• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автоблоги


Евгений Хоружий, председатель Минского велосипедного общества
Вот уже несколько лет идёт строительство метро на проспекте Дзержинского с параллельной его реконструкцией. Готов первый участок обновлённого проспекта — от 2-го переулка Розы Люксембург до ул. Прилукской. Поскольку это фактически новое строительство, то улица должна соответствовать всем современным нормам в плане безбарьерной среды и пригодности для передвижения всех участников движения — от инвалидов-колясочников до автомобилистов. Попробуем разобраться, что же получилось на самом деле.

 
Начнём с велосипедной инфраструктуры. Открываем технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.03-227-2010, который определяет, как же должны строиться улицы наших городов:
 
"5.5.1 Велосипедные дорожки следует предусматривать:
 
— на территориях жилых и промышленных районов, в парках и лесопарках;
 
— на магистральных улицах регулируемого движения и улицах местного значения категорий Е и Ж, обеспечивающих подъезд к торговым центрам, промышленным предприятиям, объектам спорта и отдыха, социально-культурного назначения, автостоянкам и крупным парковкам, с учетом требований ТКП 45-3.01-116 (11.3.10)".

Проспект Дзержинского, очевидно, относится к магистральным улицам регулируемого движения. Ура! Там должна быть велодорожка! Это подтверждали в администрации района ещё зимой. Однако, проспект построен, а велодорожек на нём нет и в помине. Есть только подозрительная полоса красного цвета на тротуаре.
  
После неофициального общения с представителями администрации района и комитета по архитектуре и градостроительству стало ясно, что "официальную" велодорожку там почему-то так и не запроектировали, однако эта красная полоса — действительно, задел под будущую велосипедную дорожку.
 
 
Что ж, попробуем прокатиться. Садимся на велосипед и крутим педали. И первое же препятствие — бордюр! Про бордюры разговор особый, чуть попозже.
 
Едем дальше, и упираемся в навес на остановке общественного транспорта, стоящий ровно на красной полосе. Пытаемся объехать, но тут подъезжает троллейбус и на остановке начинается бурное броуновское движение, пробиться через которое даже пешком не удастся. Почему тут не было применено очевидное решение — установка павильона ближе к проезжей части, чтобы велосипедисты и пешеходы могли спокойно пройти за ним, — неясно.
  

 
Ладно, пробились, едем. Дорожка идёт мимо подземных переходов... стоп! Мало того, что она проходит вплотную, чем создаёт немаленькую вероятность столкновения с резко вышедшим из перехода пешеходом, так ещё и опора знака установлена опять просто на красной полосе. И урна для мусора там же. Если урну передвинуть ещё можно, то знак здесь обосновался явно надолго. И так возле каждого перехода.
 
Объехали, едем дальше. И вновь сюрприз — опора радиотрансляционной сети, стоящая, конечно же, ровно посередине "нашей" полосы. Как говорится, без комментариев.

 
Подъезжаем к улице Щорса. А там кругом заборы и чернеющий зев пешеходного перехода. Нигде поблизости "зебры" не видно. Что ж, слезаем с велосипеда, и, чертыхаясь, цепляясь рулём и педалями за перила, поскальзываясь на наклонном пандусе (потому что ступеньки оказываются никак не под ногами), идём вниз, а затем вылезаем наверх.
 
Зачем было делать подземный переход под улицей Щорса, по которой ездит совсем немного транспорта? Зачем её делать шестиполосной? Наверное, на то были свои причины, только вот от этого совсем не легче. Ни один вменяемый велосипедист не пойдёт в подземный пешеходный переход, ведь это - вид транспорта, а транспорт должен везти, а не быть таскаемым. Практика подтверждает — велосипедисты на этом перекрёстке двигаются по проезжей части, создавая если не аварийные ситуации, то нервозную обстановку для водителей автомобилей.
 
Дальше уже добираемся без приключений. Смущает только одно — нерегулируемые пешеходные переходы через проезды, идущие от Жукова наверх, к новой трёхуровневой развязке. Да, по правилам велосипедисты должны спешиваться на переходах, но мы же говорим о перспективах. Заставлять спешиваться на велосипедной дорожке — глупость, а не спешиваться на нерегулируемых переходах — опасно.
 
