реклама
реклама


Автоблоги


Евгений Хоружий, председатель Минского велосипедного общества
Вот уже несколько лет идёт строительство метро на проспекте Дзержинского с параллельной его реконструкцией. Готов первый участок обновлённого проспекта — от 2-го переулка Розы Люксембург до ул. Прилукской. Поскольку это фактически новое строительство, то улица должна соответствовать всем современным нормам в плане безбарьерной среды и пригодности для передвижения всех участников движения — от инвалидов-колясочников до автомобилистов. Попробуем разобраться, что же получилось на самом деле.

 
Начнём с велосипедной инфраструктуры. Открываем технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.03-227-2010, который определяет, как же должны строиться улицы наших городов:
 
"5.5.1 Велосипедные дорожки следует предусматривать:
 
— на территориях жилых и промышленных районов, в парках и лесопарках;
 
— на магистральных улицах регулируемого движения и улицах местного значения категорий Е и Ж, обеспечивающих подъезд к торговым центрам, промышленным предприятиям, объектам спорта и отдыха, социально-культурного назначения, автостоянкам и крупным парковкам, с учетом требований ТКП 45-3.01-116 (11.3.10)".

Проспект Дзержинского, очевидно, относится к магистральным улицам регулируемого движения. Ура! Там должна быть велодорожка! Это подтверждали в администрации района ещё зимой. Однако, проспект построен, а велодорожек на нём нет и в помине. Есть только подозрительная полоса красного цвета на тротуаре.
  
После неофициального общения с представителями администрации района и комитета по архитектуре и градостроительству стало ясно, что "официальную" велодорожку там почему-то так и не запроектировали, однако эта красная полоса — действительно, задел под будущую велосипедную дорожку.
 
 
Что ж, попробуем прокатиться. Садимся на велосипед и крутим педали. И первое же препятствие — бордюр! Про бордюры разговор особый, чуть попозже.
 
Едем дальше, и упираемся в навес на остановке общественного транспорта, стоящий ровно на красной полосе. Пытаемся объехать, но тут подъезжает троллейбус и на остановке начинается бурное броуновское движение, пробиться через которое даже пешком не удастся. Почему тут не было применено очевидное решение — установка павильона ближе к проезжей части, чтобы велосипедисты и пешеходы могли спокойно пройти за ним, — неясно.
  

 
Ладно, пробились, едем. Дорожка идёт мимо подземных переходов... стоп! Мало того, что она проходит вплотную, чем создаёт немаленькую вероятность столкновения с резко вышедшим из перехода пешеходом, так ещё и опора знака установлена опять просто на красной полосе. И урна для мусора там же. Если урну передвинуть ещё можно, то знак здесь обосновался явно надолго. И так возле каждого перехода.
 
Объехали, едем дальше. И вновь сюрприз — опора радиотрансляционной сети, стоящая, конечно же, ровно посередине "нашей" полосы. Как говорится, без комментариев.

 
Подъезжаем к улице Щорса. А там кругом заборы и чернеющий зев пешеходного перехода. Нигде поблизости "зебры" не видно. Что ж, слезаем с велосипеда, и, чертыхаясь, цепляясь рулём и педалями за перила, поскальзываясь на наклонном пандусе (потому что ступеньки оказываются никак не под ногами), идём вниз, а затем вылезаем наверх.
 
Зачем было делать подземный переход под улицей Щорса, по которой ездит совсем немного транспорта? Зачем её делать шестиполосной? Наверное, на то были свои причины, только вот от этого совсем не легче. Ни один вменяемый велосипедист не пойдёт в подземный пешеходный переход, ведь это - вид транспорта, а транспорт должен везти, а не быть таскаемым. Практика подтверждает — велосипедисты на этом перекрёстке двигаются по проезжей части, создавая если не аварийные ситуации, то нервозную обстановку для водителей автомобилей.
 
