реклама
реклама


Автобизнес


Елена Анкудо, фото автора,

Закон "О защите прав потребителей", действующий в странах СНГ, - "самый жестокий". Сообщив об этом журналистам в ходе пресс-конференции "Рынок автомобильных запчастей в Беларуси: состояние и перспективы", заместитель министра торговли Ирина Наркевич отметила: в 2014 году эта норма может подвергнуться "существенной корректировке".
 
Заместитель министра торговли Ирина Наркевич: "автомобиль - это не просто туфли, платье или сотовый телефон".
  
Речь идет о праве потребителя вернуть товар после покупки в случае обнаружения недостатков, потребовав возврата денег. Согласно действующим нормам, клиент автосалона может некоторое время пользоваться автомобилем, а потом вернуть его в автосалон в обмен на выплаченные некогда деньги на основании, скажем, неудобных дверных ручек.
 
"Сегодня вы можете приобрести новый автомобиль, - так сказала Ирина Наркевич, - у вас возник недостаток - любой, и вы имеете право сдать покупку, получив деньги обратно. Но автомобиль - это не просто туфли, платье или сотовый телефон, это дорогостоящий товар. Поэтому в 2014 году запланирована переработка Закона "О защите прав потребителей", где эта норма, скорее всего, уйдет".
 
Воспользоваться правом расторжения договора в случае приобретения некачественного товара, по словам Наркевич, можно будет только в случае "существенного недостатка", устранение которого обойдется в сумму, составляющую 30% от цены автомобиля.
 
С одной стороны, придется пойти "на ухудшение прав потребителей", с другой - "возникнет форма торговли". При этом в нашей стране, по мнению Наркевич, Законом "О защите прав потребителей" "никогда не злоупотребляли, хотя право было. Но им пользовались единицы, белорусский народ - разумный".
 
Как возможные изменения Закона "О защите прав потребителей" коснутся работы отечественных импортеров, AUTO.TUT.BY выяснял у председателя автомобильной ассоциации "БАА" Сергея Михневича.
 
"Пик злоупотреблений" потребителей, по словам эксперта, пришелся на докризисные годы, хотя "некоторые суды тянулись до 2011-12 годов". В настоящее время "острота вопроса снизилась - видя предвзятость клиентов автосалонов, суды начали занимать сторону продавцов". При этом "многие ситуации автодилеры разрешали на досудебной стадии, меняя "проблемный" автомобиль на машину с лучшими потребительскими качествами, давали скидки на обслуживание, продлевали гарантийный срок. Все варианты строго индивидуальны - в зависимости от предпочтения клиентов".
 
В некоторых же случаях, по словам Михневича, приходилось возвращать деньги по решению суда, куда обращался настойчивый клиент. "Одна гражданка обслуживала купленную у нас машину в Литве, - рассказал Михневич, - 5-6 раз попадала на ней в аварии. Но после окончания гарантийного срока вернула эту машину, потребовав деньги. Мы проиграли все суды".
 
Случаи такие, по словам Михневича, "действительно единичные, особенно на общем количестве продаж новых машин", хотя и "существенны по деньгам" - такого рода "соглашения" с клиентами "несли значительные убытки автосалонам", что сказалось "на финансовом результате".
 
Поэтому автомобильная ассоциация "БАА" приветствует возможные изменения, о которых сообщила на пресс-конференции Наркевич. "Мы добивались изменения закона, считая несправедливыми некоторые его аспекты, обращались в соответствующие министерства, проводили круглые столы, встречались с обществом защиты прав потребителей, - сообщил Михневич, - и будем рады, если дождемся поправок в Закон "О защите прав потребителей".