реклама
реклама


Автобизнес


Снежана Инанец,

С тех пор как в транспортно-экспедиционной сфере отменили лицензирование, прошел только год. За это время на белорусский рынок экспедиторов в прямом смысле слова кинулись все кому не лень. Нынче любая компания без опыта работы может предложить услуги по организации перевозок, часто забывая при этом выполнить свои обязательства. По мнению Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ", это сыграло дурную роль – доверие к белорусским экспедиционным компаниям, особенно у иностранных заказчиков, резко упало. Для того чтобы навести порядок в этой сфере, предлагается ввести обязательную сертификацию данных услуг.
 
На общем собрании членов Ассоциации международных экспедиторов и логистики "БАМЭ" журналистам рассказали о том, почему в Закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" собираются внести статью об обязательной сертификации данного рода услуг. Подталкивают к такому шагу недобросовестные экспедиторы.
 
Генеральный директор "БАМЭ" Елена Ильина говорит, что рынок недобросовестных экспедиторов и логистов есть в каждой стране. К сожалению, набрал силу он и в Беларуси. Особенно способствовал этому "год без лицензии".
 
- Когда лицензирование существовало, это в некой степени формировало рост благонадежных экспедиторов. Существовал какой-то контроль, велась официальная база данных. Год работы без лицензии в стране показал, что либерализированный подход к деятельности экспедиторов максимально упрощен. Так быть не должно, поскольку экспедитор, когда берет чужой груз, берет на себя большую ответственность. Плюс это имидж страны и законодательства в этой сфере, - объясняет Елена Ильина. – Мы считаем, что такое положение дел должно быть исправлено. Сегодня любая компания и любой индивидуальный предприниматель, даже не имея в уставных документах такого вида деятельности, как транспортно-экспедиционная, объявляет себя экспедитором. При этом часто у них нет опыта работы, нет компетенции и образования. Просто человек говорит: "Я экспедитор".
 
По словам специалистов, 80% белорусских грузовладельцев при выборе экспедитора отдают предпочтение тем, кто предлагает более дешевые услуги.
 
- Когда такой неблагонадежный экспедитор предлагает низкую стоимость фрахта, клиент попадает в огромную зону риска. Но ведь всем грузовладельцам этого не объяснишь, - говорит Елена Ильина.
 
Председатель ревизиционной комиссии ассоциаций "БАМЭ" Владимир Сергеев описывает наиболее распространенную схему, по которой повадились работать недобросовестные экспедиторы:
 
- Эта схема вытекает из положения экспедитора. Экспедитор - это связующее звено между грузовладельцем и перевозчиком. Он организует процесс перевозки и договаривается о сумме с грузовладельцем, оставляет какую-то часть прибыли у себя и оставшейся частью оплачивает услуги перевозчика. Выходит, что, по определению, стоимость услуг, которую экспедитор выставляет клиенту, не может быть ниже стоимости услуг перевозчика. В последнее время появились экспедиторы, которые, берем условную цифру, договариваются осуществить организацию перевозки за 100 рублей, потом перевозчику предлагают продать за 150… Но когда экспедитор получает деньги от клиента, с перевозчиком он просто не рассчитывается…
 
Председатель Ассоциации "БАМЭ" Николай Горбель вспоминает о том, что когда-то ассоциация ратовала за введение некой финансовой гарантии для допуска работы экспедитором.
 
- Мы ставили вопрос о том, чтобы экспедитор, работающий на рынке, имел гарантию, к примеру, 10 тысяч евро. Допустим, они бы лежали на счету в банке. К сожалению, Минэкономики нас не поддержало, упрекнув, что таким образом мы сужаем этот рынок и не даем на нем работать. А поляки 5 лет тому назад ввели норму в 50 тысяч евро! Наша дочерняя компания "Белмагистральавтотранс", которая работает в Польше, должна была извлечь 50 тысяч евро и положить их как депозит. Мы же предлагали только 10 тысяч, но нас не поддержали. Но при помощи этой гарантии можно было бы и рейтинг экспедиторов поднять – ты имеешь что-то за душой и готов гарантировать качественную работу – значит, ты имеешь право этим заниматься.
 
Что касается статистики, то вести ее в неупорядоченной белорусской сфере логистики и экспедирования очень сложно. Данные об объемах оказанных услуг предоставляют только 122 добровольных члена Ассоциации "БАМЭ". На основе данных этих компаний за 2011 год Николай Горбель поделился некоторыми цифрами.
 
Итак, всего объем услуг, оказанных экспедиторами и логистами в 2011 году, составил более 1 миллиард 345 миллионов долларов США. В том числе по договорам с резидентами Беларуси – 430 миллионов долларов США, с нерезидентами – 915 миллионов долларов США). Основной объем логистических и экспедиционных услуг оказывают, используя железнодорожный транспорт, – в прошлом году на 721 миллион долларов США. На втором месте – автотранспорт (525 миллионов долларов США), а также водный и морской (87 миллионов долларов) и воздушный транспорт (12 миллионов долларов США).
 