Дальше уже добираемся без приключений. Смущает только одно — нерегулируемые пешеходные переходы через проезды, идущие от Жукова наверх, к новой трёхуровневой развязке. Да, по правилам велосипедисты должны спешиваться на переходах, но мы же говорим о перспективах. Заставлять спешиваться на велосипедной дорожке — глупость, а не спешиваться на нерегулируемых переходах — опасно.
 
В целом можно сказать, что проспект мог бы стать отличной велосипедной магистралью, связывающей юго-западные районы города с центром, если бы не бессмысленный и беспощадный подземный переход. Впрочем, он и так станет.
 
А теперь про бич улиц нашего города — бордюры. Наверное, это какой-то заговор строителей, проектировщиков и контролирующих органов, но все, абсолютно все улицы сдаются с нарушениями норм высоты бортового камня. Стандарты, регламентирующие это, существуют ещё с 1998 года, но до сих пор ни одна улица им не соответствует. Мы проверяли.


 
"5.4.8 В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц высота бортовых камней проезжей части должна быть не более 0,025–0,040 м, при этом сужение ширины проезжей части не допускается. Уклон тротуара при спуске к проезжей части должен быть не более 100 %. Пересечения пешеходных путей с проездами к домам следует выполнять в одном уровне. Пересечения пешеходных путей с проездами и спуски тротуаров к проезжей части следует выделять за счет применения покрытий тротуаров и пешеходных дорожек, по материалу, фактуре поверхности и цвету контрастирующих с проезжей частью. Бортовые ограждения (бортовые камни, поребрики) не должны иметь скошенную верхнюю грань." (ТКП 45-3.03-227-2010).
 
Когда реконструкция проспекта Дзержинского ещё шла, волонтёры Минского велосипедного общества проехали и измерили высоту каждого бордюра на тех местах, где верхний слой асфальтового покрытия уже был уложен. Направили жалобу в администрацию района и госстройнадзор. Госстройнадзор признал наличие проблем, обещал проследить за их устранением. Подрядчики обязались устранить до 15 июля. Казалось бы, проблема решена.
 
Волонтёры не поленились, и 16 июля проехали ещё раз. Вы думаете, ситуация изменилась? Да, исправили целых два пересечения: на проезде к строящемуся зданию и на ул. Извозной. На остальных же творится не то чтобы ужас (бывало и пострашнее, вспомнить хотя бы недавно построенную ул. Евфросиньи Полоцкой, или весь район Каменная Горка), но всё же до идеала далеко.


 
Немного цифр: обследовано 37 бортовых камней. Средняя высота — 5,6 см, минимальная — 1,5 см, максимальная — 20 см!!! Бордюр-рекордсмен был обнаружен на пересечении тротуара вдоль съезда на проспект Жукова с ул. Фанипольской. На него и не всякий пешеход залезет.
 

 
В целом лишь 27% бортовых камней уложились в норматив — 4 см на улицах и 0 см на проездах к зданиям. Хорошо, если сделать поблажку, накинув погрешность измерения, допустимое нормами отклонение и посчитать максимально допустимой высоту в 5,5 см, то в норматив уложится уже 54%. Лучше, но ненамного.
 
Запомните, строители и контролёры! Бордюр высотой 4 сантиметра — это тот, который закопан по начало закругления, тут и рулетки не надо.

 
Когда тема высоких бордюров всплывает в интернете, неизменно находятся автомобилисты, кричащие о том, что на переходах велосипедисты должны спешиваться, что с такими велосипедами, как у минчан, любой бордюр нипочём. А теперь представим, что по тротуару проложили велодорожку. Соответственно, появились велосипедные переезды. Возьмите "классический" минский велосипед, повесьте на руль мешок с парой-тройкой килограммов продуктов из магазина и попробуйте проехать. Ну как, успешно? А комфортно? Сравните с комфортом, который город почему-то создаёт для автомобилистов. А ведь дорожки создаются и будут создаваться, и за переделку бордюров будем платить опять мы с вами, если не проследим сейчас.
 
