Автобизнес


Партнер проекта: Volkswagen в Беларуси
В рамках телепроекта TUT.BY-ТВ "Автомарафон TUT" генеральный директор холдинга "Атлант-М в Беларуси" Сергей Самойло рассказал о том, что белорусы с февраля этого года стали чаще покупать бюджетные автомобили, в то время как прежде предпочитали внедорожники.

Еще одной важной особенностью уходящего года стали покупки автомобилей за наличные: процент продаж новых авто в кредит снизился до 15% (против 60% докризисных). Отвечая на вопрос об автомобилях известных брендов российской сборки на рынке Беларуси, Сергей Самойло отметил, что белорусов прежде всего интересует качество авто, а не его происхождение. 

Сергей Самойло

Представляем полную текстовую и видеоверсию студийного интервью. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (9.59 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

Что изменилось в 2012 году на рынке новых и б/у автомобилей? 
С января 2010 года мы работаем в Едином таможенном пространстве. У нас были единые таможенные пошлины между Россией и Казахстаном. В этом году изменилось налоговое законодательство. НДС теперь уплачивается при ввозе автомобиля и рассчитан на всю стоимость автомобиля. У нас НДС считается 20%, в России 18%, а в Казахстане – 12%. Этот законодательный акт сильно повлиял на рынок и изменил ситуацию.
 
То есть белорусские автомобили самые дорогие на Едином таможенном пространстве? 
После введения законодательного акта цена увеличилась очень сильно. В дальнейшем все представители заводов вели переговоры с заводами о выстраивании единого ценообразования. Понизилась заводская маржа, импортерское представительство завода. Многие производители сделали поддержку на переходный этап. 
Этот акт повлиял и на автомобильный рынок, увеличилась стоимость автомобилей. 
 
Почему в Беларуси не появилось автомобилей российской сборки? У всех крупных производителей есть свои цеха в России, и эти машины считаются авто российского производства, хорошего качества, но дешевле по цене. 
Представители заводов в Республике Беларусь имеют возможность реализации автомобилей, производящихся в Российской Федерации. Но это не все модели, а одна-две из модельного ряда одного из производителей. Остальной модельный ряд ввозится в страну, и выплачиваются таможенные пошлины. Некоторые заводы, которые запустились раньше и которые прорабатывали вопрос о доставках, начали работу заблаговременно, и у них этот процесс произошел быстрее. Другие заводы запускались позже. Нам важно, что завод должен отгружать сюда без уплаты НДС. Соответственно, мы должны сюда завезти автомобиль, сами уплатив НДС. Если мы будем покупать у дилера с НДС, то произойдет двойная уплата налога. Система возврата НДС из России длительная и проводится с помощью больших проверок. Поэтому все заводы прорабатывают вопросы о поставке автомобилей напрямую в страну. 
 
Автомобили российской сборки у нас тоже есть: KIA Rio [^], VW Polo Sedan.
 
А качество такое же?
У любого завода существуют свои стандарты производства. Открывая завод в той или иной стране, он будет требовать от персонала выполнения таких же стандартов, как в Европе.
 
Белорусов интересует происхождение автомобиля? 
Этот критерий сейчас стирается. Народ пробует автомобиль, видит, что у него такое же качество, срабатывает сарафанное радио… Любая машина – это техническое изделие, и она содержит процент поломки, и завод берется эти поломки устранить. Это правило распространяется как на европейское, так и российское производство. 
 
Стали ли белорусы богаче? Стали ли реже покупать автомобили в кредит? 
По нашей статистике, до кризиса 2008 года до 60% жителей покупали автомобили в  кредит. На сегодняшний день их не более 15%. 
 
То есть люди покупают автомобили за свои деньги? 
"Модель микс" после февраля очень поменялась, она становится такой, как в Российской Федерации. Произошло снижение от дорогих машин в сторону более бюджетных марок. Покупают более дешевые автомобили. 
 
Зачем тогда холдинги открывают автоцентры по продаже машин премиум-класса? Есть ли у нас элита? 
В любом обществе существует элита. Раз она существует, будут существовать жители, которые могут себе позволить купить машину высокого класса.
 
