реклама

реклама
реклама


Автоблоги


Страшная авария произошла в минувшую субботу, 29 сентября, неподалеку от "Линии Сталина". Выехав на встречную полосу, 21-водитель Alfa Romeo столкнулся с Audi 80. В Audi погибли 4 человека, в том числе – 6-летний ребенок.

Что приводит к подобным авариям? Можно ли избежать трагического столкновения в таких ситуациях?
 
AUTO.TUT.BY отправился на место ДТП с руководителем "Школы экстремального вождения" Сергеем Овчинниковым.
 
По версии следствия, водитель Alfa Romeo 166 совершил касательное столкновение с находившимся в его полосе движения и собиравшимся поворачивать налево Renault Laguna, после чего его автомобиль оказался на полосе встречного движения. Можно предположить, что водитель поздно заметил возникшее в его полосе препятствие и принял неправильное решение о маневре?
 
- Оценку действиям всех участников ДТП даст следствие, - говорит Сергей Овчинников. – Слишком много вариантов развития событий могло быть. Мы же можем лишь проанализировать дорожную обстановку и рассмотреть возможные варианты поведения водителей.
 
Дорога
 
- Трасса Р-28 на этом участке хоть и формально двухполосная – по одной полосе движения в каждом направлении, - но фактически, благодаря широким заасфальтированным обочинам, здесь четыре полосы движения. Места разъехаться должно было хватить всем, - считает Овчинников.


 
С другой стороны, AUTO.TUT.BY вместе с нашим экспертом с сожалением констатировали: на участке трассы в районе "Линии Сталина" нередко происходят ДТП с трагическими последствиями – на протяжении лишь одного километра дороги мы увидели на обочине четыре траурных венка…
 
В память о жертвах ДТП 29 сентября

По мнению Овчинникова, любая загородная дорога опасна – в частности, постепенным привыканием к скорости.
 
- Если долго ехать по малозагруженной дороге, от монотонной езды наступает расслабление – и время реакции существенно увеличивается. Если среднее время сложной реакции – в ситуации, когда нужно немедленно принять решение, - 1,5 секунды, то при длительном расслабленном вождении оно возрастет до 4 секунд.

Здесь произошло столкновение...

...на обочине еще остались следы аварии

... на асфальте - следы работы спасателей

Маневрирование

 
- Если водитель, начинающий какой-то маневр, не предупреждает о нем заблаговременно, он провоцирует других участников на резкие движения, - поясняет наш эксперт. – И даже если он, например, включил "поворотник" заблаговременно, то его сигналы видит водитель только одной, следующей непосредственно за ним, машины. Она резко уходит в сторону – и третья машина видит перед собой неожиданное препятствие.
 
Поэтому, по мнению Сергея Овчинникова, необходимо всегда обращать внимание на знаки – и быть особо осторожными перед пересечением дорог или примыканием второстепенной. Более того, стараться видеть ситуацию на дороге не только через свое лобовое – через стекло впереди едущего автомобиля. Другое дело, если ваша машина едет за внедорожником, грузовиком, фурой – очень важно держать максимально большую дистанцию. Действия этого водителя для нас абсолютно непредсказуемы – он видит препятствие, невидимое нам, и резко тормозит.
 
Неожиданное препятствие в полосе движения
 
- На дороге случаются простые, потенциально опасные, экстремальные и аварийные ситуации. То есть в последнем случае мы не обсуждаем, как избежать аварии, – она, к сожалению, неизбежна. И главное - выбрать из многих зол наименьшее. К примеру, если сравнивать лобовое столкновение и съезд в кювет, то последнее безопаснее, - уверен Овчинников.
 
Большинство посетителей AUTO.TUT.BY, обсуждая трагедию на Р-28, высказывали уверенное мнение: лучше врезаться во впереди стоящий автомобиль, чем вылететь на встречную.
 
- Если у поворачивающей машины колеса уже повернуты влево - а большинство водителей стоят на поворот именно с повернутыми колесами, – от удара ее выбросит на встречную полосу. То есть – произойдет такое же тяжелое ДТП, но с другими участниками, - говорит эксперт.

