• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Александр Волобуев,

Автомобили с гибридными полуэлектрическими двигателями, экономичные и экологичные, как уверяют их разработчики, все чаще появляются на улицах США, Европы и особенно Японии. Не без проблем, конечно. Правительства развитых стран не мытьем, так катаньем побуждают покупать эти машины, пока не вызывающие особого восторга у самих автомобилистов из-за их дороговизны. В России ситуация, как водится, несколько иная. У нас гибридные машины не пользуются спросом ни у автовладельцев, ни у чиновников, которые до последнего времени не уделяли особого внимания этому виду транспорта.
 
И тем не менее автомобили на гибридной тяге тихой сапой завоевывают рынок и сердца автовладельцев. По прогнозам экспертов, к 2020 г. количество экомобилей достигнет 20% от общего числа продаваемых в мире машин.
 
С третьей попытки
 
Борьба машин с гибридными двигателями за место под солнцем на автомобильном рынке началась больше ста лет назад. Один из первых таких автомобилей изобрел и запатентовал в 1909 г. бельгиец Генри Пайпер. Машина приводилась в движение силовой установкой, использующей электромотор и привычный теперь двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
 
Еще раньше идея создания гибрида пришлась по душе другому известному инженеру Фердинанду Порше, работавшему в 1900-е гг. в Вене на заводе Джейкоба Лохнера. Изначально конструктор планировал создать электрокар, но из-за невысоких динамических характеристик машины решил строить двигатель на смешанной тяге. Так появился знаменитый Lohner-Porsche Mixte Voiturette, считающийся первым гибридным автомобилем.
 
После удачной премьеры машины в 1900 г. на всемирной выставке в Париже (автомобиль завоевал гран-при), компания Lohner-Porsche стала выпускать грузовики, автобусы и даже автомобили скорой помощи с гибридными двигателями. Правда, продолжалось это недолго: в 1906 г. производство было свернуто из-за низкой рентабельности по сравнению со ставшими впоследствии классическими авто с ДВС. Последние оказались более просты в производстве и, соответственно, более дешевы. Аналогичная судьба постигла разработку Генри Пайпера, которая продержалась на рынке не многим дольше гибрида Порше и к 1912 г. была снята с производства. К этому времени на рынке уже безраздельно господствовали машины с ДВС, в частности популярная модель Генри Форда Ford T.
 
GM 512: первая попытка создать гибридомобиль концерна General Motors не увенчалась успехом
Интерес производителей к машинам с гибридными силовыми установками вновь начал расти в 60-70-х гг. XX века. Главных причин было две: ухудшающаяся экологическая обстановка в мегаполисах и растущие цены на нефть. Подстегнул развитие этого направления мировой нефтяной кризис 1973 г., когда цены на черное золото из-за нефтяного эмбарго стран ОАПЕК (Организация арабских стран - экспортеров нефти) выросли с 3 до 12 долл. за баррель. Автомобильные гиганты, такие как General Motors, Daimler-Benz, Volkswagen, в поисках выхода из ситуации вновь обратили взоры на гибридные машины. Американский концерн начал выпуск модели GM 512, а немцы – автобуса OE 302. Но до массового производства дело так и не дошло. Все попытки автоконцернов потеснить классические машины с ДВС в конечном счете провалились. Некоторые европейские автопроизводители переключились на разработку и выпуск электрокаров или переход на дизельный двигатель.
 
Первым по-настоящему серийным гибридом, завоевавшим любовь автовладельцев по всему миру, стала Toyota Prius, появившаяся на рынке в 1997 г. Только за первый год производства было продано более 25 тыс. этих машин, а в первом квартале 2012 г. гибридная Prius вошла в тройку самых продаваемых автомобилей в мире (было продано 247 тыс. машин), уступив лишь Toyota Corolla (300 тыс. машин) и Ford Focus (277 тыс. машин). Всего же за пятнадцать лет японскому автопроизводителю удалось реализовать более 4 млн автомобилей Toyota и Lexus с гибридными двигателями.
 
Чудо техники или игрушки для богатых мальчиков?
 
В Японии в прошлом году доля гибридов составила 17% от всех проданных в стране легковых автомобилей, в США гибридомобили занимают около 2% рынка, в Европе и РФ – менее 1%. Отметим, что российский рынок гибридных автомобилей только формируется. Продажи машин с комбинированной энергоустановкой (КЭУ) в России не отметили еще своего 10-летия. За 2011 г. на отечественном рынке было продано всего чуть более 3 тыс. таких машин. Для сравнения, в прошлом году в РФ было реализовано в общей сложности 2,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.
 
Toyota Prius - самый известный и популярный гибридный автомобиль
В России автомобили-гибриды по большей части представлены в премиум-сегменте. Например, новая Toyota Prius обойдется минимум в 1,2 млн российских руб., а за новый Lexus RX 450h придется выложить 3 млн российских руб. В то же время цена бензинового Ford Focus 3 начинается от 600 тыс. российских руб. Что называется, почувствуйте разницу.
 