У нас так много элиты, что надо открыть отдельный автоцентр? 
Инвестиции в любой автоцентр рассчитаны не на год и не на два, а минимум на 7 лет. Мы смотрим вперед. К тому же автоцентр – это не только продажа, это и техническое гарантийное и послегарантийное обслуживание. Этот сервис надо обеспечивать независимо от ситуации. У заводов есть свои стандарты обеспечения качества обслуживания, это тоже надо учесть. 


 
Стандарты существовали и до строительства автоцентра премиум-класса. Почему именно сейчас появился премиум-автоцентр? Сколько машин премиум-сегмента было куплено в 2012 году? 
В 2012 году продажи сильно снизились. Мы сотрудничаем с производителем и пока не выработали ценовую политику. Думаю, в следующем году мы завершим этот процесс и сможем сделать такое предложение, чтобы было одинаковое ценообразование для всего таможенного пространства. Давайте определимся, какие марки являются премиум-сегментом, и тогда будем считать. Кроме Range Rover, у нас существует еще Mercedes, BMW, Audi, Lexus, Volvo, Porsche, Lamborghini, Maybach… Но это единичные экземпляры. Смею предположить, что Porsche продает 4-5 автомобилей в месяц, но наверняка я не считал. По моим оценкам, такое может существовать. Range Rover будет тоже где-то 4 машины. Но в Range Rover существуют и бюджетные марки. Defender – это такой английский уазик, надежный, проходимый, легенда бренда. Freelander, Vogue – машины более высокого класса, популярные во всем мире. Поэтому невозможно считать, что этот автоцентр находится только в сегменте премиум-класса. 
 
Заказывают ли автомобили эксклюзивной сборки? Есть ли заказы на изумруды, бриллианты, вкрапленные в руль? 
Я не сталкивался. Существует определенная комплектация, которая предлагается в программе продаж. Если клиента не устраивает машина, которая находится в салоне, он может выбрать из имеющегося состава. 
 
То есть к вам нельзя прийти и попросить руль из золота? 
Завод не предлагает эту функцию. Тогда нужно будет специально делать запрос у завода о возможности изготовления. Но таких заказов не было.
 
В условиях работы после 2008 года, когда автоцентры и холдинг интенсивно росли, развивалась клиентоориентированная политика. Сейчас спрос на автомобили меньше, и клиенты стали более привередливыми. Пришлось ли внести коррективы во взаимоотношения автосалон - клиент? 
Должны существовать стандарты. Если мы придумываем что-то новое, это потом переходит в стандарт. Человек привык, что его все время должны удивлять чем-то новеньким. Поэтому что-то изобретать надо постоянно. Все это направлено на то, чтобы клиенту в автоцентре было удобно, хорошо, чтобы он неоднократно сюда приехал. Мы будем стараться что-то придумывать и удивлять своих клиентов. 
 
Ожидалось, что в этом году спрос на новые автомобили в Беларуси вырастет. Вырос ли рынок? Вырастет ли он в будущем? 
Отрицать то, что мы прогнозировали рост рынка, мы не будем. Мы ожидали, что во втором полугодии рынок начнет расти. Он растет, но не теми темпами. Мы не говорили о взрывном росте, и такого не будет. Чтобы рос рынок, нужно подтягивать банковскую систему, чтобы были выгодные кредиты. К тому же после февраля произошла переориентация: раньше были востребованы внедорожники, сегодня – бюджетные автомобили. Мы ожидали большего, но этого не произошло. Но если сравнивать нашу модель автомобильного бизнеса с другими странами, то мы ожидаем, что рынок должен вырасти. На это должна повлиять в том числе смена автомобильного парка. Рано или поздно подержанные автомобили должны будут смениться новыми. Раньше продажи официальных дилеров составляли больше 80%. Сегодня они не превышают 20%. Соответственно продажи будут расти.   
 
Компания Volkswagen в партнерстве с лизинговой компанией "РЕСО-БелЛизинг" разработали беспрецедентное предложение на рынке лизинговых услуг. Лизинговая ставка 0%.

Условия лизинговой сделки:
- срок лизинга – 1 год;
- лизинговая ставка – 0% (удорожание 0%);
- авансовый платеж – 40% от стоимости автомобиля;
- отсутствие комиссий.

Подробности у официальных дилеров Volkswagen и лизинговой компании "РЕСО-БелЛизинг".
Нужные услуги в нужный момент
-45%
-10%
-20%
-20%
-15%
-20%
-10%
-20%
-20%
-10%