. Через 3 недели, согласно официальной информации, должен вступить в силу еще не подписанный указ об утилизационном сборе. Ни одно из министерств и ведомств пока не знает, как будет происходить администрирование этой процедуры. Соответственно, дилеры не могут сформировать прайс-листы, заключить договоры и т.д. И когда мы за 3 недели до нового года не знаем, как дальше работать, – это ненормально. В свое время президент не раз говорил о том – и это законодательно закреплено в его Директиве, – что подобные проекты должны обсуждаться с бизнес-ассоциациями, что на реализацию механизмов должно даваться адекватное время – 3-6 месяцев, и прочее. Но сегодня 10 декабря. В проекте закона сказано, что он вступает в силу 1 января 2014 года. Он еще официально не опубликован, а ведь, в соответствии с законопроектом, на принятие мер по реализации указа Совмину отведен месяц. Причем по логике договоренностей с российской стороной утилизационный сбор должен быть введен именно с 1 января – вместе с Россией. Ненормальная ситуация.
Разработать механизм взимания сбора – это дело не одной недели, уверен Сергей Михневич, ведь, например, в той же России механизм взимания, исчисления и уплаты сбора расписан на 34 листах и утвержден соответствующими правилами.
- Например, физлицо, ввозя машину в РФ, должно будет заполнить определенные формы, представить расчет в налоговую службу, подтвердить данные, использованные для расчета (тип ТС, объем двигателя, год выпуска), оплатить и только тогда обращаться за регистрацией в ГИБДД.
- Например, физлицо, ввозя машину в РФ, должно будет заполнить определенные формы, представить расчет в налоговую службу, подтвердить данные, использованные для расчета (тип ТС, объем двигателя, год выпуска), оплатить и только тогда обращаться за регистрацией в ГИБДД.
По каким инстанциям и с какими документами пойдут белорусы - пока неясно.
Покупаем абстрактную машину в салоне и автохаусе в 2014 году - кто платит?
Сергей Михневич напоминает, что "как оно будет у нас - пока неизвестно", но исходя из российского механизма, "на который мы, по идее, должны ориентироваться", можно по крайней мере предполагать.
- Мы надеемся, что в стоимость автомобиля, приобретаемого в автосалоне, будет включен утилизационный сбор, то есть покупатели будут избавлены от необходимости ходить с бумажками по кабинетам. Но я совсем не уверен, что такая же ситуация будет с автомобилями, купленными белорусами в российских салонах. Вполне вероятно, что здесь как раз-таки платить придется покупателю.
Что касается механизма уплаты сбора при покупке "бэушки" в автохаусе, наш эксперт предполагает, что "юрлицо не заложит его в стоимость бэушки, ввезенной в 2013 году, а покупатель, собираясь зарегистрировать автомобиль в ГАИ в 2014 году, заплатит сбор сам". А вот если автохаус ввезет "бэушку" в 2014 году, его заставят уплатить сбор по "дорогой" шкале для юрлиц.
- То есть машина станет дороже и вы ее, возможно, и не купите. Поэтому предположу, что они просто перестанут ввозить "бэушки" и будут стараться распродать все, что есть, до конца года, чтобы покупатели успели эти машины зарегистрировать. Представляете что будет твориться в ГАИ 31 декабря?
Еще одна не совсем понятная с точки зрения взимания утилизационного сбора позиция - автомобили, купленные в России, или же автомобили российского производства (а наши дилеры сейчас продают более десятка моделей российской сборки), купленные здесь.
- Мы надеемся, что в стоимость автомобиля, приобретаемого в автосалоне, будет включен утилизационный сбор, то есть покупатели будут избавлены от необходимости ходить с бумажками по кабинетам. Но я совсем не уверен, что такая же ситуация будет с автомобилями, купленными белорусами в российских салонах. Вполне вероятно, что здесь как раз-таки платить придется покупателю.
Что касается механизма уплаты сбора при покупке "бэушки" в автохаусе, наш эксперт предполагает, что "юрлицо не заложит его в стоимость бэушки, ввезенной в 2013 году, а покупатель, собираясь зарегистрировать автомобиль в ГАИ в 2014 году, заплатит сбор сам". А вот если автохаус ввезет "бэушку" в 2014 году, его заставят уплатить сбор по "дорогой" шкале для юрлиц.
