реклама

реклама
реклама


Автоблоги


Юрий Важник,

Задумывались ли вы, почему нашего человека так сложно пересадить с автомобиля на велосипед или заставить ходить пешком - как в Европе, около 30% населения которой крутят педали? Какие принципы лежат в основе транспортного поведения человека, что заставляет его выбирать тот или иной вид транспортного средства?
 
Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник
Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник
 
 Причина проста – люди стремятся минимизировать негатив и расширить вокруг себя количество позитивных вещей. За рулем удобно, никто не толкается, можно включить музыку и ехать – зачем, спрашивается, ходить пешком? В стране, где стоимость поездки выражается только лишь стоимостью топлива, каждый, кто смог, давно приобрел автомобиль. И теперь на улицах и парковках не протолкнуться.
  
Осознав опасность такой автомобилизации, европейцы пошли другим путем, сформулировав понятие "маргинальная стоимость вреда, наносимого транспортом" и постановив - тот, кто наносит вред, должен за него заплатить.
  
В Европе стоимость поездки складывается из нескольких вещей. Во-первых, это стоимость топлива - 2 и более евро за литр. Внушает - 100 евро за бак? Во-вторых, это обязательное страхование ответственности в размере нескольких сотен евро. В-третьих, - экологический налог - до 500 евро в год. Зато за электрокары государство согласно доплатить, подчеркивая - этот транспорт не наносит вреда окружающей среде. Выбрал полезный транспорт - считай, сэкономил на налогах и дальнейшем обслуживании. Все это формирует систему, мотивирующую граждан ездить на велосипеде и ходить пешком.
 
У нас же интерес к автомобилю перегрет. В первую очередь мы покупаем машину, а уже потом тратим деньги на образование, спим на раскладушке - но ездим на личном транспорте. Ведь быть водителем - не только удобно, но еще и дешево, как я уже сказал, стоимость поездки выражается исключительно в стоимости бензина. Ни тебе налогов, ни платы за парковку, - ничего.
  
В Европе, взимая деньги за парковку, водителю показывают – ты лишний в центре города, а раз так - плати за неудобства других. И чем больше неудобства, тем больше приходится платить.
  
Мне сложно понять, почему такой понятный механизм, как платная парковка, у нас не работает, ведь это самый простой вариант разгрузить город от автомобилей. Даже обсуждая вопрос парковок, чиновники задаются вопросом: а куда мы денем автомобили, если не пустим их в центр?
 
В случае с организацией, скажем, пешеходной зоны у нас подсчитывают, сколько это стоит. О выгодах, которые принесет свободный центр, почему-то не думают. А ведь смерть, аварии, повреждения - все это тоже имеет свою цену. В Европе, где усилия направлены на формирование безопасной среды, пожинают плоды продуманного решения - и экология там лучше, и люди на дороге защищены надежно. Поэтому и жизнь человека ценится значительно выше.
  
Стоимость жизни с точки зрения предотвращения гибели человека сформулирована и в нашей стране. В 2009 г. в ходе коллективных усилий сотрудники БАЭС, Минприроды и МВД определили цифру - около 250 тыс. евро. Выражая нанесенный вред в деньгах, можно определить шаги и действия по улучшению нашей не совсем благополучной ситуации.
 
Установив причины аварий, МВД провело ряд мер, благодаря которым смертность в ДТП начала снижаться.
 
Оперируя цифрами, мы формируем приоритеты работы, составляя наиболее эффективные мероприятия по улучшению городской среды. Один из них - платные парковки в городе, без которых ситуация не улучшится. Организация этого мероприятия недорога, управление - легкое, результат - поразительный. Приехав на дорогую платную парковку в центре города, водитель понимает - за удовольствие надо платить. И начинает думать, что ему выгодней - ездить на машине, велосипеде или ходить пешком.
 
Оказавшись как-то в шведском городе Лунд, где проживает около 100 тыс. человек, я был ошеломлен организацией парковок на вокзале. Для велосипедов создано несколько сотен мест, для автомобилей - два. И если двухколесный транспорт можно ставить бесплатно, за машины платят очень дорого, а паркомат заводится не больше, чем на пять минут. Секунды тикают, а рядом уже прохаживается полицейский. Не успел уехать вовремя - плати штраф 200 евро. Подальше от вокзала есть парковки на большее количество машин, тоже платные, но дешевле. Жалко денег - останавливайся там. Хочешь подъехать с чемоданом комфортно - плати. Не загрязняешь окружающую обстановку, пользуясь велосипедом - с тебя денег не возьмут. Разве это не справедливо?
 
Экономические выгоды обязательно должны просчитываться в ходе принятия дорогих инфраструктурных проектов. И выгод должно быть больше, чем затрат.
 