Экспедиторов "неучтенных" в разы больше, чем "учтенных", а значит, реальный объем услуг, которые ежегодно оказываются на этом рынке, пока невозможно оценить. 


Добиваетесь идеального вида автомобиля — для вас полировка фар в подробном Каталоге TUT.BY.

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • yopto4ka 15 мая 2012 в 18:37

    Никак государство не хочет расстаться с регулирующими функциями, начинают взамен лицензий аналогичные процедуры подтягивать. БАМЭ, если не ошибаюсь, обучением, в том числе, занимается - необходимое условие лицензии было наличие обученного персонала. Все регулируется рынком, если я заинтересован в беcпроблемной доставке своего груза - обращусь к компании с именем, поинтересуюсь действует ли полис страхования ответственности, еще и платежки посмотрю - все ли страховые взносы оплачены.

  • anti_shos 16 мая 2012 в 08:43

    А я как крупный перевозчик (100 машин) считаю, что правильно взялись за эту сертификацию. А то звонит тебе девочка лет 18-ти, два слова связать не может. Путает город Красноярск с Краснокамском, но зато уже представляется экспедитором и гарантирует быструю оплату. А когда начинаешь задавать ей наводящие вопросы, она теряется и просит дать ей 10 мин, якобы согласовать с заказчиком. На самом же деле берет паузу, чтобы выяснить у более старших собратьев ответ на поставленные вопросы. Нормальный специалист в области логистики и международных перевозок обязан знать ответы на все вопросы перевозчика и тут же ему разъяснить все нюансы. Я для себя придерживаюсь принципов, перед тем как вступать в те или иные отношения с экспедиторской фирмой, проверяю все ее данные: свид-во о регистрации (как долго на рынке транспортных услуг), по возможности бывшую лицензию, банковские реквизиты. Не маловажно даже постмотреть в интернете отзывы на данную организацию. Зачастую это бывает важным подспорьем в дальнейшем продолжении дискуссии. И не могу не согласиться с данной статьей, что появившиеся

  • nikwin 15 мая 2012 в 17:35

    Из статьи следует: у БАМЭ 2 генральных Ильина и Горбель. Вот где и начинается развод............

  • nikolay_8 15 мая 2012 в 18:45

    Правильно бы сделали, а то 99% экспедиции старается только превозчиков обуть

  • correction 15 мая 2012 в 20:37

    Все должен регулировать РЫНОК и ЗАКОН!!

  • sergey_lyt 15 мая 2012 в 20:41

    Ну наконец-то,свершилось!

  • 3022409 16 мая 2012 в 08:29

    Нет, все-таки конкуренция великая вещ! Если "чэстныя экспедитары" воют на "нячэстных" значит конкуренция - то что надо... а с кем работать - выбирает клиент... Допустим мы работаем с проверенной фирмой, у которой не только штат сотрудников, но и свой автотранспорт.... конечно случаются накладки... ктож застрахован? Вози ссо знакомым перевозчиком, под грамотный договор, по вменяемой ставке - и все будет ок... а вой "экспедитарау" маньки шо ей перебиваюць стауку - нормальные отвественные заказчики поднимают на смех...

  • erm_777 16 мая 2012 в 09:14

    Экспедиторы и логисты будут проходить обязательную сертификацию о, нашли ещё один источник пополнения бюджета))))))))

  • xaramamba.ru 16 мая 2012 в 13:53

    а вот проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности выведено из-под лицензирования, так же, как изыскания для него и никакой сертификации! отакот

  • svetlana_dr2004 16 мая 2012 в 16:58

    Зачем отменили лицензию? Чтобы ввести дорогую сертификацию и малый бизнес не смог работать? Я нормальный экспедитор ИП, выходит - не смогу работать и окажусь на улице? у нас итак государство нездоровое, зачем обострять соц.напряженность?

  • OlgaLSIP 16 мая 2012 в 18:23

    Добрый вечер! Наконец-то дошло, что отменив лицензирование транспортно-экспедиционных услуг, в эту отрасль поползут все кому не лень. И тем не менее не нужно ставить всех под одну гребенку. Например, я занимаюсь непосредственно экспедированием сама на себя 2 года. А до этого 8 лет отработала в крупной транспортной компании и двух экспедиционных. Опыт работы большой. Почему бы мне в мои 35 не начать зарабатывать для себя, а не на «чужого дядю» и содержать штат сотрудников, половина из которых его родственники, и кроме как пить кофе, пилить ногти, и кое-как вести бухгалтерию ничего не делают и не умеют. Экспедитор является посредником между заказчиком транспорта и перевозчиком, не только как база для оседания «незаслуженной маржи экспедитору» как считают перевозчики, он в полном смысле слова посредник. Очень часто заказчик поработав не с одним прямым перевозчиком приходит именно к экспедитору и принимает его услуги и условия, т.к. ему нет времени тратить свое драгоценное время и нервы на перепалку с неграмотным наглым хамоватым перевозчиком, который в заявке кроме как строчки: