106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  2. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  3. Акции солидарности и не только. Что происходит в стране 6 марта
  4. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  5. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  6. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  7. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  8. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  9. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  10. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  11. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  12. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  13. «Прогулки по незнакомому Витебску». Каким увидел город фотограф, вынужденный уехать из него в войну
  14. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  15. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  16. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  17. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  18. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  19. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  20. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  21. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  22. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  23. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  24. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  25. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  26. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  27. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  28. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  29. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  30. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе


Девальвация российского рубля поставила в неравные условия белорусских импортеров автомобилей в сравнении с российскими. Если российский рубль и дальше будет обесцениваться, это может привести к новому переделу автомобильного рынка в Беларуси.
 
За последние три месяца российский рубль потерял в весе приблизительно на 8%, упав с позиции 30 рублей за доллар до 32,5 рубля. При этом аналитики прогнозируют, что к концу года за один доллар будут платить уже 35 рублей. Иными словами, прогнозируется дополнительная девальвация в размере еще 8%, что в целом по итогам года приведет к снижению стоимости российского рубля на 16%. Именно исходя из этого прогноза бизнес сегодня и выстраивает все процессы на вторую половину 2013 года.
 
Понятно, что девальвация российского рубля – как прошедшая, так и прогнозируемая – самым непосредственным образом влияет и на Беларусь. И первыми это влияние ощутили игроки рынка легковых автомобилей.
 
Политика белорусских властей уже привела к тому, что в 2012 году мы уже потеряли часть своего рынка, поскольку несколько дилеров в силу определенных причин перешли на работу через российских импортеров.

Фактически рынок поделился на два лагеря, которые сегодня конкурируют между собой не только по ценам, но и по уровню обслуживания клиентов. Однако по причине девальвации российского рубля отколовшая часть белорусского автомобильного рынка неожиданно получила в свои руки очень сильный ценовой козырь.
 
Как рассказал "Ежедневнику" директор дилерского центра "Атлант-М Британия" Григорий Барановский, у каждого импортера так или иначе есть право выбирать валюту, по которой поставлять автомобили.
 
"Иногда она выбирается, иногда она спускается сверху, но каждый импортер знает, в какой валюте он будет получать счета на товар, который он будет реализовывать. С прошлого года некоторые игроки белорусского автомобильного рынка перешли на работу с российскими импортерами и теперь получают товар в российских рублях. Это растаможенные в России автомобили, ценообразование на которые также привязывается к курсу российского рубля. Поэтому на сегодняшний день складывается такая интересная ситуация, что те бренды, которые формируют цены исходя из курса российского рубля, при его резкой девальвации начинают иметь такое ощутимое конкурентное преимущество, как снижение цены на автомобили. Иными словами, если курс российского рубля упал за последние месяцы на 8 процентов, то, соответственно, настолько же снизились и цены на автомобили, поставляемые в Беларусь через российских импортеров", – заявил Григорий Барановский.
 
Как прояснил директор "Атлант-М Британия", вся соль в разных формах ценообразования на новые автомобили, которые зависят от того, через какого импортера поставляются в Беларусь новые автомобили.
 
Так, российские импортеры рассчитываются за поставленные автомобили в российских рублях, а белорусские – в валюте. Производители автомобилей просто не хотят устанавливать цены в белорусских рублях.
 
"Политика российских импортеров такова, что они вперед, на весь календарный год, закладывают прогнозируемый курс российского рубля. И даже в кризисные времена 2008-2009 годов импортеры принимали решение не изменять этот курс. То есть, несмотря на девальвацию рубля, цены на автомобили в России не меняются. Никто прайс-листы для России не пересматривал и пересматривать не будет. По крайней мере в течение текущего года. Какую политику импортеры изберут на следующий год – это будет зависеть от многих факторов", – пояснил Григорий Барановский.
 
Иными словами, если в начале года российский импортер поставлял в страну автомобиль по цене 1 миллион российских рублей, что составляло 33,3 тысячи долларов, то и сейчас поставляет по цене 1 миллион рублей. Но вот только сейчас этот миллион стоит уже 30,7 тысячи долларов. Если же речь идет об автомобиле в 3 миллиона рублей, то разница и вовсе получается в 8 тысяч долларов. А к концу года эта разница может достигнуть 16 тысяч долларов. Все эти факторы очень серьезно влияют на автомобильный рынок Беларуси.
 
"Как только происходит девальвация российского рубля, белорусские покупатели начинают в большей степени обращать внимание на ценообразование российских дилеров, так как там формируется существенная разница в 5-10 тысяч долларов. Тут происходит отток покупателей из страны. С другой стороны, те белорусские дилеры, которые работают с российскими импортерами, начинают выигрывать по ценам у тех, которые работают по другой валюте. До конца года, согласно прогнозам, курс российского рубля составит 35 рублей за доллар. Это означает девальвацию еще порядка 8% и соответствующее снижение цен на автомобили, которые импортируются в Беларусь через Россию", – пояснил "Ежедневнику" Григорий Барановский.
 
По словам директора автоцентра "Атлант-М Британия", на эти факторы все белорусские дилеры должны будут как-то реагировать. Импортерам, которые работают с Европой, либо придется пойти на какое-то снижение стоимости автомобилей, либо тоже переходить на работу с российскими импортерами. Правда, есть и третий вариант: держать цены и ждать, какую политику российские импортеры выработают на 2014 год – будут ли поднимать цены и насколько.
 
Григорий Барановский не берется прогнозировать, как поведут себя белорусские дилеры.
 
"Это вопрос переговоров каждого автомобильного бренда с поставщиком", – сказал директор автоцентра. Но и так понятно, что у тех дилеров, которые еще не перешли на работу с российскими импортерами, появляется большой соблазн это сделать. Ведь уже сейчас цены на новые автомобили в автоцентрах "Тойота", "Атлант-М Британия", "Мультисалон" упали в зависимости от марки автомобиля на 3-8 тысяч долларов. До конца года, если прогнозы оправдаются, цены упадут на такую же величину. В такой ситуации покупатель будет голосовать своим кошельком, а вовсе не национальными чувствами.
 
Впрочем, девальвация российского рубля уже оказывает свое воздействие не только на бизнес белорусских дилеров легковых автомобилей. Практически все белорусские предприятия, экспорт которых завязан на Россию, попадают в очень невыгодные условия. Тот же МАЗ уже в начале 2013 года начал испытывать проблемы с экспортом своих автомобилей в Россию. Сейчас же, когда российский рубль упал, эти проблемы еще более усугубятся. И дело не только в том, что российские КАМАЗы вдруг стали дешевле. Дешевле в России стали и все импортные грузовые автомобили, поскольку они также поставляются в российских рублях с фиксированным на год курсом. Да фактически весь российский импорт работает по такой схеме, что создает реальную угрозу всему белорусскому экспорту в Россию. В такой ситуации у белорусских властей может просто не остаться другого выхода, как пойти на аналогичную девальвацию белорусского рубля. И это уже начало происходить. 
-10%
-40%
-20%
-30%
-30%
-50%
-20%
-20%
-25%
-20%
-50%