• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Сергей Варивода,

 
Чуда не произошло. Хотя сам по себе рост дилерских продаж раза этак в полтора к уровню прошлого 2011 года является по нынешним временам уже чем-то необыкновенным. Тут надо сразу оговориться: основным драйвером роста стало изменение структуры рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране. А по-простому говоря, после 1 июля 2011 года граждане перестали массово завозить автомобили, в том числе и новые, в страну.
 
В целом же рынок новых автомобилей в год стабилизации послушно замер практически на прежней отметке: около 20 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Все по Михайло Ломоносову: "если в одном месте убавится, то в другом присовокупится".
 
Очевидно, что подобного подарка в наступившем 2013 году ждать уже не приходится, несмотря на прогнозируемый рост ВВП, инвестиций и доходов граждан. А вот "растворится" ли прошлогодний стремительный рост дилерских продаж в отсутствие созвучных схем стимулирования экспорта и экономического роста, покажет время.
 
Основными бенефициарами прироста автомобильного рынка по справедливости стали представители страны, недополучившей 1,5 млрд белорусских рублей сомнительной упущенной выгоды. Полагаю, вся эта выгода в итоге все равно вернулась туда же, откуда и пришла (все-таки прав был Ломоносов!) в виде оплаты за российский импорт.
 
Влияние утилизационного сбора на автомобили, введенного осенью прошедшего года в Российской Федерации, практически не сказалось на рынке республики. А вот ограничение внутреннего спроса после сентябрьских выборов - еще как.
 
Автодилеры ждут декабрь не меньше, чем дети - деда Мороза или католики - рождественского гуся. Но придушенный высокими процентными ставками и опасениями властей насчет сами понимаете чего, декабрьский спрос оказался на уровне ноябрьского, что является не меньшей аномалией, чем победа БАТЭ над "Барселоной".
 
Так что потоки валюты за границу на закупку новых автомобилей в первом квартале поиссякнут, а покупатели могут ждать продолжения сезона рождественских скидок до майских праздников.
 
О тех, кому в уходящем году повезло, вкратце уже сказано. Тех же, кому не повезло с продажами, помянем тихо.
 
Прилично выросли продажи китайских автомобилей, до этого неприлично обвалившиеся. Два китайских бренда Great Wall и Chery в сумме прибавили 30% продаж, а в четвертом квартале доля "китайцев" достигла 1% рынка новых легковых автомобилей. На фоне 3,12% в 2008 году - смешно, на фоне брендов из ЕЭП - печально. Одна надежда - широко анонсированный запуск производства и продаж модели Geely SC7 улучшит совокупные позиции китайских автомобилей на отечественном рынке.
 
Радует глаз разворот спроса от "крутых тачек" к "европейскому выбору". Если массовый серый ввоз в 2011 году сформировал рынок внедорожников, продажи которых превысили объемы компактных автомобилей В и С-класса вместе взятых, то уже в прошлом году предпочтения сместились в С-класс, занявший более трети рынка легковушек. Важнейшим слагаемым этого успеха является массовое освоение и беспошлинные поставки автомобилей этого класса с автозаводов Российской Федерации.
 
Бестселлерами продаж в своих сегментах стали Volkswagen Polo sedan, Kia Rio, Hyundai Accent, Renault Logan и Sandero, Chevrolet Aveo и некоторые другие.
 
Если на долю только трех национальных российских брендов ВАЗ, ГАЗ и УАЗ в 2011 году приходилось 13% рынка новых автомобилей, то в 2012 - уже 30%! Если же добавить "до кучи" прочих российских изготовителей, в том числе "иномарочных" моделей иностранных брендов, то напрашивается вывод: всю выгоду от запретительных пошлин для граждан в Таможенном союзе сам Таможенный союз, то есть российский автопром, и съел.
 
Отчасти это результат повышения цен на импортируемые иномарки, но в значительной мере и эффект от вхождения нашей страны в Единое экономическое пространство с 1 января 2012 года. Пространство, где принято "рекомендовать" закупать отечественные автомобили. В том-то и дело, что письменно обязывать уже нельзя.
 
Восстановление реального сектора, эйфория первого полугодия и предвыборный "инвестиционный" бум привели на фоне введения с января 2012 года НДС на автомобили, к которому организации менее чувствительны, к опережающему росту продаж в корпоративном сегменте. Пока граждане "переваривали" ввезенные запасы легковушек и поправляли изрядно потрепанные девальвацией личные активы, организации обеспечили рост продаж только в сегменте LCV (легкие коммерческие автомобили) на 75%.
 
Российский ГАЗ не просто вернул себе утраченное первенство в этом сегменте авторынка, но и на пару с УАЗом продал автомобилей больше, чем все остальные марки вместе взятые. Доли "иномарочных" брендов в сегменте LCV "ЕЭПнулись" на уровень 2010 года, с 1 января которого Беларусь вступила в Таможенный союз и ввела высокие пошлины на автомобили для автодилеров.
 
Не хуже обстояли дела и у дистрибьюторов российских производителей легковушек. Так продажи ВАЗа преодолели знаковую отметку в 3000 и выросли за год почти в 2,3 раза.
 
Лучший рост показал лишь УАЗ. Показатель продаж его легковушек утроился.

Тезис о чудодейственном эффекте именно ЕЭП, а не второй волны цунами Таможенного союза косвенно подтверждается и тем, что коллеги по зоне свободной торговли СНГ из Украины и Узбекистана не смогли разделить успех российских автопроизводителей.

Продажи ЗАЗа и UzDaewoo остались на прежнем уровне.
 
Существенно ослабли позиции автомобилей премиум-брендов. Исключением является, пожалуй, лишь Audi. Оно и не мудрено - потребители начинают считать деньги.
 
"Джиперы" пока не сдаются, но отказываются от больших, прожорливых и рамных в пользу компактных "паркетников" с турбированными двигателями и автоматической трансмиссией. Дровосеки, аграрии и военные - не в счет.
 
Иссяк ли эффект ЕЭП и фантазии российских лоббистов - покажет время. На наш взгляд, рынок новых автомобилей будет медленно прирастать. В первую очередь за счет продолжения изменения структуры спроса в пользу новых бюджетных легковых автомобилей и роста доли сделок с привлечением автокредита. Само собой, темпы экономического роста, инвестиций, доходов, валютный курс и прочие слабо прогнозируемые вещи определят темпы динамики рынка.
 
Наш прогноз дилерских продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2013 году: 23000 - 25000 штук.
 
ЕЭП с нами!
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-22%
-20%
-15%
-15%
-10%
-25%
-80%
20170518