172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  2. В Могилеве начался суд над Павлом Северинцем и другими, он закрытый. Всех пришедших поддержать выгнали из здания
  3. «С большей вероятностью, после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  4. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  5. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  6. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  7. Прогноз погоды на короткую рабочую неделю
  8. Самое лютое соперничество в женской «фигурке» закончилось нападением. В Голливуде об этом даже сняли кино
  9. Один из лучших минских спектаклей этого сезона. Почему надо посмотреть «Записки юного врача»
  10. Дерматолог — о влиянии гель-лака на кожу и ногти, тревожных симптомах и противопоказаниях
  11. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  12. Журналиста TUT.BY Катерину Борисевич перевели из Жодино в СИЗО Могилева
  13. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  14. В чем секрет храма в Будславе и что о нем надо знать. Вопросы и ответы о костеле, пережившем пожар
  15. «Парни, подкатывая, просят посоветовать пилу». История лесоруба Вики
  16. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  17. Семье Ромы, который спас брата из горящего дома, выделили арендное жилье
  18. Дело Тихановского и Статкевича будет рассматривать Гомельский областной суд
  19. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  20. Мэр израильского Лода заявил о полной потере контроля над городом. Нетаньяху ввел режим ЧП
  21. В Green City открывается фудкорт. Первым там заработает «МакДональдс», будет и новый для Минска бренд
  22. «Боялись последствий со стороны банка». Что говорят в суде над топами Белгазпромбанка взяткодатели
  23. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  24. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  25. Многие известные люди поддержали перемены и осудили насилие. Что с ними теперь?
  26. Против беззакония и насилия. Девушки в белом гуляют по Минску уже девять месяцев
  27. Выходец из БРСМ стал новым директором Оперного театра
  28. Белорусские сигареты почти на 2 млн долларов задержали в Польше
  29. «До переезда я думал, что это типичный Техас с перекати-поле». Белорусы — о жизни в Остине
  30. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте


Уже не один десяток лет водителям не дает спокойно спать примерно такой вопрос: "Как уступить дорогу пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе?"

  
Почему водители об этом спрашивают? 

Причин здесь несколько, уверен майор милиции, в прошлом - сотрудник ГАИ Юрий Краснов.
 
Во-первых, водители вообще не хотят мириться с тем, что, управляя транспортным средством, они должны уступать пешеходу. Единственное желание многих при виде подходящего к дороге человека - чтобы тот остановился и подождал, пока проедет автомобиль.
 
Некоторые особо продвинутые водители "бьют" на то, что подпункт 17.2 ПДД обязывает пешехода "переходить (пересекать) проезжую часть дороги по наземному пешеходному переходу, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен".
 
Ну да, обязывает. И что с этого водителю? Это обязанность пешехода, а не водителя. И требование это существует не для того, чтобы водитель мог двигаться, не снижая скорость. Это мера, которая позволяет пешеходу не попасть под колеса автомобиля, водитель которого не может остановиться не потому, что не хочет, а потому, что не имеет такой возможности по каким-то обстоятельствам (скользкая дорога, ослепило солнце, отказали тормоза, просто отвлекся и пр.).
 
И вообще - хватит смотреть на обязанности пешеходов. Давайте разберемся со своими, которые, кстати, большинство водителей не выполняют при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу.

 
И вот она - вторая причина.
 
Давным-давно ситуацию с проездом нерегулируемого пешеходного перехода как-то отделили от аналогичных ситуаций с проездом остальных мест, где водитель также обязан уступить кому бы то ни было дорогу. И учили алгоритму действий неправильно. Чего только стоит следующее объяснение: "Если пешеход на тротуаре - мы ему не должны уступать, а если он только ступил на проезжую часть - сразу должны". Этому учили в автошколах, а может, учат и сейчас некоторые - и преподаватели, и мастера.
 
