Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  2. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  3. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  4. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  5. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  6. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  7. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  8. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  9. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  10. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  11. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  12. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  13. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  14. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  15. «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов, «Манчестер Сити» разобрался с «Боруссией»
  16. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  17. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  18. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  19. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  20. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  21. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  22. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  23. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  24. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  25. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  26. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  27. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  28. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  29. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  30. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%


Фото: генеральный директор
Генеральный директор "Атлант-М" в Беларуси Сергей Самойло
Во вторник, 10 июля, Госдума России приняла закон об утилизационном сборе на отдельные виды колесных транспортных средств. Как давно ожидаемое событие коснется белорусского авторынка, рассказал гендиректора холдинга "Атлант-М" в Беларуси Сергей Самойло.
 
В ближайшее время в Российской Федерации произойдут сразу два важнейших события, которые повлияют на автомобильный рынок всего Таможенного союза.
 
Вступление России в ВТО (юридически должно завершиться до конца августа) приведет к снижению пошлин на новые легковые автомобили для юридических лиц с 30% до 25%, еще более заметным будет снижение для коммерческих автомобилей. Также будут снижены пошлины для автомобилей старше трех лет, которые составят те же 25% (это касается только ввоза юридическими лицами).
В качестве компенсационной меры российское правительство предложило введение утилизационного сбора. Его ставки спланированы таким образом, чтобы практически отсечь ввоз машин старше трех лет. Для новых импортных автомобилей утилизационный сбор должен лишь компенсировать снижение пошлин при вступлении в ВТО. В соответствии с законом, принятым Госдумой РФ, сроки введения сборов установлены с 1 августа 2012 года.
 
В то же время на уровне премьер-министров России, Беларуси и Казахстана принято парадоксальное решение, что Беларусь и Казахстан утилизационные сборы не вводят, но оставляют у себя прежний уровень тарифной защиты, то есть таможенные пошлины на автомобили будут более высокими, чем в России. Фактически данное решение не соответствует нормам и самой сути Таможенного союза и не позволяет сформировать единый рынок транспортных средств, на котором автомобили могли бы перемещаться между странами без уплаты дополнительных пошлин и иных сборов.

Более того, с 2015 по 2019 годы Россия должна будет поэтапно и далее снижать таможенные пошлины на автомобили. Таким образом, разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза станет еще больше. И эти противоречия будут нарастать.

Во-первых, одни модели новых автомобилей в силу разного уровня пошлин и сборов окажутся дороже в России, другие – в Беларуси. По подержанным автомобилям, скорее всего, уровень цен в России будет складываться выше по всем моделям (при введении утилизационных сборов в Беларуси рост цен произошел бы и на нашем рынке).
 
Во-вторых, возникает ряд неопределенностей. С автомобилей, ввезенных в Беларусь до настоящего времени, утилизационные сборы при вывозе в Россию взиматься не должны. Однако для машин, которые могут быть импортированы в Беларусь после 1 августа 2012 года, вполне возможно, этот сбор при перепродаже в Россию понадобится уплачивать. В противном случае откроется легальный канал для ввоза подержанных иномарок на территорию РФ в обход уплаты утилизационных сборов. Пока в законе говорится, что условия освобождения таких машин от утилизационного сбора будут определяться Правительством РФ.
 
В-третьих, непонятно, будет ли возвращаться утилизационный сбор (и доплачиваться пошлина) при покупке автомобиля белорусами в России и его вывозе из России в Беларусь.

Эти противоречия могли бы разрешиться при вступлении Беларуси в ВТО, что привело бы к снижению пошлин на автомобили до такого же уровня, как планируется в России. Но перспектива этого события достаточно туманна.
 
Динамика рынка подержанных автомобилей в Беларуси во многом будет определяться ответами на поставленные выше вопросы и динамикой спроса со стороны резидентов России. В случае, если Россия введет утилизационный сбор, но не поставит заградительные меры для ввоза подержанных автомобилей из Беларуси, то на нашем вторичном рынке вероятна активизация импорта из-за рубежа, рост спроса и цен. В случае, если барьеры на восточном направлении возникнут, рынок продолжит стагнацию.
 
Что касается рынка новых автомобилей в Беларуси, то он продолжит постепенный рост, который наблюдается с марта этого года. Основным источником роста является замещение в структуре импорта подержанных автомобилей на новые, в первую очередь, иномарки российской сборки. Вместе с тем снижение пошлин на новые автомобили одновременно с вступлением России в ВТО привело бы к существенному оживлению рынка.
-53%
-35%
-15%
-10%
-50%
-10%
-21%
-50%
-37%