Фото: БАЭС
Фото: БАЭС
 
В Минске проходят три кольцевые автодороги и десяток радиусов. Когда вкладываем деньги в радиальные магистрали, получаем увеличение транспортного потока по кратчайшему пути через центр и, как следствие, - низкую скорость передвижения, аварийность, ухудшение экологии, снижение качества городской инфраструктуры (туризм, рестораны, комфорт), также ухудшение имиджа города, который не может справиться со своим транспортом.
  
С одной стороны через центр идут ул. Богдановича и пр. Независимости (интенсивность потока - 16 тыс. автомобилей в час), с другой - Партизанский пр. и ул. Притыцкого (9 тыс.).
  
В ряде случаев самым эффективным решением является сознательные ограничения движения. Посмотрите в Google Maps на структуру западных городов - все радиальные магистрали безжалостно прерваны, отодвинуты от центра либо загнаны в резервацию как метро. И мы, как и миллионы других людей, тратим свои деньги на туристические удовольствия в спокойных, удобных центрах знаменитых городов: Лондона, Копенгагена…
 
Пока что свободу использования автомобиля мы обмениваем на потери доходов и увеличение потерь - даже если кажется, что все под контролем…

От редакции: Коллективные блоги участников дорожного движения позволяют каждому из вас, наши посетители, высказаться на важные темы. Почему велосипедистам и пешеходам некомфортно на улицах города? Почему ежедневно в Минске выявляют десятки нетрезвых водителей? Почему участники дорожного движения конфликтуют с сотрудниками ГАИ? Не ответив на эти вопросы, мы никогда не сделаем дорожное движение в стране безопасным.
Ждем ваших писем по адресу auto@tutby.com.

 

 

 

Комментарии с форума

Избранные комментарии
  • geoton 15 июня 2012 в 12:42

    Полгода снег лежит)) какие велосипеды, при чем тут свобода управления) И отличная идея не вкладывать деньги в радиальные улицы, пусть там будут все время пробки, зато и ехать никто не захочет) В общем, отличный эксперт, мои поздравления

  • bronislav-by 15 июня 2012 в 13:28

    Мне сложно понять, почему такой понятный механизм, как платная парковка, у нас не работает.... А не задавались вопросом,почему у нас работают стоянки на рынках(Ждановиси,Уручье,Комаровка),но часть ставит на стоянку,а немалая часть окупирует подьезды к данным териториям(самое примечательное,что "экономят" на стоянку владельцы далеко не дешёвых авто. При этом ГАИ не спешит наводить там порядок, значит это кому то выгодно. Что бы человек захотел пересесть на велосипед,надо создать условия и не штрафами или налогами на авто,а хотя бы строительством соответствующих дорог(именно дорог,а не направлений). А у нас всё как всегда, у нас появляется проблема и мы пытаемся решать её наказаниями ,налогами, ещё чем то(так ведь легче,проще и дещевле).

  • philneo 15 июня 2012 в 13:43

    В Европе, в Европе... Чего мелочиться, перинимать так всё, настроить мечетей, проводить гей парады, суды сделать помягче, а то жестоко как-то, семьдесят человек убьешь всего лишь, а лет на 20 зактыть могут! А то и на 21!

  • kva 15 июня 2012 в 13:44

    geoton (15.06.2012 12:42) писал(a):
    Полгода снег лежит)) какие велосипеды, при чем тут свобода управления) И отличная идея не вкладывать деньги в радиальные улицы, пусть там будут все время пробки, зато и ехать никто не захочет) В общем, отличный эксперт, мои поздравления
    С оценкой эксперта согласен, но снег не помеха езде на велосипеде, если есть где ездить. К примеру, почти на всей велодорожке по ул. Кунцевщина стоят автомобили, а пересекаемые съезды с улицы огорожены более высокими бордюрами в сравнении с пешеходными. Местами есть стоянки для велосипедов, но нужно с собой брать и седло, иначе украдут! В общем, согласен с тем, что властям не особо интересно менять политику с допуском автотранспорта в центр города, развитием велодорожек и т.д. А где автор видел бензин по 2 и более евро?? В Германии, где топливо одно из самых дорогих, цена бензина около 1,5 евро. Почему размеры штрафов упоминаются европейские и забывают про наши нищенские заплаты? В этих моментах автору полный незачёт.