И, самое главное, — безбарьерная среда создаётся прежде всего для физически ослабленных участников движения. Попробуйте на досуге взять напрокат инвалидную коляску и проехать по улицам. Да что там по улицам — из двора выехать! Если пятисантиметровый бордюр для велосипедиста — лишь досадное, но преодолимое препятствие, то для колясочника — это стена, преграждающая путь. Эти люди не заслужили такого неуважения со стороны города, ведь никто не застрахован от подобной участи. Так уж получилось, что Беларусь — единственная страна в мире, заставляющая своих жителей ездить на велосипедах по тротуарам, поэтому велосипедисты и поднимают шум из-за бордюров.

Комментарии с форума

  • ngorbachev 20 июля 2012 в 15:20

    Я бы еще собак бродячих отловил в этом районе. Очень они любят велосипедистов.

  • redmak 20 июля 2012 в 15:21

    печалит легкомысленное отношение автора, как и большинства велосипедистов к ПДД... столб на дорожке объехать - проблема, а ПДД нарушить - пустяк не заслуживающий внимания, только вот жизнь одна и зачастую ведь не только свою калечите...

  • coca-cola 20 июля 2012 в 16:09

    Хоружий говорит умные и правильные вещи, жаль, слышат их люди, похожие на столб. Ну, или на бродячих собак. Думайте больше - если сами не сядете на велосипед, когда-то на нем окажется ваш ребенок. Вот поедет он по красной дорожке, а впереди - столб. И?..

  • avtoritar 20 июля 2012 в 16:47

    Городские чиновники, градостроители и верховная власть - тормоза по части понимания значения велосипедной инфраструктуры для экологии и здоровья населения. Посмотрите на них, они не дружат с физкультурой. И не способны понять велосипедистов и других сторонников здорового образа жизни. Где турники, брусья в районах жилой застройки? На школьных стадионах перекошенные и не параллельные металлоконструкции. А беговые дорожки где

  • avtoritar 20 июля 2012 в 16:55

    Даже специализированная велодорожка до ума не доведена. Напр., в Веснянке она пересекается с выездами (типа внутридворовых) мехтранспорта на проспект Победителей. И на этих пересечениях автомобилистам поставлен знак "конец велодорожки". А через примерно 170 см. - знак "Велодорожка". Т.е. если авто собьет здесь велосипедиста, последний будет виноватым.

  • Klin_FC 20 июля 2012 в 18:27

    Насчёт людей с ограниченными возможностями - полностью согласен. Во всём остальном - я наверно неправильный велосипедист, но на бордюрах не слажу никогда, и через подземный мне не лень перейти, если приходится. Какая разница, лишняя нагрузка - здоровее буду Но всё равно согласен, что нормы надо соблюдать.

  • Эпидемия тупости 20 июля 2012 в 19:01

    Одного меня уже достали новости про велосипедистов?

  • hania 20 июля 2012 в 21:13

    да, одного тебя. и все правильно тут написали. рада, что есть такие энтузиасты

  • uoldo 20 июля 2012 в 22:07

    Эпидемия тупости (20.07.2012 19:01) писал(a):
    Одного меня уже достали новости про велосипедистов?
    Не только тебя, но и остальное колхозное быдло, не вынимающее задниц из своих корчей.

  • Pavel_DM 21 июля 2012 в 01:42

    uoldo (20.07.2012 22:07) писал(a):
    Не только тебя, но и остальное колхозное быдло, не вынимающее задниц из своих корчей.
    как метко!

  • ivan_fly 21 июля 2012 в 09:43

    redmak (20.07.2012 15:21) писал(a):
    печалит легкомысленное отношение автора, как и большинства велосипедистов к ПДД...
    Вот человек прочел статью, и понял о чем речь. Браво!!!

