• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автобизнес


Снежана Инанец,

С тех пор как в транспортно-экспедиционной сфере отменили лицензирование, прошел только год. За это время на белорусский рынок экспедиторов в прямом смысле слова кинулись все кому не лень. Нынче любая компания без опыта работы может предложить услуги по организации перевозок, часто забывая при этом выполнить свои обязательства. По мнению Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ", это сыграло дурную роль – доверие к белорусским экспедиционным компаниям, особенно у иностранных заказчиков, резко упало. Для того чтобы навести порядок в этой сфере, предлагается ввести обязательную сертификацию данных услуг.
 
На общем собрании членов Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ" журналистам рассказали о том, почему в Закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" собираются внести статью об обязательной сертификации данного рода услуг. Подталкивают к такому шагу недобросовестные экспедиторы.
 
Генеральный директор "БАМЭ" Елена Ильина говорит, что рынок недобросовестных экспедиторов и логистов есть в каждой стране. К сожалению, набрал силу он и в Беларуси. Особенно способствовал этому "год без лицензии".
 
- Когда лицензирование существовало, это в некой степени формировало рост благонадежных экспедиторов. Существовал какой-то контроль, велась официальная база данных. Год работы без лицензии в стране показал, что либерализированный подход к деятельности экспедиторов максимально упрощен. Так быть не должно, поскольку экспедитор, когда берет чужой груз, берет на себя большую ответственность. Плюс это имидж страны и законодательства в этой сфере, - объясняет Елена Ильина. – Мы считаем, что такое положение дел должно быть исправлено. Сегодня любая компания и любой индивидуальный предприниматель, даже не имея в уставных документах такого вида деятельности, как транспортно-экспедиционная, объявляет себя экспедитором. При этом часто у них нет опыта работы, нет компетенции и образования. Просто человек говорит: "Я экспедитор".
 
По словам специалистов, 80% белорусских грузовладельцев при выборе экспедитора отдают предпочтение тем, кто предлагает более дешевые услуги.
 
- Когда такой неблагонадежный экспедитор предлагает низкую стоимость фрахта, клиент попадает в огромную зону риска. Но ведь всем грузовладельцам этого не объяснишь, - говорит Елена Ильина.
 
Председатель ревизиционной комиссии ассоциаций "БАМЭ" Владимир Сергеев описывает наиболее распространенную схему, по которой повадились работать недобросовестные экспедиторы:
 
- Эта схема вытекает из положения экспедитора. Экспедитор - это связующее звено между грузовладельцем и перевозчиком. Он организует процесс перевозки и договаривается о сумме с грузовладельцем, оставляет какую-то часть прибыли у себя и оставшейся частью оплачивает услуги перевозчика. Выходит, что, по определению, стоимость услуг, которую экспедитор выставляет клиенту, не может быть ниже стоимости услуг перевозчика. В последнее время появились экспедиторы, которые, берем условную цифру, договариваются осуществить организацию перевозки за 100 рублей, потом перевозчику предлагают продать за 150… Но когда экспедитор получает деньги от клиента, с перевозчиком он просто не рассчитывается…
 
Председатель Ассоциации "БАМЭ" Николай Горбель вспоминает о том, что когда-то ассоциация ратовала за введение некой финансовой гарантии для допуска работы экспедитором.
 
- Мы ставили вопрос о том, чтобы экспедитор, работающий на рынке, имел гарантию, к примеру, 10 тысяч евро. Допустим, они бы лежали на счету в банке. К сожалению, Минэкономики нас не поддержало, упрекнув, что таким образом мы сужаем этот рынок и не даем на нем работать. А поляки 5 лет тому назад ввели норму в 50 тысяч евро! Наша дочерняя компания "Белмагистральавтотранс", которая работает в Польше, должна была извлечь 50 тысяч евро и положить их как депозит. Мы же предлагали только 10 тысяч, но нас не поддержали. Но при помощи этой гарантии можно было бы и рейтинг экспедиторов поднять – ты имеешь что-то за душой и готов гарантировать качественную работу – значит, ты имеешь право этим заниматься.
 
Что касается статистики, то вести ее в неупорядоченной белорусской сфере логистики и экспедирования очень сложно. Данные об объемах оказанных услуг предоставляют только 122 добровольных члена Ассоциации "БАМЭ". На основе данных этих компаний за 2011 год Николай Горбель поделился некоторыми цифрами.
 
Итак, всего объем услуг, оказанных экспедиторами и логистами в 2011 году, составил более 1 миллиард 345 миллионов долларов США. В том числе по договорам с резидентами Беларуси – 430 миллионов долларов США, с нерезидентами – 915 миллионов долларов США). Основной объем логистических и экспедиционных услуг оказывают, используя железнодорожный транспорт, – в прошлом году на 721 миллион долларов США. На втором месте – автотранспорт (525 миллионов долларов США), а также водный и морской (87 миллионов долларов) и воздушный транспорт (12 миллионов долларов США).
 
Экспедиторов "неучтенных" в разы больше, чем "учтенных", а значит, реальный объем услуг, которые ежегодно оказываются на этом рынке, пока невозможно оценить. 


Добиваетесь идеального вида автомобиля — для вас полировка фар в подробном Каталоге TUT.BY.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-10%
0059018