Но в этой фразе содержится грубейшая ошибка! Здесь ни слова не говорится о том, что должен делать водитель при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу, чтобы успеть уступить дорогу пешеходу, если понадобится. Ведь всем известно, что автомобиль невозможно остановить мгновенно - значит, нужно при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу всегда снижать скорость.
 
И чтобы водители знали, что надо делать, им в ПДД это написали прямым текстом. Подпункт 9.9 обязывает водителя уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, в пункте 116 конкретно разъяснено: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен снизить скорость, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам.
 
Такой конкретики нет в описании других ситуаций, где водитель должен уступить дорогу какому-то другому объекту.
 
Например, пункт 104 ПДД говорит о том, что на регулируемом перекрестке при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. Водитель подъезжает к перекрестку и видит, например, основной красный свет с зеленой стрелкой направо. Что он делает прежде всего? Снижает скорость, а если надо - и останавливается. Заметьте, про снижение скорости и остановку в пункте 104 не сказано ни слова, но все водители это делают без каких-либо претензий к тем, кто едет в этот момент через перекресток на зеленый сигнал светофора.
 
Еще пример. Правила проезда нерегулируемого перекрестка расписаны в пункте 108 ПДД: "на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения". Опять интересный момент. В пункте 108 ни слова не сказано о том, как должен действовать водитель при подъезде к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге. Просто написано: уступить дорогу. Но, опять же, все водители, увидев знак приоритета "Уступить дорогу", снижают скорость заранее. Никто не возмущается: "А чего это водители на главной так смело едут?! А вдруг я остановиться не успею и выеду со второстепенной на главную?!"
 
Получается, что водители при подъезде к регулируемому или нерегулируемому перекрестку знают, что нужно снижать заранее скорость вплоть до полной остановки, хотя про это конкретно нигде не написано, а при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу - не знают, хотя про это написано более чем доходчиво?..
 
Теперь вспомним про каверзный вопрос некоторых товарищей, пытающихся внести смуту в стройные ряды дисциплинированных водителей: "А насколько мне снижать скорость? Я еду 60 и снижу до 55 - вот и не нарушаю!" То есть сам момент проезда нерегулируемого пешеходного перехода интересует таких людей только с точки зрения "нарушаю - не нарушаю". Хотя при подъезде к нерегулируемому перекрестку у них таких вопросов не возникает: они все дружно снижают скорость и даже останавливаются, если надо уступить дорогу автомобилю на главной дороге, но начинают теряться, когда перед ними оказывается нерегулируемый пешеходный переход.
 
А какая разница, хочу я вас спросить, товарищи водители, кому вы должны уступить дорогу? Ваше дело уступить. А чтобы успеть это сделать, вы и должны заранее снижать скорость и если необходимо - останавливаться, предоставляя преимущество в движении другому участнику: водителю, пешеходу, велосипедисту.

 
Но мы все же ответим на вопрос, до какой величины снижать скорость при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу.
 
Величина снижения скорости и вероятность того, что нужно будет даже остановиться, зависят от обзорности и видимости дороги. Если у нас отличный обзор пешеходного перехода - при абсолютной гарантии, что пешеходов нет, -  мы можем ехать, не снижая скорость.
 
Но если водитель видит, что:
 
- обзор ограничен попутными, встречными или припаркованными автомобилями, деревьями, кустами, заборами, стенами домов и прочими объектами,
 
- видимость дороги в районе пешеходного перехода плоха, так как идет дождь, снегопад, туман, темное время суток (независимо от освещения), слепит солнце или фары встречных автомобилей,
 
- к проезжей части в районе пешеходного перехода подходят люди,
 
он должен снизить скорость настолько, чтобы иметь возможность оценить ситуацию и спокойно определить, можно ли продолжать движение или нужно уступить дорогу; продолжить ли движение со сниженной скоростью или остановиться, не применяя экстренного торможения.
 
Вот и вся математика.
-5%
-10%
-10%
-15%
-10%
-20%
-27%
-40%
-25%