102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  2. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  3. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  4. Суд по делу «ноль промилле», планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит в Беларуси 2 марта
  5. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  6. В 90-х переехал из Минска в Москву, был боссом Дудя, а сейчас выступает против насилия в Беларуси
  7. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  8. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  9. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  10. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  11. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  12. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  13. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  14. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  15. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  16. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  17. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  18. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  19. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  20. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  21. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  22. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  23. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  24. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  25. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  26. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  27. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  28. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  29. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  30. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным


Оксана Захарова,

Ирина Наркевич. Фото: prof-press.by
Ирина Наркевич. Фото: prof-press.by

Более половины всех станций технического обслуживания в стране работают нелегально. Как владельцам автотранспорта узнать, какой мастерской можно доверить свой автомобиль? 
  

“Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать, и каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить” — с этими словами из кинофильма “Берегись автомобиля” согласится всякий, кто уже имеет четырехколесного друга или пока только собирается его приобрести. Но с того момента, когда мечта становится реальностью, и у бывалых автолюбителей, и у новичков возникают одни и те же заботы: где купить недорогие запчасти, куда обратиться в случае неполадок — в дилерский центр или к мастеру-частнику, как и кому предъявлять претензии, если качество ремонта не устраивает? При этом все хотят, чтобы сроки ремонта были как можно короче, а стоимость его как можно дешевле.
  
Как выяснилось во время прямой линии “НГ” с заместителем министра торговли Ириной Наркевич, сотня вопросов, связанных с услугами СТО, накопилась и у наших читателей.
  
Доверяй, но проверяй!
 
“Какие документы может потребовать клиент у владельца СТО для того, чтобы быть уверенным в легальности его предприятия и качестве услуг?”
Михаил Ивченко, Минск
 
— Если СТО работает, соблюдая закон, то вам обязательно должны представить сведения о том, кто оказывает услугу, дать полную информацию о режиме работы, видах оказываемых услуг, их стоимости, сертификате, гарантийных сроках, ознакомить с образцом заполнения заявки. Сведения об “Исполнителе”, а также прейскурант цен и образец заполнения заявок должны находиться на информационном стенде, вывешенном на видном месте. Даже выполняя мелкий ремонт, проследите, чтобы в журнал для учета были занесены и ваши устные заявки. Если потребовалось оставить машину для ремонта в мастерской, оформите заявку, согласуйте перечень работ, цену, сроки предоставления транспортного средства. Затем, после предоставления машины в мастерскую, оформляйте заказ-наряд, в котором определяются все важные моменты оказания услуги: перечень работ, их стоимость, срок оказания услуг и приемно-сдаточный акт, в котором по максимуму описывается состояние автомобиля. Например, видимые наружные повреждения, количество топлива и т. д.
 
После оказания услуг сотрудниками СТО в обязательном порядке выдается документ, подтверждающий факт оказания услуги, в котором должны быть прописаны все необходимые сведения: наименование фирмы, перечень оказанных услуг и их стоимость. Если организация устанавливала свои детали, то обязательно перечисляется какие и указывается их стоимость. Этот документ может понадобиться в случае возникновения споров.
  
“Запчасти для автомобиля, как правило, у частников стоят дешевле, чем у официальных дилеров, на 30—50 процентов. Если бы государство снизило стоимость растаможки, может, и детали стали бы дешевле?”
Павел Коваленко, Витебск
 
 
— Стоимость деталей может различаться в зависимости не столько от стоимости растаможки, сколько от производителя, “оригинальности” запчастей и т. д. Безусловно, новые “оригинальные” запчасти на автомобиль, поставляемые производителем своим дилерам, будут превосходить по стоимости аналогичный товар, производимый по лицензии, скажем, в странах Азии. Также будет существенной разница в цене между новым товаром и бэушным.
 
К сожалению, есть случаи, когда запчасти приобретаются незаконно. Приведу такой пример: в марте сотрудниками ГУБЭП МВД в результате проведения проверок специализированных магазинов в Минске, Гродно, Солигорске изъято незаконно приобретенных автозапчастей на сумму около 70 миллионов рублей. Документов на данный товар у продавцов не оказалось. Предприниматели не смогли объяснить, каким образом запчасти попали на прилавок, и продавали неучтенный товар по более низкой цене.
 
