• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Автобизнес


Фото: АвтоВАЗ,


 

На заводе "АвтоВАЗ" в Тольятти заканчивается еще одна эпоха – с конвейера снимают крайне популярное на постсоветском пространстве семейство Lada Samara. Последняя Lada-2113, являющаяся прямым потомком революционной для отечественного автопрома вазовской "восьмерки", была выпущена этим летом. Такая же судьба ждет в декабре единственную оставшуюся в линейке модель — пятидверный хэтчбек Lada-2114. Представители "АвтоВАЗа" утверждают, что место "Самар" в модельном ряду займут более современные хэтчбеки Lada Granta. Годом ранее компания окончательно отказалась от "классического" семейства заднеприводных моделей, ведущих свою историю от "Фиата" 1960-х, ставшего прообразом первых "Жигулей".

С конвейера снимают крайне популярное на постсоветском пространстве семейство Lada Samara

На "АвтоВАЗе" прощаются с семейством Samara, запущенным на конвейер еще в 1984 году. Седаны Samara перестали делать в прошлом году, а трехдверные хэтчбеки - в июле 2013 года. Последняя Samara, Lada-2114, будет выпущена в декабре 2013 года.

Решение окончательно попрощаться с "Самарой" к 2014 году было принято во многом в связи с планами "АвтоВАЗа" запустить в производство хэтчбек на базе бестселлера Lada Granta: в компании считают, что новая модель эффективно заменит старую.

Заметную роль в уходе "Самары" с конвейера сыграл постоянно падавший спрос на модели этого семейства в последние годы. За первые восемь месяцев 2013 года продажи семейства Samara сократились на 40%, до 27,8 тыс. машин. В общем зачете модель оказалась на 16-м месте среди самых популярных в России автомобилей, хотя в 2012 и 2011 годах Samara находилась на восьмом и третьем местах по популярности соответственно.

Прототип
Прототип ВАЗ-2108

Недавно стало известно, что модернизацию третьей производственной линии "АвтоВАЗа", выпускавшей автомобили Samara, выполнит компания Renault. Этот процесс начнется в следующем году, а выпуск первых автомобилей на обновленной производственной линейке начнется не раньше 2015 года. Информацию о том, какие именно автомобили альянса Renault-Nissan будут выпускаться на третьей линии, представители компаний пока не раскрывают.

Уходящее с конвейера семейство Samara начало свою историю в 1984 году с появлением на рынке СССР революционного для своей эпохи автомобиля ВАЗ-2108, названного на момент своего выхода "Спутник". Название "Самара" тогда использовали лишь для экспортных исполнений автомобиля.

Разработка семейства началась в конце 1970-х годов.

Получившийся автомобиль стал первой серийной машиной "АвтоВАЗа", не основанной на разработках итальянского концерна Fiat, который продал Советскому Союзу лицензию на производство седана Fiat 124.

Внедорожник
Внедорожник "Тарзан"

В России упомянутый автомобиль стал первыми "Жигулями". Все последующие выпускаемые советским заводом машины заднеприводного семейства "Жигули" так или иначе базировались на купленной по лицензии конструкции "Фиата". Позже в народе эту линейку стали называть "классикой", она окончательно покинула конвейер лишь в 2012 году - через 42 года после начала производства.

В технической части разработки "Самары" принимали участие специалисты немецкой компании Porsche и итальянской фирмы UTS. Сами конструкторы автомобиля хотели видеть в списке партнеров компанию Fiat, с которой у Тольятти уже имелась успешная история сотрудничества, но компания отказалась от разработки переднеприводной машины и предложила услуги дочерней компании UTS. Porsche был выбран из тех соображений, что фирма выпускала спортивные автомобили и разработка компактного хэтчбека не пересекалась с коммерческими интересами немецкого автопроизводителя.

В процессе разработки ВАЗу пришлось купить множество лицензий на ряд узлов и компонентов, которые западные компании свободно закупали у специализированных компаний, но в Советском Союзе сделать это было невозможно с учетом внешней политики государства. Стоит отметить, что дизайн машины разрабатывали в Советском Союзе, а не в Porsche, вопреки распространенному мнению.

Экспортный вариант
Экспортный вариант ВАЗ-2109

Получившийся автомобиль хоть и стал революционным для советского автопрома, но по существу машина представляла собой "собирательный образ" многих популярных европейских хэтчбеков того времени, например Volkswagen Golf, Ford Escort или Fiat Ritmo. Автомобиль позиционировался как семейный, но, ввиду необычного для СССР дизайна, он в большей степени получил имидж спортивной машины, популярной к тому же в криминальной среде.

В 1986 году на рынке появилась пятидверная версия "Самары" - ВАЗ-2109. В 1990 году семейство пополнилось седаном ВАЗ-21099. В 1993 году Samara получила небольшой рестайлинг - длинные передние крылья и новую приборную панель. Более масштабное обновление произошло в конце 1990-х - начале 2000-х годов: автомобили получили инжекторные двигатели, полностью новые салон и переднюю часть. Вместе с этими изменениями поменялись и модельные индексы "Самар": трехдверный ВАЗ-2108 получил номер 2113, пятидверный ВАЗ-2109 - 2114, а седан ВАЗ-21099 получил индекс 2115.

ВАЗ-2109

Политика АвтоВАЗа по столь долгому выпуску пусть и успешных на момент выхода, но безнадежно устаревших в наше время машин не раз становилась предметом общественной критики.

В частности, отсутствие в автомобилях как "классического" семейства, так и в Samara систем АБС и подушек безопасности стало причиной запрета на продажу этих машин в Азербайджане в 2012 году.

В России автомобили Lada Samara пока все еще можно приобрести. Стоимость трех- и пятидверного хэтчбека составляет от 285 тыс. рублей (8825 долларов) до 300 тыс. рублей (9290 долларов). 

Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-30%
-20%
-30%
-15%
-20%
-10%
-50%
-10%