- То есть машина станет дороже и вы ее, возможно, и не купите. Поэтому предположу, что они просто перестанут ввозить "бэушки" и будут стараться распродать все, что есть, до конца года, чтобы покупатели успели эти машины зарегистрировать. Представляете что будет твориться в ГАИ 31 декабря?
Еще одна не совсем понятная с точки зрения взимания утилизационного сбора позиция - автомобили, купленные в России, или же автомобили российского производства (а наши дилеры сейчас продают более десятка моделей российской сборки), купленные здесь.
- В проекте указа прописано, что утилизационный сбор за конкретную машину будет уплачен единожды. Вопрос - единожды где? Мы пока не понимаем, как будет платиться сбор за машину, купленную в России, если по ней он уже будет уплачен там. В проекте об этом ни слова. Говорится "единожды", но это можно понимать, как единожды в стране. По логике, государство должно иметь свой интерес при ввозе машины на свою территорию – сбор должен уплачиваться в его бюджет. И ему, по идее, должно быть все равно, уплачен ли он где-то еще. Соответственно, сейчас невозможно прогнозировать стоимость абстрактной машины, например, российского производства, в январе, так как я а) не знаю, будет ли там в ее стоимость включен утилизационный сбор, уплаченный в России, б) не знаю, придется ли нам платить его еще раз здесь.
"А потом мы спрашиваем: белорусы, зачем же вы вывозите валюту?"

Как мы уже считали, стоимость абстрактной легковушки, например, российского производства, вырастет в Беларуси на тысячу и более долларов. Соответственно, наш покупатель может купить эту же машину в России дешевле. Вернее, еще дешевле - так как и сейчас цены в российских автосалонах на автомобили отечественной сборки выгодно отличаются.
- Если эту машину ввезет дилер - то он из-за высоких ставок сбора дополнительно заложит в ее стоимость почти тысячу долларов, если физлицо - то около 100 долларов. Как вы думаете, куда белорус отправится за автомобилем и чей бюджет недополучит налогов?
Сергей Михневич удивляется, "зачем белорусскому государству так наказывать своих граждан":
- Да, попытались защитить свой автопром и подтолкнуть людей покупать китайские автомобили, собранные здесь. Но я не думаю, что продажи Geely резко вырастут, скорее, такая мера просто обозлит белорусов. Для простого человека этот шаг (введение утилизационного сбора. - Прим. ред.) – не более чем очередное изъятие у него денег.
Эксперт уверен: катастрофы не будет. "Коль мы пережили катаклизмы гораздо большего масштаба: девальвацию, повышения таможенных пошлин (сначала для юрлиц, затем – для граждан. - Прим. ред.) – то и еще один сбор переживем. Просто машины станут еще дороже: какие-то – на 100 долларов, какие-то – на тысячу и больше".
Не опасается Сергей Евгеньевич и за рынок новых автомобилей.
- То, что будут покупать машины в салонах и в следующем году, и потом – мы не сомневаемся. Равно как и уверены, что падения рынка продаж новых автомобилей не будет. Но мы не можем не говорить о том, что дилеры могли бы продать, а белорусы - купить больше в своей стране. А сейчас все поедут в Россию, повезут туда валюту, налоги и прочие деньги – в чужой бюджет! Те же будут покупать то же – но в России, и туда их отправило наше государство. А потом мы спрашиваем: белорусы, зачем же вы вывозите валюту?
Кому это выгодно?
![]() |
Фото: maz.by |
По мнению эксперта, согласившись на введение утилизационного сбора на автомобили по примеру России, белорусские власти пытаются поддержать отечественный автопром - потому что и у МАЗа, и у БелАЗа, и, конечно, Geely неминуемо возникнут проблемы с продажами в России.
- Я вообще не считаю, что утилизационный сбор Беларуси на данном этапе необходим, ведь, например, Казахстан всячески сопротивляется его введению, и пока весьма успешно. Мне кажется, наш Минпром пытается защитить интересы наших производителей, чтобы, изъяв деньги у людей, направить их на поддержку того же Geely или МАЗа – которым будет все сложнее продаваться в России. Ведь на произведенные и проданные в Беларуси автомобили утилизационный сбор не уплачивается. То есть здесь, например, Geely не подорожают. А вот в России они вырастут в цене, потому что там облагаются сбором. То же касается МАЗа и БелАЗа. То есть этот сбор очень больно ударяет по нашим производителям, которые поставляют технику в Россию. А остальным он и не нужен.