• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Александр Бенько,

Белорусские автолюбители мало знают о том, что такое хороший, качественный автомобиль. После поездок на плодах труда советского автопрома они стали массово пересаживаться на бывшие в употреблении иномарки из стран Западной Европы. Так что радость обладания новенькой, только сошедшей с конвейера машиной известна не многим нашим соотечественникам. Между тем представители автомобильного бизнеса уверены, что со временем менталитет белоруса будет меняться и скоро наша культура потребления будет мало чем отличаться от европейской. Необходимо только подождать.

Эффект низкой базы

Долгое время с европейского авторынка не приходили известия о росте продаж. С сентября 2011 года, если говорить точнее. Небольшой перелом наметился только по итогам нынешнего апреля, и то относительный. В этом месяце в Европе было продано 1,038 млн автомобилей, что на 1,7 % больше, чем в апреле прошлого года, но все равно рынок пока демонстрирует отрицательную динамику. Уровень падения составляет 7,1 %. На таких ключевых рынках Европы, как Германия и Испания, которые ранее демонстрировали спад, продажи выросли на 3,8 % и на 10,8 % соответственно. Спрос на автомобили также вырос в Великобритании (на 14,8 %), хотя, положа руку на сердце, здесь он наблюдался и ранее. В то же время Франция и Италия все же в сравнении с прошлым годом недосчитались покупателей. Падение здесь составило 5,3 % и 10,8 %. Тем не менее за 4 месяца во всех этих государствах покупатели проявили меньшую в сравнении с прошлым годом активность. Исключением оказалась Великобритания, где объемы реализации новых автомобилей поднялись почти на 9 %.
 
Беларусь к Европе, похоже, имеет чисто географическое отношение, наш авторынок развивается по совершенно иным законам. В то время как кризис косит спрос на западных рынках, у нас пусть хоть и немного, но продажи растут. Вернее, слово "немного" стоит употреблять в отношении количественного показателя, с процентным ростом ситуация как раз выглядит очень даже оптимистично. Как предполагают в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), объединяющей крупнейших автомобильных импортеров страны, в 2013 году рост белорусского рынка новых автомобилей прогнозируется на уровне 30 % в сравнении с 2012-м. Признаки ожившего спроса можно констатировать уже сегодня: во всех автоцентрах готовы отметить значительный интерес покупателей. С учетом таких тенденций автопродавцы рассчитывают в течение всего года реализовать 22—23 тыс. новых авто. Причем такой прогноз считается минимальным, вполне возможно, что показатели роста будут даже больше. "За последнее время число платежеспособных потребителей явно увеличилось", — говорит глава БАА Сергей Михневич. На вопрос: "Откуда покупатели берут деньги?" — эксперт отвечает просто: "Скорее всего, снимают с депозитов. Этот процесс явился следствием снижения ставки рефинансирования и падения процентных ставок по вкладам. К тому же граждане за это время успели поднакопить денег для того, чтобы совершать крупные покупки".
 
Следует заметить, рост белорусского авторынка происходит на фоне полного его падения в 2012 году. После того как в стране были уравнены ввозные пошлины на автомобили, белорусы практически полностью прекратили обновлять свои автопарки. После ажиотажного спроса на авто в первой половине 2011 года рынок начал приходить в себя только сейчас. В прошлом году в Беларусь было ввезено и продано около 20 тыс. машин.
 
Кстати, резких колебаний стоимости автомобилей эксперты не прогнозируют. Единственным фактором, который может повлиять на ситуацию, является изменение величины изъятий, включая НДС. В то же время мировые производители на данный момент стараются поставлять на белорусский рынок автомобили на выгодных условиях, что позволило нивелировать прошлогоднее увеличение их стоимости.
 

Бюджетные радости

Как показывает статистика продаж, спросом среди покупателей в салонах сегодня пользуются автомобили бюджетного класса — Volkswagen класса В, разработанный на платформе Polo [^], Kia Riо и тому подобные.
 
Объясняется это не только ценой и практичностью, но и тем, что многие граждане попросту не могут позволить купить себе более дорогой и комфортабельный автомобиль. К тому же авто бюджетного класса в большинстве своем неприхотливы, они не требуют к себе повышенного внимания со стороны владельца. "В последнее время идет четкое перераспределение спроса, покупатели стали чаще ориентироваться на бюджетные автомобили класса В, в частности на седаны — класс автомобилей из верхней части этого сегмента. Да, в 2011 году наблюдался просто феерический взрыв сегмента полноприводных автомобилей, но сейчас все успокоилось. Кстати, тогда наблюдалась уникальная ситуация: в мире сегмент полноприводных авто стоял, бурный рост наблюдался только у нас", — рассказывает бренд-менеджер холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров.
 
Еще одно направление, на которое в последнее время делают ставку автодилеры, — это премиальный сегмент. Впрочем, на большие продажи здесь никто не рассчитывает. Премиум-класс следует считать стрессоустойчивой "антикризисной гаванью" — дорогие авто продаются даже в самые трудные для экономики времена, что, кстати, и продемонстрировал 2011 год. Тогда дорогие марки белорусы просто выметали из автосалонов, не смущаясь высоких цен. Сегодня ситуация стала спокойной, и, как рассказывают представители импортеров, спрос на такой товар пусть и небольшой, но стабильный. "В 2012 году доля марки Land Rover в премиум-сегменте выросла в Беларуси на 7 %. Это очень быстрый рост. Если бы марка росла такими темпами во всем мире, то ее менеджеры были бы на седьмом небе от счастья", — говорит Илья Прохоров.
 
Продавцы считают, что в дальнейшем белорусы будут активно покупать именно бюджетные автомобили. Во-первых, будет играть роль цена, а во-вторых, все прелести комплектации таких авто. Она включает в себя такие опции, которые 7—8 лет назад были только в премиальном сегменте. Тот же обогрев лобового стекла, кондиционер — все пришло именно оттуда. Сегодня такие "прибамбасы" присутствуют в базе практически у всех производителей. Конечно, при их производстве используются более дешевые материалы, но все это соответствует концепции потребления, которую в последнее время пропагандируют автопроизводители. Сегодня никто не делает автомобили, на которых можно ездить всю жизнь. Точно так же, как и бытовую технику и электронику, мобильные телефоны и прочие высокотехнологичные товары. Машинам пытаются установить предельный срок службы, эксплуатировать сверх которого технику становится уже проблематично.
 
По оценкам представителей БАА, в Беларуси существуют факторы, позволяющие говорить о том, что рынок потребляет далеко не такое количество новых автомобилей, которое он, как минимум, мог бы выбирать каждый год. Речь идет о 50 тыс. новеньких авто, на которые белорусы не могут пересесть из-за менталитета, а также привычки кататься на старом европейском "железе". "Недополученный спрос" — так называют это явление продавцы. Вместе с тем, по некоторым оценкам, тенденция вскоре начнет меняться и достаточно высокие ввозные пошлины для физических лиц спровоцируют белорусов на то, чтобы активнее садиться за руль западных иномарок, собираемых по лицензии в России. Причем произойти это может уже совсем скоро — по оценкам представителей автобизнеса, самым большим препятствием для обновления личных автопарков на сегодняшний день выступает практически полное отсутствие в стране автокредитования. Нынешний уровень ставок пока еще слишком высок для того, чтобы граждане могли себе позволить купить машину в долг, однако все идет к тому, что ставки по таким кредитным продуктам уже в ближайшей перспективе двинутся вниз. "Рынку явно не хватает толчка в виде автокредитов под вменяемые проценты. Как только ставки достигнут 22—23 % годовых, ждите перемен", — пообещал Илья Прохоров. Кстати, в докризисные годы за свой счет в автосалонах потребители приобретали только 40 % автомобилей. Остальные 60 % покупок совершались за счет заемных денег. В перспективе ближайших нескольких лет импортеры надеются на соблюдение хотя бы обратной пропорции: 60 % покупок за свои сбережения и 40 % — за банковские кредиты.
 
Тем временем: Россия обещает стать крупнейшим авторынком Европы
 
В ближайшее время Россия может стать самым большим рынком автомобилей в Европе, потеснив с первого места Германию. Прогноз вполне может сбыться, однако вряд ли Россия удержится на позиции лидера в течение долгого времени. Вполне возможно, что, с учетом не самых хороших продаж в Западной Европе и более стабильного российского рынка, летом наступит как раз тот период, когда наши восточные соседи обгонят Германию и оторвутся. Но этот результат будет, во-первых, кратковременным, а во-вторых, большого преимущества в абсолютном числе автомобилей, проданных в России и в Германии, не будет.
 
В последнее время динамика продаж автомобилей в России была лучше, чем в государствах, которые являются ее ближайшими конкурентами в этой сфере. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в Германии, остающейся лидером регионального авторынка, в 2012 году было продано 3,080 млн автомобилей, что на 2,9 % меньше, чем годом ранее. Россия заняла второе место в Европе. В минувшем году в стране было продано 2,930 млн машин, то есть на 11 % больше, чем в 2011-м. В денежном выражении объем продаж вырос до отметки $ 71 млрд. На третьей позиции оказалась Великобритания, где продажи составили 2,040 млн машин (рост на 5,3 %). В целом по итогам 2012 года европейский авторынок достиг минимума за последние 17 лет, снизив продажи на 7,8 %. Глава автоконцерна "Fiat" Серджио Маркионне даже оценил убытки автопроизводителей в Европе в минувшем году в € 5 млрд.
 
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом квартале в России было реализовано 617 тыс. легковых машин. Это означает, что активность на авторынке страны осталась на уровне предыдущего года. 
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-30%
-15%
-10%
-80%
-20%
-15%
-10%
20170518