  • radko 22 июля 2012 в 23:00

    "Когда тема высоких бордюров всплывает в интернете, неизменно находятся автомобилисты, кричащие о том, что на переходах велосипедисты должны спешиваться, что с такими велосипедами, как у минчан, любой бордюр нипочём." - Во-первых, 90% кричащих даже не осили почитать когда же должны спешиваться. Во-вторых, когда я с сыном катался по району, то мы исправно спешивались. Но могли только попасть на ПЧ - чтобы оттуда выбраться, мне приходилось парковать велосипед, возвращаться и помогать сыну закатить его велосипед на очередную стену.

  • ostreyco 28 июля 2012 в 14:11

    Мы живём в современном мире и все нормы должны соблюдаться.Инволиды- колясочники тоже должны чувствовать себя комфортно.

  • alex.52 29 июля 2012 в 19:49

    Измерения рулеткой юридически правильные, но малоэфективные. Для кординального изменения парадоксальной ситуации с велосипедистами в РБ надо упросить автора ПДД проехать по правилам в период с10-00 до 17-00 скажем от Экспобела до Малиновки. Встретит бордюры, ужасные неровности тротуаров, битое стекло, непредсказуемых пешеходов, собак без намордников и много чего ещё кроме коьфортной езды.

  • 20042004 30 июля 2012 в 17:30

    В чем проблема ездить по дороге?

  • zsl.minsk 31 июля 2012 в 08:39

    Сам езжу на велике... Если на каждом высоком бордюре написать сбоку яркой краской те мысли, которые возникают при прыжках с и на него ( например, "Дорожники - .........! "), то проблема высоких бордюров решится в масштабах города ровно за одну НЕДЕЛЮ !!!!! Проверим ?

  • kindza 1 августа 2012 в 07:44

    ngorbachev (20.07.2012 15:20) писал(a):
    Я бы еще собак бродячих отловил в этом районе. Очень они любят велосипедистов.
    Ну хоть кто-то вас любит.

  • inForce 4 августа 2012 в 07:55

    Велосипедисты, вы реально заколебали ездить по проезжей части!! Какого хрена вы по ней катаетесь, когда у вас есть тротуар? А? Ломайте себе шеи сами, только других людей не подставляйте!

  • dziima 4 августа 2012 в 20:28

    inForce (04.08.2012 07:55) писал(a):
    Велосипедисты, вы реально заколебали ездить по проезжей части!! Какого хрена вы по ней катаетесь, когда у вас есть тротуар? А? Ломайте себе шеи сами, только других людей не подставляйте!
    Смотри куда едешь, по тротуару медленно получается а я люблю быстро. Совет велосипедистам, на дороге не жмитесь сильно к обочине, собенно там где напряженный трафик, вас могут притереть. Совет водителя-професионала и велосипедиста-любителя.

  • mambet8383 6 августа 2012 в 17:31

    С изменением ПДД,мой велосипед не раз уже подвергался мелкому ремонту из-за этих гребанных бардюров!!!!!Спасибо ребятам осветили.А вообще где то читал......Велосепедист не выгоден государству.Он не платит за проезд,не тратит деньги на топливо,не платит страховку,здоровый,не обращается к врачам...вообщем экономике велосепедисты не нужны:-)так ,что вот

  • felia 7 августа 2012 в 19:28

    avtoritar (20.07.2012 16:55) писал(a):
    Даже специализированная велодорожка до ума не доведена. Напр., в Веснянке она пересекается с выездами (типа внутридворовых) мехтранспорта на проспект Победителей. И на этих пересечениях автомобилистам поставлен знак "конец велодорожки". А через примерно 170 см. - знак "Велодорожка". Т.е. если авто собьет здесь велосипедиста, последний будет виноватым.
    При выезде из прилегающей территории, автомобиль обязан уступить дорогу не только автомобилю, но пешеходу и велосипедисту... ПДД!!!

  • felia 7 августа 2012 в 19:31

    Klin_FC (20.07.2012 18:27) писал(a):
    Насчёт людей с ограниченными возможностями - полностью согласен. Во всём остальном - я наверно неправильный велосипедист, но на бордюрах не слажу никогда, и через подземный мне не лень перейти, если приходится. Какая разница, лишняя нагрузка - здоровее буду Но всё равно согласен, что нормы надо соблюдать.
    Тогда попробуй на шоссейнике по бордюрам попрыгать, может слазить научишся...

