реклама
реклама


Автобизнес


/

13 июня концерн General Motors и белорусская компания "Юнисон" подписали рамочное соглашение о сборке моделей автомобилей в Беларуси. Первой моделью станет Opel Corsa.
 
Мы решили вспомнить историю белорусского автопрома – какие машины в Беларуси пытались выпускать, а какие – выпускают или только собираются.


 
Первая попытка была предпринята в 1997 году. В поселке Обчак под Минском была организована сборка легковых автомобилей Ford Escort и микроавтобусов Ford Transit. У совместного предприятия "Лада ОМС" и Ford Motors были перспективы. Планировалось собирать 6000 автомобилей в год. Однако этим планам так и не суждено было сбыться. В 1998 году завод выпустил всего 1840 автомобилей, а в 1999 году - 440 машин. На этом все и прекратилось – Ford был вынужден свернуть сборочное предприятие, поскольку вопреки договоренностям власти решили лишить его некоторых льгот.


 
В мае 2004 года в Обчаке решили собирать грузовички Lublin-3. Правда, вместо "Лада ОМС" в этом многострадальном поселке была зарегистрирована новая фирма ЗАО "Юнисон", которая реализовывала этот совместный проект с компанией Intrall Polska (Польша). Как заявил тогда председатель правления ЗАО "Юнисон" Алексей Ваганов (в ту пору еще и председатель постоянной комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания РБ), восстановление автомобильного производства в Обчаке осуществляется по личному поручению главы государства.



Планировалось выпустить в 2004 году 1 тыс. автомобилей "Люблин-3", в 2005 - 5 тыс., а в 2007 году намеревались выйти на уровень 10 тыс. машин. Ожидания не оправдались – белорусско-польские грузовички стоили в три раза дороже российских "Газелей". Упоминания о данном проекте практически полностью исчезли со страниц белорусских СМИ уже во второй половине 2004 года.
 
Зато в конце 2004 года начали говорить о проекте по сборке автомобиля Samand из иранских машинокомплектов на территории свободной экономической зоны "Минск" - соответствующий меморандум был подписан с компанией Iran Khodro.
 
Samand представлял собой слегка модернизированный французский седан Peugeot 405 и выпускался с 1,8-литровым 100-сильным мотором. С белорусской стороны в проект опять подвязалось ЗАО "Юнисон". Отверточное производство стартовало в августе 2006 года. Планы были еще более грандиозные, чем у Ford: в 2007 году хотели собрать 6000 машин, а в перспективе - по 50-60 тыс. машин в год. Фактически впервые планировалось не только отверточное производство, но и сварочное, и окрасочное. Даже хотели наладить в Беларуси выпуск отдельных комплектующих. Однако, например, в 2009 году удалось продать всего 281 легковой автомобиль, в 2010-м - 369 экземпляров. При этом большинство автомобилей реализовывалось при помощи административного ресурса – в различные госорганы и государственные предприятия. Данные автомобили выпускаются в Беларуси и сейчас. Но даже на их официальном сайте не найти информации о том, насколько активно это производство, а главное - насколько оно рентабельно.


 
В мае 2007 года белорусскую общественность вновь всколыхнуло обещание исполнительного директора компании "Юнион Моторс" Олега Мамедова, данное им в рамках "Моторшоу": он заявил о намерении приступить к серийному выпуску трех моделей Харбинского автозавода Hafei Motor - Brio, Princip и Simbo. Тема эта некоторое время оживленно обсуждалась в СМИ, но затем постепенно затихла.

Hafei Brio
 
В 2011 году все на том же заводе в Обчаке в качестве эксперимента было собрано из машинокомплектов три кроссовера Chery Riich X1. Эта модель известна на других рынках под названием Chery Beat. Привод у X1 - только на передние колеса, а двигатель объемом 1,3 литра развивает 82 лошадиные силы и комплектуется пятиступенчатой механической коробкой передач. Модель была впервые показана на Шанхайском автосалоне в 2008 году. Пробные экземпляры продали по цене 58 миллионов рублей (6700 долларов) - в два раза дешевле рыночной стоимости. Эксперимент, видимо, посчитали неудачным – больше о производстве Chery не заговаривали.


 
В 2013 году белорусов ошарашили новостью о том, что зарегистрированный в 2011 году резидент СЭЗ СЗАО "БелДжи" организовал сборку автомобилей Geely SC-7 на реконструированных площадях ОАО "Борисовский завод Автогидроусилитель". В составе акционеров нового производства были заявлены ОАО "БелАЗ", корпорация Geely и СЗАО "СоюзАвтоТехнологии".

Фото: Денис Зеленко
 
Автомобили начали собирать, а AUTO.TUT.BY довелось побывать на "БелДжи" и узнать, что в планах предприятия – производство и кроссовера Emgrand EX7. Предполагалось начать с выпуска 10 тыс. автомобилей в год и уже в июне выйти на рынок ТС. За несколько месяцев было реализовано около 30 автомобилей Geely SC-7.
 
Еще одним китайско-белорусским проектом стал автомобиль Zotye Z300, сборку которого собирались организовать в Обчаке на ЗАО "Юнисон". В декабре прошлого года говорили о том, что массовый выпуск автомобилей вот-вот начнется, а в апреле пообещали открыть шоу-рум – но о проекте больше не заговаривали.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Мы искренне надеемся, что проект концерна General Motors будет более удачным, чем все другие попытки создать в Беларуси массовое производство легковых автомобилей.

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.

Комментарии с форума