реклама
реклама


Автобизнес


Елена Анкудо,

 

 

Введение утилизационного сбора, озвученное правительством России и поддержанное Беларусью и Казахстаном, активизировало отечественных игроков автобизнеса. Автомобильная ассоциация "БАА" и РОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация" пытаются убедить госорганы Беларуси снизить размер сборов (от 1,5 тыс. до 20 тыс. долларов и выше) - для сограждан. О целях утилизационного сбора и о том, принесет ли он пользу экономике Беларуси, рассказал зампредседателя РОО "БНПА" Сергей Варивода."Совершенно непонятно" /  Сколько стоит утилизация? /  В чем польза? /  Какие машины будут покупать в Беларуси? /  Размер и сроки сбора неизвестны / Машины подорожают?



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (15.09 МБ)
 

 

 

 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

"Совершенно непонятно"
 

 

Идея введения утилизационного сбора принадлежит гражданам России. Его цель – защита сборочных производств иностранных автомобильных брендов. Выиграет ли от этого решения российские производства, которые собирают исконно российские бренды (ВАЗ, ГАЗ)? 
Меня, как гражданина и бизнесмена, не может не беспокоить информация, появившаяся на страницах печати. Речь идет об инициативе главы правительства России о введении утилизационного сбора. По сообщениям СМИ, она поддержана руководителями государств-участников Таможенного союза, в том числе нашим президентом. Мы знаем о предполагаемых ставках, сроках введения и кое-что о сути этого сбора. Но по сей день непонятно, что он будет означать по своей природе. Потребуется ли вносить изменения в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения, каким образом деньги будут собираться в фонд, каким образом они будут накапливаться, распределяться в пользу предприятий, занимающихся утилизацией? Не понятны и сроки введения сбора.
 
Согласно первичной информации, Россия ратифицирует соглашение о присоединении к ВТО, что произойдет не позднее конца июля 2012 года. На ратификацию соглашения отводится 220 дней. Оно подписано на уровне министров 16 декабря 2011 года. Предположительно в эти же сроки можно было ожидать введения утилизационного сбора как компенсационных мер в связи с предполагаемым снижением таможенных пошлин на ввозимые автомобили.
 
В последнее время появились сообщения, что сделать это проблематично ранее 1 января 2013 года. Согласен, поскольку введение сбора потребует кардинального изменения российского законодательства. Насколько я понимаю, потребуется внесение изменений в закон о работе с отходами производства и потребления. Только после внесения изменений в законодательный акт эти вопросы можно будет урегулировать на уровне правительства.
 
Но совершенно непонятно, как этот вопрос будет отражен в законодательстве Беларуси. Или Казахстан с Беларусью пойдут параллельно по пути изменения национального законодательства, или это будет некий международный договор в рамках ЕЭП, который будет иметь приоритет и создаст правовую базу для введения сбора.
 
Что даст этот сбор игрокам рынка? Вы затронули одну категорию - российские производители отечественных автомобилей, хорошо известные АвтоВАЗ, Ульяновский и Горьковский автомобильный заводы. Безусловно, введение подобной протекционистской меры в краткосрочной перспективе сослужит добрую службу этим изготовителям. Конкурентоспособность российских автомобилей (отечественных и так называемых российских иномарок) в краткосрочной перспективе вырастет. Но, на мой взгляд, подобные решения являются медвежьей услугой российскому автопроизводителю. Если ранее принятые меры по защите интересов российского автопрома не дали должного эффекта, то очередная мера, которая тяжелым бременем ляжет на покупателей этих автомобилей, вряд ли приведет к кардинальным улучшениям.
 
Давайте вспомним США. Законодатели этой страны в свое время приняли сложное, но единственно правильное решение - открыли рынок для иностранных автопроизводителей. Сегодня на американском рынке доминируют японские производители, существенно выросла доля корейского автопрома. Но ни один крупный американский завод не прекратил свое существование - "большая тройка" по сей день выпускает конкурентоспособные автомобили. Если утилизационный сбор не чисто экологическое, а протекционистское решение, он позволит на короткий срок вдохнуть жизнь в российских изготовителей, но не более того.
 
Сколько стоит утилизация? 
 
Вызывает удивление диссонанс между реальной стоимостью утилизации машины, озвученной в студии TUT.BY замдиректора по экономике завода "Вторчермет", - 50 долларов за один автомобиль и предложением России – до 20 тыс. долларов в зависимости от страны доставки машины и объема ее двигателя. В экологии ли дело и повлияет ли на нее введение утилизационного сбора?
Как гражданин своей страны, я поддерживаю экологические инициативы и хочу, чтобы мои дети и внуки жили в чистой среде. Но, к сожалению, вопрос решается не с того конца. Напомню о цифрах: размер утилизационного сбора составит от 24 тыс. до 592 тыс. российских рублей для легковых автомобилей. Импортные машины с объемом двигателя более 3,5 литров будут облагаться сбором в размере около 20 тыс. долларов. Наиболее ходовой автомобиль, востребованный в среднем ценовом сегменте, с объемом двигателя 2 л подорожает предположительно на 5 тыс. долларов.
 
