• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама
реклама


Автобизнес


Денис Лавникевич,

Фото: maz.by
Фото: maz.by
С начала 2013 года доля белорусского производителя тяжелых грузовиков МАЗ на рынке России сократилась почти вдвое. Освободившееся место заняли КамАЗ и иностранные производители. В Беларуси многие эксперты считают, что таким образом российское руководство давит на белорусское правительство с целью скорейшего создания холдинга "РосБелавто", в который войдут МАЗ и КамАЗ.

По итогам I квартала 2013 года доля продукции Минского автомобильного завода (МАЗ) на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн составила 7,4%. Получается, что за год доля МАЗа сократилась вдвое: по итогам I квартала 2012 года белорусский производитель контролировал 14,3% российского рынка.

На место, освобожденное МАЗом, пришли российские производители: доля КамАЗа выросла с 40,6% до 48,6%, автозавод "Урал" нарастил в первом квартале поставки с 5,3% до 7,4%, впервые догнав по продажам МАЗ. Выросла и доля грузовиков иностранного производства — с 36,1% до 36,6%.

Падение продаж в России — очень большая проблема для МАЗа, поскольку российский рынок является ключевым для белорусского производителя.

Хуже ситуация для МАЗа была только по итогам кризисного 2009 года, когда его доля на рынке РФ снизилась до 3,4%. В 2010–2012 годах доля МАЗа, напротив, росла, хотя все же не достигла 17,7%, которые белорусский производитель грузовиков имел на российском рынке в 2005 году.

Падение продаж грузовиков МАЗ в России заставляет вспомнить о том, что КамАЗ и МАЗ — а точнее, правительства России и Беларуси — уже три года ведут переговоры о создании стратегического альянса, задача которого — совместно противостоять экспансии на российском и белорусском рынках иностранных производителей грузовиков. Такой альянс должен воплотиться в форме холдинга "Росбелавто", однако Москва и Минск на протяжении трех лет не могут прийти к согласию относительно распределения долей двух сторон в рамках холдинга.

При этом практически во всех случаях переговорный процесс срывается белорусской стороной, регулярно представляющей откровенно завышенную рыночную оценку МАЗа и аффилированных с ним предприятий.

Так, в июле 2012-го Александр Лукашенко дал согласие на создание российско-белорусского холдинга "Росбелавто" на базе МАЗа и КамАЗа. Но уже в ноябре, встречаясь с губернатором Ленинградской области, белорусский президент заявил, что не видит экономической выгоды для МАЗа в приватизации и слиянии его с российским КамАЗом.

А уже в апреле нынешнего года глава Беларуси, выступая с традиционным посланием к народу и парламенту, еще более резко высказался относительно "грузового" проекта. "Меня начинают информировать, что за ними, за КамАЗом, стоят иностранцы, они являются там акционерами, и они будут заинтересованы, чтобы МАЗ опустить, закрыть. Им не надо лишних конкурентов. Я президент Беларуси, и я на эту бандитскую акцию, иначе не назовешь, не пойду", — сказал Александр Лукашенко.

"Есть несколько причин нынешнего падения продаж МАЗа в России. Первая причина — общая стагнация рынка. Продажи упали не только у МАЗа, — говорит "Газете.Ru" Валентин Лопан, директор белорусской маркетинговой компании "Агентство деловых связей". — Вторая — переход на нормы "евро-4" с 1 января 2013 года и, как следствие, рост цен и недоверие к качеству отечественных моторов. Здесь же усиление конкуренции из-за вступления России в ВТО. В перспективе — утрата собственного производства грузовиков и в России, и в Беларуси, как это уже случилось с легковыми автомобилями. Еще один фактор — недостатки в системе маркетинга завода, ориентация в основном на российский рынок.

Ну и нельзя исключать использование административного ресурса с целью давления на белорусское правительство с целью "принуждения к слиянию" с КамАЗом".

Версия о том, что российские чиновники специально притормаживают сбыт белорусской автотехники для скорейшего создания холдинга "Росбелавто", достаточно популярна в Беларуси. В частности, такое мнение сайту "Хартия'97" высказал белорусский экономист Борис Желиба, комментируя снижение доли продаж МАЗа на российском рынке.

"Конечно, россиян нервирует позиция белорусской стороны, которая специально затормаживает это объединение для того, чтобы сделать это на лучших условиях, чем те, которые сейчас предлагает российская сторона. Подобный психологический аспект имеет место и может действовать", — считает Борис Желиба.

Другие эксперты авторынка, впрочем, указывают на активизацию иностранных производителей, локализовавших производство в России. Собственные заводы по сборке тяжелых грузовиков в России открыли в Калуге Volvo и Renault, под Санкт-Петербургом Scania расширяет мощности с 6,5 до 8 тыс. автомобилей, Mercedes-Benz и IVECO построили заводы соответственно в Набережных Челнах и Миассе. В скором времени планирует открыть сборочное производство под Санкт-Петербургом и немецкая компания MAN (мощностью 6 тыс. автомобилей в год).

Ищет возможность организации сборки грузовиков в России голландская компания DAF. Китайская корпорация FAW прорабатывает проект по сборке тяжелых грузовиков в цехах автозавода "Урал".

С тем, что МАЗ вытесняется с российского авторынка прежде всего производителями из-за пределов СНГ, согласен Дмитрий Лукашов, аналитик ЗАО ИФК "Солид".

"Я полагаю, что снижение доли МАЗа на российском рынке вызвано высокой конкуренцией. В России уже производят тяжелые грузовики такие известные компании, как Volvo, Renault, Scania, Mercedes-Benz и IVECO. Планируют начать сборку немецкая MAN, голландская DAF и китайская FAW. В целом иностранные производители занимают порядка 37% российского рынка. Чтобы сохранить уровень продаж в таких условиях, необходимы значительные инвестиции в модернизацию производства и дальнейшее повышение качества. Пока сложно сказать, что именно МАЗ сможет противопоставить своим конкурентам в условиях ограниченного финансирования", — говорит эксперт "Газеты.Ru".

Лукашов напоминает, что МАЗ производит почти в три раза меньше грузовиков, чем КамАЗ. Тем не менее это совершенно не смущало белорусскую сторону на переговорах о слиянии: она все равно требовала полного равноправия МАЗа с КамАЗом в рамках "Росбелавто".

По информации агентства "Бизнес-новости", сейчас руководство МАЗа готовится вернуть потерянные позиции на российском рынке за счет различных скидок и акций. Например, еще 22 апреля белорусский производитель запустил в России акцию "100/100". В ее рамках МАЗ продаст 100 седельных тягачей с двигателем ЯМЗ-651 стандарта "евро-4" со скидкой 100 тыс. рублей. К 6 мая в рамках акции было продано уже 57 седельных тягачей.

Теперь маркетологи Минского автозавода готовят новые акции и программы скидок, предназначенные для рынка России. Ранее, 25 июня, на пресс-конференции в Минске заместитель коммерческого директора ОАО "МАЗ" Дмитрий Короткевич заявил, что предприятие готовится к наращиванию спроса на минские грузовики в России уже к концу мая.

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.