“Какие административные меры могут применяться к владельцам нелегальных станций техобслуживания?”
Марина, Кореличи
 
— Возможны штрафы до ста базовых величин, а также конфискация предметов правонарушения, орудий и средств его совершения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности. А в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.
 
Кроме того, если это частный сектор и будет установлен факт наличия нелегального СТО, то возможно и изъятие земельного участка.
 
В настоящее время прорабатывается вопрос о введении специальной административной ответственности за незаконное оказание услуг в сфере СТО.
 
Нужен ли диплом Кулибину?
 
“Обязательно ли для мастера СТО специальное техническое образование?”
Борис Степанченко, Молодечно
 
— У нас достаточно Кулибиных, которые, не имея соответствующего образования, берутся ремонтировать в гаражах такую сложную технику, как автомобиль. В соответствии с законодательством персонал, осуществляющий обслуживание и ремонт транспортных средств, должен иметь документально подтвержденную квалификацию.
 
На СТО обязаны думать и о систематическом повышении профессионального уровня своих работников — периодически отправлять их на курсы повышения квалификации.
 
Кстати, на сегодняшний день в сфере СТО наиболее востребованы такие специалисты, как диагност-механик, автоэлектрик, кузовщик, автомаляр, слесарь-механик. Полагаю, что молодым людям при выборе профессии следует обратить внимание на эти специальности.
 
“С какими госорганами взаимодействует Минторг в борьбе с нелегальными СТО?”
Виктор Титов, Кличев
 
— Для создания прозрачных услуг на рынке СТО мы объединили усилия всех заинтересованных ведомств: МВД, МНС, Госстандарта, Минтруда, Минобразования, МЧС, Таможенного комитета, исполкомов и других государственных органов. Принят специальный Комплекс мер по наведению порядка в данном сегменте рынка.
По инициативе Министерства торговли в апреле текущего года также создана межведомственная рабочая группа, состоящая из представителей Минторга, МВД, МНС, Госстандарта, МЧС с целью выявления и пресечения деятельности “серых” СТО, осуществления контроля за исполнением Комплекса мер на местах.
 
“Правда ли, что в республике появилась некая “скорая помощь” на дороге?”
Татьяна Васильевна, Слуцк
 
— Да, речь идет о технической помощи на дороге. С прошлого года оказание такой услуги закреплено законодательно, и на сегодняшний день вне помещения СТО могут оказываться услуги по дозаправке топливом, запуску двигателя от внешнего источника, замене предохранителей и лампочек, колеса, аккумулятора. Для получения услуги достаточно устной заявки потребителя.
 
Если услуга оказывается на дороге, то и потребитель, и исполнитель должны принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
 
Суров закон, но — это закон
 
“Слышал, что в одном из столичных СТО присутствие клиента при ремонте автомобиля предлагается как дополнительная услуга. Ремонт хозяину машины обходится в таком случае на 30 процентов дороже. Законно ли поступают владельцы СТО?”
Владимир, Славгород
 
— Такие действия владельцев СТО незаконны. Присутствие заказчика при ремонте не может расцениваться как дополнительная услуга и тем более оплачиваться. Есть документ, в котором оговаривается, почему в том или ином случае клиенту разрешено или запрещено присутствовать при ремонте автомобиля. Например, в присутствии потребителя могут производиться шиномонтажные и шиноремонтные работы, регулировочные, диагностические. Как правило, если есть запрет, то он продиктован техникой безопасности.
 
Где брак, там убыток
 
“Считается, что чинить машину на нелегальных СТО небезопасно. Но это же не касается, например, таких работ, как подготовка к покраске и покраска машины? Может, одни виды работ сертифицировать, а другие необязательно?”
Александр, Минск
 
— Сертификации подлежат услуги, не безопасные для жизни и здоровья человека. Что касается покраски автомобиля, то такая услуга не подлежит обязательной сертификации. Но как вы будете отстаивать свои права в случае, если качество работ вас не устроит? Например, потрескается краска или окажется, что неправильно подобран тон. Если вы красили автомобиль в гараже у случайного мастера, то у вас на руках не будет никаких документов, а значит, и гарантии, что брак устранят, тоже не будет. Такая некачественная услуга небезопасна для вашего кошелька.
 
