реклама
реклама


Автобизнес


/

Прошлогодние валютные катаклизмы обернулись серьезными проблемами для многих бизнесов, но рынок автозапчастей оказался устойчивее многих. По крайней мере, в интервью TUT.BY региональный директор Bosch Automotive Aftermarket по России, Украине и Беларуси Олег Рябцев жаловаться не стал, рассказав про автопредпочтения белорусов, удивительные очереди и перспективы развития белорусского автомаркета.

 

- Белорусский рынок куда меньше других находящихся в вашем ведении - российского и украинского. Часто бываете в Беларуси?
 
- Предыдущий раз – недели две назад. А за последний месяц – третий раз. Часто бываю. Беларусь – динамично растущий и важный для нас рынок. Во многих нюансах Беларусь опережает соседние страны. Здесь совершенно белый бизнес, нет такого серого рынка, как в некоторых соседних странах. Здесь меньше подделок. Бизнес здесь делать проще, правда. 
  
- А как же кризисы? Сперва общемировой, в 2008-2009 годах, потом наш, локальный. Что просело?
 
- Просело многое. Но, в принципе, в Беларуси ничего не просело вообще. 
  
- Как так? Обычно когда у всех плохо, в Беларуси все еще хуже.
 
- Хороший вопрос. Еще 2009 год показал: кризис - это плохо, тяжело, нам пришлось серьезно сокращать затраты. Но при всем этом мы выросли. Кризис – это время, когда сильный может стать сильнее.
 
Тогда просело производство автомобилей, и снизился объем поставок автокомпонентов на конвейер. А если говорить об автомаркете, рынке запчастей для автомобилей, то просело все, что связано с дизелем. Дизель в большинстве стран, а частично и в Беларуси – это коммерческий транспорт. Они сильно зависят от всего бизнеса страны – просел бизнес, меньше стали возить товаров, меньше эксплуатируется грузовик, меньше ремонтируется, меньше запчастей для него продается. Так что сегмент грузовых автомобилей в кризис 2009 года пострадал больше всего. Это не только в наших странах, но и в Европе.
 
Но уже на следующий год мы вышли из кризиса и выросли. Наш рост по региону составил 65-70 процентов. Хорошие цифры. 
  
- А в 2011 году в Беларуси?
 
- Мы выросли, – скромно улыбается Рябцев. 
  
- Но валюты ведь в стране полгода не было!
 
- Меня поразило: приехав в Гродно, решили мы посмотреть, как рынок живет, пройти по автомагазинам. А это как раз апрель 2011 года. Очередь в автомагазин в Гродно была, как в хлебный в старые времена. Или как за новым iPhone сейчас. Я никогда в жизни такой очереди не видел! 
  
Тут факторов несколько. Во-первых, общеизвестный факт: готовясь к повышению таможенных пошлин, Беларусь ввезла много автомобилей, и их надо было ремонтировать. Кроме того, во время любого кризиса запчасти не падают так, как падает вся экономика. Потому что понижающий фактор ("автомобили продаются меньше") перекрывает то, что люди продолжают эксплуатировать старые автомобили, которые нужно ремонтировать. Люди вкладывают в ремонт, и это повышающий фактор для нашего бизнеса.
 
Но надо отметить, что сокращение продаж новых автомобилей имеет отложенный негативный эффект для автомаркета, ведь новый автомобиль первые два-три года обслуживается на фирменных СТО и не выходит на автомаркет. Так что через три года у нас будет меньше автомобилей в пробеге, в обслуживании. Но есть еще один фактор – люди начинают уходить с фирменных СТО на более дешевые. Так что факторов, перекрывающих друг друга, очень много. 
  
Но цифры посчитать непросто. Конвейер просел на 50%, рынок бэушных автомобилей не уменьшился, и наша база для работы осталась прежней. При этом часть клиентов из среднего ценового сегмента переместилась в нижний, а кто-то опустился в средний… 
  
- В кризисные времена, когда снижается покупательная способность, оживляется серый рынок, люди переходят не просто на более дешевые марки, а на контрафакт – как с ним обстоят дела в Беларуси?
 
- Если говорить о дизеле, то тут найти замену сложно – субститутов не так много. А если брать высокотехнологичные вещи, то замены часто вообще нет. Здесь ключевой фактор – снижение объема перевозок. Я встречался с руководителем транспортной компании (не в Беларуси) – у него 150 грузовиков, 80 из них – стоит. Понятно, что он не будет сразу ремонтировать сломавшуюся машину, а просто поставит ее на стоянку. Но в 2010 году все это накопившееся выстрелило – снова начались перевозки.
 
Кроме того, по некоторым автокомпонентам у нас есть товары разных ценовых категорий. Вот если говорить о свечах, то у нас есть вся линейка, и у потребителя была возможность перейти со свечей Bosch на свечи ЭЗ, тоже наши, но из нижнего ценового сегмента. Или дворники - кто-то, кто пользовался бескаркасной щеткой Aerotwin, вернулся к каркасной – она дешевле. 
  
Есть и психологический нюанс – комплект свечей "Бош" среднего ценового сегмента стоит 4-4,5 доллара, (я выучил, что в Беларуси можно все в долларах считать), а ЭЗ – 3-3,5 доллара. Разница небольшая. 
  
