• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Мария ДРУК,

 

"Серые" станции техобслуживания стали для госорганов своеобразной черной дырой: и налогов они не платят, и конкурентов у легальных отваживают демпинговыми ценами, но при этом гарантии за проделанную работу не дают, равно как и не показывают документов о квалификации мастеров. Впрочем, как свидетельствует практика, не все гладко и в легальных СТО, которых, по данным Министерства по налогам и сборам, в стране насчитывается без малого 6,5 тыс. Чем сегодня грешат "белые" станции техобслуживания?
Как отмечают в Комитете госконтроля (КГК), основные проблемы сферы услуг технического обслуживания автомобилей традиционны: низкое качество услуг, сокрытие выручки и неуплата налогов. "Недавно мы проверили пять СТО в столице и одну в Минском районе. Нарушения стандартов есть у всех, начиная с таких незначительных, как отсутствие нагрудного знака у приемщика, и заканчивая такими злостными, как ремонт документально не оформленного автомобиля", — рассказывает начальник отдела контроля сферы услуг Главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Павел Кремень. Например, в сертификате четырех из шести организаций не было упоминания о выполнении тех видов работ, которые оказывались на территории станции. В частности, ремонт суппортов (тормозной системы) в технической документации одной из СТО и близко не значился. Далеки от идеальных и санитарно-гигиенические требования. В половине случаев проверяющие и вовсе обнаружили нелегальную рабочую силу — мастеров, которые якобы работали на испытательном сроке, но без оформления трудовой книжки. Что же касается зарплаты официально трудящихся работников, то она колебалась в пределах Br 0,9—1,4 млн. А за такие деньги даже специалист без квалификации пальцем пошевельнуть поленится, не говоря уже про мастеров высокого класса. Но, наверное, в таком положении вещей удивительного ничего нет, особенно если учесть, что в одном автосервисе кассового аппарата три года как нет, в другом — полугодовая выручка составила Br 1,1 млн, в третьем — за пять месяцев обслужили всего 16 заказчиков. И это при том, что специалисты КГК проверку устроили, прибегнув к "контрольной закупке", и стояли в очереди несколько часов.

Еще одним выявленным недочетом стало то, что часть устных заявок просто не оформлялась в специальном журнале. "Все не без греха, — не отрицают в СТО и парируют: — Но и вы поймите, если еще записываешь марку машины, то ничего. Называть же свои фамилию и домашний адрес многие просто отказываются, как ни объясняй им. К тому же бывает, что работа выполняется быстрее, чем сама запись. Может, стоит ограничиться лишь маркой автомобиля и ее номером?" Как говорят представители легальной стороны автосервисной сферы, глядя на такие бюрократические препоны, клиент вполне может развернуться и уйти к нелегалам, которые, несмотря на совместные рейды госорганов, продолжают работать. "В первом квартале текущего года госорганами были обследованы 162 гаражных кооператива, в 116 объектах оказывались нелегальные услуги по ремонту транспорта и продавались "левые" запчасти к авто. Нарушители отделались предупреждениями или штрафом, который при их заработках мало что значит. Облисполком и Мингорисполком же не приняли к ним ни одной радикальной меры, будь то лишение пользования земельным участком, или увеличение налога на землю, или расторжение договора аренды", — отмечает Павел Кремень.

Пока специалисты ломают голову, как вывести из тени "серые" СТО, автомастера все чаще, получив хороший опыт в легальных организациях, уходят в подполье, порой уводя за собой и наиболее платежеспособных клиентов. В результате станции техобслуживания остаются без грамотных кадров, доля которых в успехе предприятия, по мнению исследователей, составляет около 30%. "Обслуживающий транспортное средство специалист должен иметь документально подтвержденную квалификацию. Мы провели исследование, кого обучаем по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (ЕТКС): слесарей по ремонту автомобиля с 1-го по 7-й разряд, рихтовщиков кузовов 3—6-го разрядов, которые незаменимы на сборочном производстве предприятий машиностроительного комплекса, а также маляров. Но последние, скорее, числятся в строительных профессиях, но их переучивают красить и самолеты, и машины, и пластик, — рассказывает директор филиала "Профессионально-технический колледж" учреждения образования "Республиканский институт профессионального образования" Валерий Голубовский. — Наниматель же чаще всего разыскивает диагноста, слесаря по различным видам работ, автоэлектрика, кузовщика, автомаляра. Этих профессий в ЕТКС нет. В итоге содержание обучения не меняется, ведь в трудовых книжках профессии указываются некорректно, а значит, официально в стране по-прежнему востребованы все те же слесари по ремонту автомобилей и маляры". К тому же, по оценкам западных экспертов, разрыв между тем, что требует работодатель, и тем, что предлагает образование, в Западной Европе составляет 12 лет, в США — 15 лет. В России и Беларуси этот разрыв намного больший — около 25—30 лет.

Между тем неправильным будет считать, что в заведениях профтехнического образования и ссузах не готовят достаточного количества кадров. Сейчас в республике с квалификацией "слесарь по ремонту автомобиля" бывшие ПТУ выпускают около 1 тыс. молодых специалистов в год, а ссузы — около 700 человек с квалификацией "техник-механик". Однако, как правило, профтехучебные заведения расположены в регионах и имеют определенный профиль, например, строительный или сельскохозяйственный. Это значит, что после окончания учебы молодых людей распределят, скажем, для обслуживания грузового авто в строй- или в сельхозорганизацию. Поэтому заинтересованные в получении кадров станции техобслуживания должны сотрудничать с учреждениями образования. "Если СТО будет себя позиционировать не только как потребитель, но и как партнер, будет стараться влиять и на содержание обучения, и на заказ кадров, тогда будет результат, а в одиночку будет продолжаться однобокая подготовка. Ведь чтобы подготовить достойные кадры, нужно 2—4 года "школы" и хорошая производственная практика. За семь недель преддипломной в автосервисе ученик адаптируется к работе, если попадается толковый наставник", — уверен Валерий Голубовский.

 

Нужные услуги в нужный момент
-35%
-20%
-30%
-20%
-20%
-10%
-20%
-35%
20170518