  • yoprst 15 июня 2012 в 13:45

    "В Европе, взимая деньги за парковку, водителю показывают - ты лишний в центре города, а раз так - плати за неудобства других. И чем больше неудобства, тем больше приходится платить." +100500

  • sergtheseal 15 июня 2012 в 14:06

    Юра . А Вы ездите на работу на велике , и зимой . Вы живете в Копенгагене ( Средний минимум января −0,9) или в Минске (−6,7). Вы живете в Германии и у вас зарплата ( средняя 2500 евро ) и Вы можете выбирать то ли месячное содержание купленного в кредит автомобиля в Германии обходится в сумму от 350 до 500 евро или велисапет . http://www.dw.de/dw/article/0,,3975875,00.html

  • valy-2007 15 июня 2012 в 14:14

    Лучше меньше бы строили ледовых дворцов, а дороги ремонтировали...во дворах проехать нельзя. А что делается в пригороде!!! А где велик хранить, если его приобрести? Хотела бы я на автора статьи посмотреть, когда он на велике в -20 проедет... У самого интересно что за авто и есть ли? Демагогия сплошная! P.S. Демагогия (др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») - набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей//

  • morozevichr 15 июня 2012 в 15:07

    Автор предлагает простые решения для сложных проблем - перенять чужой опыт без учета местных особенностей. У нас сеть общественного транспорта не так хорошо развита, и поэтому некоторым на работу добираться нужно с 3-мя пересадками - это как - нормально? А на велике зимой поездить, да еще при отсутствии велодорожек - тоже ничего? "Все отнять - и поделить !!!" (c).

  • kapitanO 15 июня 2012 в 15:17

    Может для начала перенять уровень человеческих свобод и уровень жизни. Что касается маргинального вреда от авто , то с вводом утилизационного сбора беларусы будут доезживать свои иномарки до дыр ,кто-то пересядет на ТАЗы (тольятинский автозавод) - в итоге уровень загрязнения окружающей среды только возрастет ,как и уровень травматизма в ДТП.

  • капля 15 июня 2012 в 16:25

    афтор не на той зямле жывет, или мы......

  • пaн Диpeктор 15 июня 2012 в 16:27

    ***...У нас сеть общественного транспорта не так хорошо развита, и поэтому некоторым на работу добираться нужно с 3-мя пересадками - это как - нормально?..*** Стесняюсь спросить - а где она лучше развита-то?

  • lJeane_ban2 15 июня 2012 в 20:27

    он несет бред....относительно (2 евро , 500 евро.........) ты подумай о том что зарплаты там не по 400$......... а то что у нас неделю льет как из ведра , зимой -35, и 4 месяца снег.........

  • lJeane_ban2 15 июня 2012 в 20:28

    и да не эксперт это нифига......так как экспертная оценка на уровне бабы Мани из завалюховичей.......

  • babaich2 15 июня 2012 в 22:10

    А какую ответственность несли парковщики на платных стоянках?Машину поцарапают,а предьяву кинуть было некому! Во всех дворах просто огромные,никому не нужные зелёные зоны вдоль дорог.Тупо сделать больше парковочных мест во дворах-на это мозгов нет! После нашей соли зимой от электрокара только резина и останется(всё остальное закоротит и выгорит) При этом этот юморист предлагает ездить на велике везде!Зимой-20,дожди неделями,тротуары в калдобинах.И главно-у нас очень развиты,в этом плане,охраняймые стоянки для великов.Подьехал к магазину,поставил и ни какого волнения по поводу сохранности.Пускай он свою машину на ночь не закроет.А лучше на работу и на совещания на велике ездит(желательно хоть пол-года). Эксперт-юморист х...off.Аж бесит...

  • vova-brest 17 июня 2012 в 06:57

    Респект Юрию Важнику. Умные вещи говорит. Вся проблема в том, что у нас автомобиль не средство передвижения - а средство для утоления лени и понты. А изминить что-то смогут только кардинальные меры. Например построить какой-нибудь торговый центр с парковкой на 2 машиноместами и 500 веломест. Также предлагаю половину парковок в центре города засадить деревьями, цветами и травой. Поначалу людям с автокресел будет жудко на это смотреть, но потом, когда они изменят свою жизнь на более активную, подвижную и экологичную - они поймут, что так намного лучше. А пока они у нас, не ездя на велике, говорят о велике как о чём-то ужасном. Хотя те, кто на нём ездят - ездят с удовольствием и зачастую в любую погоду и время года.

  • upkrti 20 июня 2012 в 11:15

    Юра! Ты словоблуд, который кричит из окна своего авто. И всю жизнь такие идеи и толкаешь. Давай, покажи пример. На велике в центре города. с семьей и детьми. ВСЕ ЧТОБЫ ТВОИ НА ВЕЛИКАХ! В ЛЮБУЮ ПОГОДУ! СРОЧНО ПО ЗАДАНИЮ ШЕФА! Пока всех вас постепено не задавят такие же словоблуды. потому как велосипедных дорожек и полос у нас нет, которые обеспечивают безопасную езду. А ты наверное это не знал. Или скажешь, что это не твои проблемы строить велодорожки. С Козиком в пару тебя. Тандем будет зашибись!