Вы назвали цифру и реальных затрат на утилизацию – 50 долларов. Безусловно, это несоизмеримые цифры. Утилизационный сбор, существующий во многих странах, составляет 50-100 долларов. Мы предлагали Минэкономики, которое работает над вопросом утилизационного сбора, рассмотреть вопрос о его ограничении суммой до 100 евро. Наверное, это реальные затраты на утилизацию автомобилей, общество отнеслось бы к этому с пониманием.
 
Названные цифры запредельные. "Зеленые" явно перестарались, если это действительно их инициатива. Такое ощущение, что они не бывают в пригородных лесах, не посещают городские свалки, и у нас нет лежащих на поверхности проблем с экологией. Например, раздельный сбор отходов и их утилизация. Мы видим, какой проблемой является утилизация одноразовой упаковки, особенно пластиковых бутылок.
 
Если мы озаботились проблемой защиты окружающей среды от утилизации транспортных средств, стоит применять комплексный подход и не забывать про тракторы и сельскохозяйственную технику. Если эта протекционистская мера найдет понимание в ВТО, Беларусь заинтересована в защите своего рынка по другим товарным позициям, к примеру, сельскохозяйственное машиностроение. Логики инициаторов введения утилизационного сбора пока не просматривается.
 
В чем польза?
 
Принесет ли введение утилизационного сбора пользу для экономики Беларуси?
Над тем, какую выгоду несет введение утилизационного сбора нашей экономике и каждому из нас, в первую очередь необходимо задуматься нашим чиновникам. Мы связаны рядом соглашений в рамках ЕЭП. Насколько я понимаю, при подписании этих соглашений мы получили определенные преференции, пошли на определенные уступки - существенные и болезненные в случае с автомобилями. В первую очередь это отказ от льготных таможенных пошлин, во вторую – отмена льготы по НДС, произошедшая в этом году. Это серьезные уступки, которые значительно опустошили наши с вами карманы.

Полагаю, что в дальнейшем участники ЕЭП, подписывая те или иные соглашения, будут отстаивать свои интересы.
 
Нам говорят, что введение утилизационного сбора защитит нашу автомобильную промышленность – и это притом что в Беларуси практически не производятся легковые автомобили. Видимо, речь идет о производстве грузовиков и незначительного количества автобусов. Тогда неясна логика разработчиков - почему для грузовых машин - как производимых, так и ввозимых в страну, ставки утилизационного сбора одинаковы? Существует разный порядок уплаты - одни платят наличными, другие дают письменные гарантии, но ставки одинаковы. Мы говорим о защите отечественного производителя, но разве на улицах нашего города так много иностранных автобусов или тяжелых грузовиков? Беларусь сумела найти возможности защиты своего производителя и рынка.
 
В рамках ЕЭП российские задачи поддержки собственной промышленности, экономики, рынка занятости можно было бы решать не такими болезненными для граждан соседних стран способами. Мы слышали об инициативе главы правительства России о проведении госзакупок автомобилей, производимых исключительно в ЕЭП. Заметьте, это не вызвало негативного резонанса, это разумная инициатива. Я первый бы проголосовал за введение утилизационного сбора, если бы узнал, что все кремлевские чиновники пересели на "Лада Гранта".
 
С другой стороны, мы, жители другой страны, должны уплатить приличную сумму денег для краткосрочной поддержки автопроизводителей. Не высока ли цена? Где гарантии, что производитель отнесется к этим деньгам рачительно, что будет эффект? Введение подобных барьеров приведет к значительному росту цен на ввозимые иномарки. В этой ситуации у российских производителей будет велико искушение поднять цены.
 
Если же мы введем барьер, существенно сокращающий импорт иномарок, как удовлетворить существующий на автомобильном рынке спрос? В прошлом году в России было продано 2,5 млн легковых автомобилей. Из них произведенных в этой стране – 1,7 млн, иномарок, собранных в России, чуть больше 1 млн. Около 800 тысяч импорта. В Беларусь ежегодно ввозилось около 200 тысяч автомобилей, в Казахстан - чуть больше. В итоге мы понимаем, что необходимо увеличить производство легковых автомобилей в России на 1 млн, то есть удвоить его. Готова ли к этому российская автомобильная промышленность или это приведет к резкому росту спроса, превышению его над реальным предложением, и, как следствие, росту цен на автомобили?


 
Какие машины будут покупать в Беларуси?
 
Необходимость приобретения только российских - новых и подержанных автомобилей создаст их дефицит у сограждан. С чем столкнемся после введения утилизационного сбора, когда наши машины состарятся?
Дать корректную оценку последствий введения такого нормативно-правового акта можно только ознакомившись с ним. Пока же автодилеры опасаются ряда негативных последствий, в первую очередь - роста цен. Это скажется на способности каждого белоруса обновить свою иномарку и приведет к старению автопарка. Вот вам и вопрос об экологии.
 