  • skytina666 15 августа 2012 в 09:48

    ехал как-то на шоссере по дороге,соблюдая правила,не далее 1ого метра от обочины. В шлеме.в форме,с фонарем сзади и фарой спереди. Еду себе ,Еду. меня опережает девушка на Форде. до спящего полицейского я её догоняю и опережаю и в след мне сигнал. Вопрос,нафига??? Неужели ты,...., не понимаешь,что можешь напугать и кто-то полетит под колеса другому автомобилю. На следующее свое опережение она снова просигналила. На перекрестке я её догоняю,постучал в стекло,спросить,в чем проблема ,на что ответила - "пошел в ж.... " и поехала себе дальше. Уважаемые девушки,да и не только девушки,не заставляйте за вам гоняться и выбивать вам зубы за подобные выходки.

  • skytina666 15 августа 2012 в 09:55

    И да,велосипедисты полноправные участники дорожного движения. Все читаем пункт ПДД,ГДЕ СКАЗАНО,ЧТО ВЕЛОСИПЕДИСТ ИМЕЕТ ПРАВО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ,ЕСЛИ ОН СОЗДАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ НА ТРАТУАРЕ!!! ЭТО НА УСМОТРЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТА ИДЕТ!!! учитесь читать верно! Отныне не попадусь больше на удочку сотрудника ГАИ. Т.к. НЕ УМЕЛ читать правила до того момента. p.s. Товарищи велосипедисты,не напрягайтесь особо по поводу того,с каким неуважением к вам относятся автомобилисты. К огромному разочарованию,у нас менталитет быдла и хамла... посмотрите на ютубе акцию "стоп хам". Очень полезно. Да и ,если сейчас будут кричать по поводу того,что ты не ездил на машине,так вы ошибаетесь. Я езжу и сейчас,но побывав в шкуре 1ого и другого ,понимаешь,что уважать надо велосипедистов и уступать им,а не ломить на пешеходном и говорить,так он же не по правилам пересекает.

  • zeuge 20 августа 2012 в 07:37

    А ведь высокие бордюры мешают не только велосипедистам ((

  • zsl.minsk 3 сентября 2012 в 15:10

    Насчет столба в конце дорожки- посадить на вело проектировщика и просто дать проехать в направлении столба, чтобы если не врезался,то хоть бы что-то понял...может быть...Если не понял-справедливо уволить за несостоятельность и некомпетентность; а также нужно проверить все его проекты на ЛЯПы.

  • Use2015 12 сентября 2012 в 14:42

    Бордюры - это вообще жесть. Я помню 1 раз ехал по Максима Богдановича в сторону Бангалор и съезжая с горки врезался сначала в бордюр, а потом перелетев его - в столб. Это было 16 июля - велосипед не починил до сих пор. Был сильный ушиб колена и локтя и так, пару ссадин. Хорошо что по дороге на машине ехал нормальный человек и перевязал мне колено. А ездить по дороге уже пробовал - остановил гаишник и сказал, что рядом проходит пешеходная дорожка. На мои объяснения, что там не возможно движение для велосипедов так как там высокие бордюры (по 30 см) он сказал, что это не его проблемы.

  • Use2015 12 сентября 2012 в 14:43

    Бордюры - это вообще жесть. Я помню 1 раз ехал по Максима Богдановича в сторону Бангалор и съезжая с горки врезался сначала в бордюр, а потом перелетев его - в столб. Это было 16 июля - велосипед не починил до сих пор. Был сильный ушиб колена и локтя и так, пару ссадин. Хорошо что по дороге на машине ехал нормальный человек и перевязал мне колено. А ездить по дороге уже пробовал - остановил гаишник и сказал, что рядом проходит пешеходная дорожка. На мои объяснения, что там не возможно движение для велосипедов так как там высокие бордюры (по 30 см) он сказал, что это не его проблемы.