По мнению гендиректора Академии автомобильных технологий Павла Клюкина, гибридный автомобиль для России пока "не очень понятен и не очень нужен". "Наиболее известными гибридами, которые официально продаются на отечественном рынке, являются автомобили Toyota, Lexus, Mercedes, BMW и Porsche. Продажи идут тяжело, и покупают их в основном те, кому интересно все новое и кто хочет выделиться", - говорит эксперт.
 
Преимущества гибридных машин, такие как экономия топлива, увеличение мощности за счет сложения энергии ДВС и электромотора, малошумность и экологичность, нивелируются единственным существенным недостатком: дороговизной самих машин и их обслуживания (ремонта).
 
По словам директора научного центра "Экологическая безопасность и устойчивое развитие транспорта" НИИ транспорта Юлия Кунина, пока большинство автовладельцев в России предпочитают покупать надежные и недорогие машины. "Автомобили с гибридными силовыми установками, действительно, позволяют экономить 10-15% топлива в городском цикле, да и КПД двигателя у них выше, чем у классических машин с бензиновым двигателем. Но при этом гибриды более прихотливы в обслуживании. А рынок техобслуживания в России – это отдельная тема", - отмечает Ю.Кунин, добавляя, что сам бы пока не рискнул купить гибридный автомобиль. В ближайшие годы российские автомобилисты внимательно будут присматриваться к гибридным машинам. Рынок этих автомобилей вряд ли вырастет выше 2-3%, считает он.
 
Единственным выходом из данной ситуации было бы разработать свой автомобиль с гибридным двигателем, тем самым снизив стоимость машины. Но и здесь не все гладко. Развитию отечественных гибридных автомобилей (так же, как и электромобилей) мешает отсутствие развитой инфраструктуры и базовых компонентов, в частности мощных аккумуляторов. Помимо этого, отмечает заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) Анатолий Эйдинов, в стране нет программ по созданию базовых компонентов для гибридных машин и электромобилей. Также в России, по его словам, отсутствуют госпрограммы по развитию экологического внутригородского транспорта. "Научно-технических и производственных сил на основных заводах достаточно, но, к сожалению, тот же АВТОВАЗ при создании электромобиля Ellada был вынужден закупать необходимые компоненты силового электропривода за рубежом", - поясняет эксперт.
 
При этом перспектива разработки легкового гибридного автомобиля для приобретения частными лицами пока экономически не обоснована, считает П.Клюкин. "Гибрид примерно в 1,5 раза дороже своего "одноклассника" с традиционным двигателем, а с появлением в последние год-два суперэкономичных дизельных моторов, вообще сложно говорить о какой-либо существенной экономии топлива", - отмечает он. По мнению эксперта, в процесс "привыкания" автомобилистов к гибридам должно вмешаться государство. "Если будут введены государственные меры стимулирования спроса, как во всем мире, перспективы будут лучше", - утверждает П.Клюкин.
 
Не мытьем, так катаньем
 
В США, Европе и на родине первого массового гибридомобиля - Японии - продажи экологичных машин, действительно, стимулируются сверху. В соответствии с так называемой зеленой налоговой программой владельцы гибридных машин в Лондоне освобождены от ежегодной налоговой пошлины в 2 тыс. фунтов. Аналогичные налоговые послабления действуют в некоторых крупных городах Ирландии, Норвегии, Швейцарии и Испании, позволяя хозяевам этих автомобилей экономить до 2,5 тыс. евро каждый год. В США налоговые льготы доходят до 4,5 тыс. долл. (здесь речь идет о разовом платеже), а в Японии – до 1,5 тыс. долл.
 
Впрочем, правительства ведущих мировых держав прививают любовь к "зеленому" транспорту не только пряником, но и кнутом. Для автопроизводителей постоянно ужесточаются экологические требования и ставятся конкретные сроки, к которым нужно перейти на очередной экологический стандарт, как, например, в Европе. С 2009 г. в странах ЕС действует стандарт Евро-5, значительно ужесточивший по сравнению с Евро-4 и Евро-3 требования к выбросам вредных веществ. "К 2020 г. планируется снижение выбросов CO2 до 95 г на каждый км пути, а к 2015г. переход на Евро-6 (нормы выбросов углекислого газа – менее 130 г/км. – Примеч. ред.)", - отмечает А.Эйдинов.
 
"Во всех развитых странах существуют программы стимулирования спроса: от прямых дотаций и льгот до разрешения на проезд по выделенным полосам и парковку", - добавляет П.Клюкин. Данные меры, по его словам, в скором времени принесут весьма ощутимый эффект. По прогнозам аналитиков, доля продаж "зеленых" автомобилей в мире к 2020 г. достигнет 20%, отмечает эксперт.
 