Сергей Олегович вспоминает, как в результате подобной аварии два года назад погиб российский актер Юрий Степанов. В стоящие на светофоре "жигули", в которых он ехал в качестве пассажира, на скорости врезалась Mazda. От удара ВАЗ выбросило на встречную полосу, где машина столкнулась с другим автомобилем.
 
Стоит ли выворачивать вправо?
 
Водитель, по мнению профессионала Овчинникова, должен постоянно сканировать ситуацию вокруг машины, ежесекундно понимать, что происходит справа/слева, заранее оценивать потенциальную вероятность маневра. Потому что когда он внезапно обнаружит в полосе движения препятствие, у него может не остаться времени посмотреть в зеркала.
 
- Допустим, всем повезло – справа машин нет. Автомобиль объедет препятствие, человек за рулем отделается легким испугом. Если же справа кто-то движется, водитель, резко вывернувший в его сторону, вытолкнет эту машину с трассы, она вылетит в кювет, возможно, опрокинется. Снова пострадают люди. А не дай бог такое приключится в городе, и попутно ехавшую машину от удара бросит на остановку общественного транспорта?..

Тормозить или нет?

 
Эксперт советует: теоретически, если есть хоть какая-то возможность, – нужно тормозить.
 
- С другой стороны, если скорость очень высокая, резкое торможение тоже может привести к неприятным последствиям. Например, на курсах экстремального вождения отрабатывают выход из заноса на скорости 60 км/ч – то есть при резком торможении даже на "городской" скорости машину заносит! При 70 км/ч все происходит еще быстрее, и машину еще труднее контролировать. Водитель, который не умеет выходить из экстремальных ситуаций на дороге, ничего сделать с ней не сможет, автомобиль становится неуправляемым, - поясняет Сергей Овчинников.

Если "в лоб" вылетает авто

 
По мнению эксперта, предсказать, что будет делать водитель, когда встречная машина выезжает в его полосу, нереально.
 
- К сожалению, бывают ситуации, когда водитель не то что сделать – подумать не успеет. Если встречную машину в доли секунды вынесло в твою полосу движения – шансов избежать столкновения, увы, нет, - констатирует Сергей Олегович. - Если же это увидеть заранее, то время на маневры остается, но и здесь можно ошибиться. Например, едет водитель и видит, что со встречной в его полосу выезжает машина. Он сигналит, мигает – машина все так же едет навстречу. Чтобы избежать столкновения, наш водитель принимает решение выворачивать влево - на свободную (!) встречную полосу. В этот момент заснувший за рулем водитель встречного авто просыпается, понимает, что он на "встречке", и выворачивает обратно в свою полосу. Происходит лобовое столкновение.



Автомобиль
 
Правила дорожного движения говорят нам: в случае возникновения опасности водитель должен принять меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки машины. Так тормозить или маневрировать?
 
- В попутном столкновении при движении передним ходом водителя и пассажиров спасают подушки и ремень безопасности, - рассказывает Сергей Овчинников. - Это тот удар, который прогнозируется производителями, рассчитывается при проектировании авто. То есть все системы безопасности "заточены" именно под фронтальное столкновение с препятствием. Капот, моторный отсек – это сминаемая часть автомобиля, которая гасит удар. Мотор в современных машинах при таком ударе конструктивно должен уходить вниз, а не в салон. Ремень держит водителя, подушка безопасности его "принимает".
 
Если же начать маневрирование, скорее всего, произойдет боковой удар.
 
- Что в этом случае защищает водителя? Жестяная дверь. Все. Боковые подушки, если они есть, эффективны лишь при незначительных ударах. Сравните "нос" машины, который должен "спасать" при столкновении с фронтальным препятствием, и жестянку, которая примет удар при боковом, - советует эксперт. Даже в автоспорте, по его словам, люди чаще всего гибнут – на раллийных каркасных машинах! - именно от боковых ударов.

Подготовила Анна Рудь