Возможен разворот капиталов, вывозимых из страны. Одной из основных причин девальвации валюты в прошлом году стал одномоментный вывоз нашими согражданами большой суммы денежных средств на Запад для покупки автомобилей. Введя новый расчет НДС на автомобили, мы создали диспаритет - у нас ставка НДС выше, чем в РФ и Казахстане.
 
Но даже без утилизационного сбора вектор вывоза валюты и встречного ввоза транспортных средств развернется на Восток. Данные по ввозу автомобилей в Республику Беларусь за первый квартал свидетельствует о том, что это процесс начался.
 
Но продажа российских машин белорусскому покупателю - это еще и перемещение налоговой базы в соседнее государство..

Дело не в разовой покупке - на автобизнесе завязано много отраслей от техобслуживания до сертификации, экспертизы, страхования, рекламы. Надо понимать, что вместе с перемещением точек продаж в соседнее государство туда будут перемещаться валюта, налоги, занятость и наши доходы. Это косвенное, но очень болезненное последствие введения такого рода сбора.
 
Трудно сказать, что будут покупать белорусы. Ясно только, что при возникновении дефицита, что неминуемо, произойдет повышение цен на машины. Но в силу сложившего отношения белорусов к автомобилям маловероятно, что они пересядут именно на российские бренды. Скорее всего, спрос будет сосредоточен на производимых там иномарках. Позволяют ли производственные мощности российского автопрома удовлетворить этот спрос?
 
Выходит, что предлагается изначально нежизнеспособная идея утилизационного сбора, после которого дорожают машины, их не хватает, возникает дефицит, и парк автомобилей стареет?
В планах развития автомобильной промышленности России - доведение количества автомобилей до европейских стандартов – 400 машин на тысячу населения. Речь идет не о старении парка, а его обновлении, что требует определенных производственных мощностей. Будет ли там место желаниям белорусов обновить автомобиль – вопрос риторический.

Размер и сроки сбора неизвестны
 
На плечи сограждан ляжет тяжкая ноша…
Наше правительство и уполномоченные органы госуправления достаточно внимательно отнеслись к инициативе Автомобильной ассоциации "БАА", РОО "Белорусской научно-промышленной организации" и рядовых автовладельцев. Вопрос о введении утилизационного сбора, разработке нормативных актов в Беларуси находится на таком уровне контроля, что мы можем быть уверены – он будет обсуждаться в кругу специалистов, куда войдут и представители бизнеса.
 
Утилизационный сбор будет введен. Но неизвестен размер и сроки введения ставок утилизационного сбора. Не исключаю, что они будут различные в Беларуси, Казахстане и России. Логичным было бы введение утилизационного сбора на уровне, компенсирующем снижение ставок и таможенных пошлин на ввозимые автомобили.
 
Я являюсь членом общественно-консультативного совета при Минэкономики, имею общественную обязанность отстаивать интересы бизнеса. Как автолюбитель, я, безусловно, думаю об интересах каждого из нас. Сегодня надо выработать разумные подходы - это основная задача. Вопрос защиты окружающей среды и экологии тоже важен, от него так просто не отмахнуться.
 
Но Беларусь еще не прошла этап двусторонних и многосторонних переговоров при вступлении в ВТО. Мы не знаем реакции ВТО на инициативу России, не понимаем, в каком положении можем оказаться, если в процессе переговоров при вступлении в ВТО выяснится, что этот нормативно-правовой акт необходимо отменять как искажающий правила торговли товарами на внутреннем рынке. Необходимо руководствоваться народным принципом "поспешай, не торопясь". Есть смысл посмотреть, как это пойдет в России.
 
Машины подорожают?
 
Думаете, происходящее в России не коснется нашей страны?
Не думаю, что правила игры будут приняты одномоментно. Маловероятно, что законодательную базу сформируют одновременно в трех странах и законы вступят в силу в один день - нормы международного договора требуют соответствующих процедур, это не ближайшая перспектива. Но подорожание автомобилей кажется очевидным фактом.
 
Жаль, если это будет именно так - от вступления России в ВТО ожидали именно удешевления автомобилей. Зато есть и хорошая новость: до конца этого года можно искать себе машину и успеть ее купить без утилизационного сбора.
Многие ждут серьезного эффекта от вступления в ВТО. Но снижение ставок таможенных пошлин растянуто на 7 лет. Еще не завершились парламентские слушания в Госдуме России. Окончательные слушания назначены на 29 мая, решение о ратификации соглашений между Россией и ВТО пока не принято. Если это произойдет и на 30-й день после ратификации ставки таможенных пошлин приведут в соответствие с нормами соглашения, это не очень большие суммы. Снизятся они примерно на одну шестую, что для автомобиля с бензинным двигателем 2 литра составит примерно 800-900 долларов. Это существенно меньше, чем возможные ставки утилизационного сбора.
 
То есть все-таки подорожание неминуемо?
Хотелось бы надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Я думаю, тому, кто не успел, самое время до конца этого года подыскать какой-то вариант - или новый, или подержанный.

 

 

A.TUT.BY — покупка и продажа новых и б/у авто в Беларуси. Объявления от частных лиц, предложения автохаусов и официальных дилеров.