В России, где пока жители мегаполисов не падают в обморок от вдыхаемых токсинов, а нефть держится на уровне 100 долл. за баррель, массовое появление гибридных легковых автомобилей на дорогах маловероятно. Да и требования по экологии у нас куда более лояльны: РФ уже не первый год не может "пересесть" с Евро-3 на Евро-4.
 
Эко-транспорт для мегаполисов
 
Аналитики сходятся в том, что все большее количество "зеленых" автомобилей – это мировой тренд. О большом будущем гибридных автомобилей и электромобилей говорит и тот факт, что все ведущие мировые автоконцерны имеют наработки в этой области.
 
Вместе с тем, по словам экспертов, в РФ следует прежде всего развивать экологичный городской транспорт. Полуэлектрические автомобили идеальны для движения в пробках. Поэтому логичнее всего оснащать гибридными двигателями общественный транспорт, который сможет экономить топливо и меньше коптить небо. "Именно такой транспорт должен быть внедрен в крупных городах: автобусы с комбинированной энергоустановкой, электробусы, грузовые автомобили с КЭУ, легкий коммерческий транспорт с гибридными двигателями", - утверждает А.Эйдинов.
 
Похоже, эту точку зрения разделяют и в российском правительстве. Недавно Минпромторг объявил тендер на производство автомобилей с гибридными двигателями. По условиям конкурса, сразу несколько типов машин, оснащенных электрогазовым двигателем, должны быть разработаны и пройти тестовые испытания уже к 2014 г.
 
Ведомство планирует потратить 1,5 млрд российских руб. на то, чтобы в России появились экологичные грузовики, автобусы и городской малогабаритный автомобиль класса "В". Еще столько же в проект должно быть привлечено частных инвестиций. Итого выходит сумма в 3 млрд российских руб. (почти 100 млн долл.).
 
Городскую гибридную малолитражку оснастят четырехтактным двигателем, способным разгонять машину до 160 км/ч. Грузовые гибридомобили будут предназначаться для перевозки "городских коммунальных грузов". Помимо этого на улицах российских городов, по задумке ведомства Дениса Мантурова, должны появиться экоавтобусы, имеющие 25 посадочных мест и вмещающие до 110 пассажиров, способные разгоняться до 70 км/ч. Все машины должны соответствовать стандарту Евро-6.
 
Устройство силовой установки Toyota Prius

 
Газовый блицкриг
 
Заметим, что Минпромторг делает ставку именно на гибридные газовые, а не бензиновые двигатели. "Речь идет не о переоборудовании бензиновых двигателей внутреннего сгорания на работу на газе, а о создании специальных максимально оптимизированных для работы на метане ДВС", - поясняют заказчики. В Минпромторге подчеркивают, что энергоэффективность и экологическая чистота новых гибридных двигателей "превзойдет дизельные моторы".
 
Сыграло в данном случае свою роль существенное падение объемов экспорта российского газа в текущем году или чиновники поняли, что нефть рано или поздно закончится? Кто знает! "С точки зрения энергетической безопасности это оправданно. Разведанных запасов газа больше, чем нефти. Кроме того, газ по своим свойствам ближе к возобновляемым энергоресурсам", - рассуждает по этому поводу Ю.Кунин.
 
Круг потенциальных участников конкурса из отечественных предприятий не слишком велик. Это, прежде всего, крупнейшие автопроизводители, такие как АВТОВАЗ, ГАЗ и КамАЗ.
 
На КамАЗе подтвердили, что намерены принять участие в конкурсе. По словам представителя предприятия, сейчас готовится конкурсная документация в соответствии с требованиями Минпромторга. Ведутся разработки гибридных силовых установок и на другом российском автогиганте – АВТОВАЗе. Однако в Тольятти считают, что обсуждать тему гибридных двигателей "будет иметь смысл после 2015 г.". "Для нашего предприятия в настоящий момент приоритетным направлением является укрепление своих позиций в сегменте автомобилей эконом-класса, оснащенных двигателями внутреннего сгорания", - отметили в АВТОВАЗе.
 
На КамАЗе придерживаются иного мнения, поддерживая не только идею развития гибридных грузовых автомобилей, но и машин с газовыми двигателями. "Будущее автотранспорта - в применении альтернативных видов топлива, в первую очередь из-за экономической целесообразности, поскольку метан дешевле бензина в 3-3,5 раза, а пропан – в 2-2,5 раза", - поясняют на предприятии. В прошлом году на КамАЗе был разработан и изготовлен опытный образец пассажирского автобуса с гибридным двигателем на шасси КамАЗ – 5297Н. Кто знает, возможно, именно он будет доработан и запущен в серийное в производство благодаря программе Минпромторга и станет первым массовым российским экоавтобусом.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-90%
-37%
-85%
-20%
-20%
-20%
-35%
0059018