- В итоге серьезно поменялась структура спроса? Пришлось ли реализовывать какую-то антикризисную стратегию?
 
- В Беларуси у нас система продаж двухступенчатая. Мы не поставляем товары в торговую сеть и СТО, у нас есть национальные дистрибьюторы, это достаточно известные в Беларуси имена (не хотел бы кого-то выделять)…
  
- Кстати, никто из них в кризис с рынка не ушел?
 
- Нет, крупные игроки все выжили. Даже крупные западные инвестфонды начали присматриваться к компаниям, занимающимся продажей запчастей. Бизнес этот не приносит много денег, это очень сложный бизнес, но он и не теряет так много денег, как другие. 
  
- А чем белорусский рынок отличается от российского и украинского?
 
- В первую очередь, предпочтениями водителей. Я не говорю о бренде. Отличительные черты белорусского автомобильного рынка – средневозрастные европейские автомобили (Беларусь традиционно берет автомобили в Западной Европе и тащит сюда), а второе – это бóльшая доля легковых дизельных автомобилей. Это основные вещи, отражающиеся на нашем ассортименте. 
  
- А создание Таможенного союза будет оказывать влияние на структуру спроса?
 
- Рынок Беларуси и России и был относительно прозрачен, просто сейчас он стал прозрачен официально. Для нашего бизнеса это плюс. Есть ряд нюансов, сложность документооборота, разный НДС – чтобы продать с российского склада в Беларусь, нужны дополнительные документы. Но в целом создание Таможенного союза – позитивный момент. 
  
А уровень цен у нас примерно одинаковый во всех странах. То есть в регионе СНГ продукция Bosch стоит примерно одинаково. Мы не сторонники того, чтобы товар переходил из одной страны в другую. Нужно работать на своем рынке, обращать внимание на сервисы вокруг себя, а не на огород соседа. Хотя психологически мы больше любим то, что за забором. Мы стремимся к тому, чтобы cross-border business был не очень большим, но если белорусский дистрибьютор может лучше обеспечить приграничных клиентов – почему бы нет.
 
Сегодня у нас на европейских рынках началась диффузия, проникновение дистрибьюторов на соседние рынки, когда белорусская компания открывает хабы или компании в России, российские – в Беларуси и Украине. Так что рынок этот лишается границ, становится прозрачным. Суть нашей позиции в том, что компании должны конкурировать сервисами, а не ценами. 
  
- Есть ли шансы у Беларуси на то, что "Бош" разместит здесь свое производство автокомпонентов, и что для этого нужно?
 
- Шансы есть всегда (улыбается. - Ред.). Это зависит от многих вещей. От наличия в стране автопроизводства и его мощностей, от финансово-экономической ситуации, от наличия учебных заведений. Это матрица, и даже не двухмерная – мы сравниваем много показателей. 
  
В России завод по автомобильному направлению у нас уже есть. Мы купили в 1995 году Энгельсский завод запальных свечей – там производилась марка ЭЗ, которую мы сохранили. А завод теперь называется "Роберт Бош Саратов", там выпускают десятки миллионов свечей, в том числе на конвейер крупных мировых автопроизводителей. Недавно освоили производство дизельных насосов, планируем в ближайшее время открыть завод по производству ABS, стартеров, генераторов. 
  
Недавно мы возили автомобильных журналистов на наш головной завод по производству свечей зажигания в Бамберг (Германия.Ред.), а потом в Саратов. 
 
- Просили найти десять отличий?
 
- Именно! Так и было! Ведь часто думают – раз сделало в России или Китае, значит, плохо. Это все ерунда. Такие стереотипы надо ломать – контроль качества у нас везде одинаковый. 
  
- Понятно, что в ближайшей перспективе размещать производство в Беларуси Bosch не планирует. А как будет меняться белорусский рынок автозапчастей?
 
- Во-первых, нам, как и всем работающим здесь компаниям, хотелось бы понять, что будет с белорусской валютой.
  
- Этого и нам очень бы хотелось!
 
- Сразу говорю – мы строим оптимистичные планы. Объемы продаж запланированы с очень большим, двухциферным, приростом. Но теоретически все может измениться, кризис был вызван внутренними причинами и может повториться. Так что мы очень внимательно следим за всеми новостями. Как там с кредитом ЕврАзЭС?
 
- Скоро дадут.
 
- Все, тогда планы нужно увеличивать! (Смеется. - Ред.) Нам важно, что в Беларуси есть понятие качества, гарантии. Это один из важных факторов, влияющих на выбор. Я встречал страны, где качество и гарантия второстепенны. Им главное – цена. 
  
Хотя и нюансов у вас много. И от некоторых ограничений мы долго недоумевали. Были в прошлом году сложности с покупкой валюты. Но постепенно многие проблемы решены. А для большого бизнеса самое главное – прозрачность и одни правила для всех. А с точки зрения прозрачности Беларусь – очень хорошее государство. Здесь все по-белому, здесь ни у кого нет взятого в аренду метра государственной границы (смеется. - Ред.).
 

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.