В целом можно сказать, что проспект мог бы стать отличной велосипедной магистралью, связывающей юго-западные районы города с центром, если бы не бессмысленный и беспощадный подземный переход. Впрочем, он и так станет.
 
А теперь про бич улиц нашего города — бордюры. Наверное, это какой-то заговор строителей, проектировщиков и контролирующих органов, но все, абсолютно все улицы сдаются с нарушениями норм высоты бортового камня. Стандарты, регламентирующие это, существуют ещё с 1998 года, но до сих пор ни одна улица им не соответствует. Мы проверяли.


 
"5.4.8 В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц высота бортовых камней проезжей части должна быть не более 0,025–0,040 м, при этом сужение ширины проезжей части не допускается. Уклон тротуара при спуске к проезжей части должен быть не более 100 %. Пересечения пешеходных путей с проездами к домам следует выполнять в одном уровне. Пересечения пешеходных путей с проездами и спуски тротуаров к проезжей части следует выделять за счет применения покрытий тротуаров и пешеходных дорожек, по материалу, фактуре поверхности и цвету контрастирующих с проезжей частью. Бортовые ограждения (бортовые камни, поребрики) не должны иметь скошенную верхнюю грань." (ТКП 45-3.03-227-2010).
 
Когда реконструкция проспекта Дзержинского ещё шла, волонтёры Минского велосипедного общества проехали и измерили высоту каждого бордюра на тех местах, где верхний слой асфальтового покрытия уже был уложен. Направили жалобу в администрацию района и госстройнадзор. Госстройнадзор признал наличие проблем, обещал проследить за их устранением. Подрядчики обязались устранить до 15 июля. Казалось бы, проблема решена.
 
Волонтёры не поленились, и 16 июля проехали ещё раз. Вы думаете, ситуация изменилась? Да, исправили целых два пересечения: на проезде к строящемуся зданию и на ул. Извозной. На остальных же творится не то чтобы ужас (бывало и пострашнее, вспомнить хотя бы недавно построенную ул. Евфросиньи Полоцкой, или весь район Каменная Горка), но всё же до идеала далеко.


 
Немного цифр: обследовано 37 бортовых камней. Средняя высота — 5,6 см, минимальная — 1,5 см, максимальная — 20 см!!! Бордюр-рекордсмен был обнаружен на пересечении тротуара вдоль съезда на проспект Жукова с ул. Фанипольской. На него и не всякий пешеход залезет.
 

 
В целом лишь 27% бортовых камней уложились в норматив — 4 см на улицах и 0 см на проездах к зданиям. Хорошо, если сделать поблажку, накинув погрешность измерения, допустимое нормами отклонение и посчитать максимально допустимой высоту в 5,5 см, то в норматив уложится уже 54%. Лучше, но ненамного.
 
Запомните, строители и контролёры! Бордюр высотой 4 сантиметра — это тот, который закопан по начало закругления, тут и рулетки не надо.

 
Когда тема высоких бордюров всплывает в интернете, неизменно находятся автомобилисты, кричащие о том, что на переходах велосипедисты должны спешиваться, что с такими велосипедами, как у минчан, любой бордюр нипочём. А теперь представим, что по тротуару проложили велодорожку. Соответственно, появились велосипедные переезды. Возьмите "классический" минский велосипед, повесьте на руль мешок с парой-тройкой килограммов продуктов из магазина и попробуйте проехать. Ну как, успешно? А комфортно? Сравните с комфортом, который город почему-то создаёт для автомобилистов. А ведь дорожки создаются и будут создаваться, и за переделку бордюров будем платить опять мы с вами, если не проследим сейчас.
 
И, самое главное, — безбарьерная среда создаётся прежде всего для физически ослабленных участников движения. Попробуйте на досуге взять напрокат инвалидную коляску и проехать по улицам. Да что там по улицам — из двора выехать! Если пятисантиметровый бордюр для велосипедиста — лишь досадное, но преодолимое препятствие, то для колясочника — это стена, преграждающая путь. Эти люди не заслужили такого неуважения со стороны города, ведь никто не застрахован от подобной участи. Так уж получилось, что Беларусь — единственная страна в мире, заставляющая своих жителей ездить на велосипедах по тротуарам, поэтому велосипедисты и поднимают шум из-за бордюров.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-35%
-43%
-10%
-10%
-20%
-50%
-50%
0058758