“Что делать в случае, когда деталь, которую установили на мой автомобиль в СТО, оказалась бракованной?”
Елена, Копыль
 
— СТО, предоставившая деталь для оказания услуги, отвечает за ее надлежащее качество. В вашем случае, если будет установлен производственный брак, вы как потребитель можете потребовать бесплатно заменить эту запчасть на новую, вернуть деньги, бесплатно отремонтировать, снизить цену. Кроме того, вы также не должны будете оплачивать и работу мастера СТО по замене детали.
 
Претензию по качеству и детали, и услуги вы вправе предъявить в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен либо составляет менее двух лет — в течение двух лет.
 
Сегодня, по данным Минторга, в Беларуси насчитывается 254 тысячи автомобилей (предполагаем, что зам.министра ошиблась - 2,54 млн автомобилей - при.ред.). Услуги СТО занимают 24 процента в общем объеме бытовых услуг, оказываемых населению. По оценочным данным, в нашей стране зарегистрировано 6431 субъект хозяйствования, осуществляющий услуги по ремонту автомобилей (3530 — ИП, 2901 — юридические лица).
 
Всю необходимую информацию о работе СТО вы можете найти на сайте Минторга: www.mintorg.gov.by
 
Очередей не будет?
 
“Представим себе, что все нелегальные СТО закрыты. Будут ли готовы существующие сертифицированные СТО обслужить всех желающих? Не появятся ли очереди, особенно в регионах?”
Ирина, Минск
 
— Очередей не будет, и услуги СТО дефицитом не станут. Только в столице работают более 600 станций техобслуживания. В скором времени будут введены в строй еще 10. Минторг делает немало для того, чтобы открывались новые автомастерские и в регионах. Принимаются меры по упрощению процедуры открытия СТО, решается вопрос о введении единой ставки налога. Это привлечет бизнес в сферу услуг автосервиса. Мы хотим, чтобы все нелегальные СТО стали легальными, а у потребителя появился еще больший выбор качественных услуг. Минторг думает не только о том, как контролировать сферу автосервиса, но и о том, как дальше ее развивать. Сегодня идет создание информационного ресурса, которым потребители смогут воспользоваться для получения дополнительной информации о бытовых услугах, в том числе услугах автосервиса.
 
“Я по специальности автослесарь, сам чиню свою машину. Иногда соседи по гаражу просят что-то наладить или отремонтировать в их автомобиле. Денег за это я не беру. Могут ли мне запретить заниматься ремонтом автомобилей? Не нарушаю ли я закон?”
Михаил Владимирович, Докшицы
 
— Даже если вы и находите время ремонтировать чужие машины, то вы должны помнить о том, что незаконная предпринимательская деятельность наказуема. Один-два раза починили “за спасибо” — ничего страшного. Но если возле вашего гаража несколько чужих машин и вы ими занимаетесь — здесь уже могут возникнуть вопросы у контрольно-надзорных органов. Вас могут оштрафовать, конфисковать инструменты, оборудование и изъять земельный участок.
 
Если уж вы решили сэкономить благодаря теневому автосервису, просчитайте наперед все за и против — не пришлось бы в итоге платить дважды.
 
Любая услуга, на которую не выдается гарантия качества, как правило, оборачивается убытками.
 
“Думаю открыть СТО. С чего начать?”
Кирилл, Копыль
 
— Все зависит от того, каким вы видите свое будущее СТО. На первом этапе, пока у вас недостаточно специалистов, открывайте СТО с минимумом услуг. Когда приобретете опыт, виды работ могут усложняться и количество их может увеличиться. Вначале обратитесь в исполком для получения соответствующей консультации у специалистов, затем зарегистрируйтесь в качестве ИП или юридического лица. От того, будете вы брать СТО в аренду или строить свою станцию, зависят ваши дальнейшие действия: хлопоты о выделении земельного участка под застройку, согласование и т. д. Задача местных органов — стимулировать развитие бизнеса в сфере обслуживания.
-15%
-50%
-25%
-10%
-17%
-10%
-50%
-20%
-10%
-15%