  • skeptis 21 июня 2012 в 21:06

    "Оказавшись как-то в шведском городе Лунд, где проживает около 100 тыс. человек, я был ошеломлен организацией парковок на вокзале." А уважаемый автор не был удивлен средним заработком с стотысячном городе, который около 10 раз выше, чем в стотысячном белорусском городе?

  • skeptis 21 июня 2012 в 21:10

    И действительно автор ни разу не ездил на велике на работу. Я пару лет катался по 14 километров в одну сторону. Пока летом доедешь с тебя течет, одежду выжимать можно, хорошо на работе был душ и комплект сменной одежды. Но я думаю если автор придет в поликлинику или столовую, а его там будет лечить-обслуживать потный, вонючий врач-повар он будет довольно громко высказывать свое фи. Не нужно писать о том, чего не пробовал делать.

  • voin1972 26 июня 2012 в 16:31

    И еще, я не понял, почему элекртокар не загрязняет окружающую среду? Да, он не загрязняет её там, где едет, а вообще-то загрязняет больше, причем гораздо больше, чем автомобиль равной мощности. Ведь электроэнергию нужно получить, передать, зарядить аккамулятор, извлечь оттуда, везде потери. Вот и получается расход топлива (условного)на единицу мощности гораздо больше, чем в автомобиле, а значит, и больше загрязнение.

  • bus-82 27 июня 2012 в 19:26

    Радиаторный завод по ул. Тимирязева, По ул. Радиальной убийственный запах отравляющий тысячи людей, ТЭЦ с трубой огромного диаметра. Вот эти предприятия надо выводить за пределы города, а автомобили у нас в столице ездят хорошие с нормами по выхлопу евро 5, евро 4, евро 3. При чём автомобили американские и немецкие в основном, где всё выдержано. Граждане нас ждут очередные поборы, у экологов нет денег, а с государственных предприятий не сдерёшь. Задумайтесь Не в машинах дело все проходят техосмотр, дело в деньгах.

  • vitolga 28 июня 2012 в 13:19

    В городке была как платная парковка, так и СТОЯНКА ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДОВ. Поднимайте сколько хотите цена на бензин и общественный транспорт, на велосипеде в Минске ездить ДОРОЖЕ. ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ. Построили Маяковского, Дзержинского, где велодорожки? Трехуровневая развязка это вообще большая проблема для велосипедиста. Куда ведут построенные велодорожки? Хорошо на победителей аквапарк строят, А в Серебрянке - капец. Хотя бы до "Простора" организовали. Спросите, немец поедет на велике по Минску, а вы поедите на велике в Копенгагене. Надеюсь понятно что дело не в национальных особенностях.Дело не в погоде, лично видел пробки велосипедистов в Стокгольме и Хельсинки

  • vitolga 28 июня 2012 в 13:27

    И по поводу дороговизны топлива, швед может купить 1500литров топлива, а я 500

  • day365 28 июня 2012 в 15:02

    Ржунимагу! Хотел бы я посмотреть, как с Михановичей народ на великах (!) семьями зимой ))) дорогу будет искать по колено в снегу ) и без единого фонаря )))) два раза на дню! Километров 25 до города и столько же по нему в один конец! Или для велосипедистов будут работу около дома предлагать с надбавками раза так в четыре, чтобы семью прокормить?

  • day365 28 июня 2012 в 15:04

    И да, придется на просторе душ открывать по карточкам! ))) И медицина заодно поднимется на бородавках и прочих инфекциях передаваемых!

  • dziima 28 июня 2012 в 16:27

    Все просто! Запретить стоянку во дворах, за пределами мкад построить площадки для хранения авто, пустить автобус. Да! Несколько неудобно, зато резко сократится трафик личного транспорта, делается на существующих дорогах вело полоса, полоса для ОТ и полоса для прочих ТС. Тяжелый грузовой транспорт без необходимости не должен использоваться в Минске. Разумеется взимается плата за парковку возле торговых и прочих предприятий. Насчет использования велотранспорта, вообще никаких проблем, в деревнях велосипедом пользуются практически круглый год бабки-дедки и ничего.

  • PzKpfw6 4 июля 2012 в 17:11

    Такая скрытая реклама велосипедов, ага. Автору статьи предлагаю зимой, в мороз, гололёд, метель, отмахать по плохощищенным улицам 25 км, а потом сравнить ощущения.

  • kadlen 6 июля 2012 в 10:32

    А я бы предложила ещё и летом, в жару +30, взять детишек на плечи, на лесапед и в центер на фонтаны любоваться, пока в одну сторону прокатишься- перегрев детишкам обеспечен, и на СКОРОЙ обратно. Так что получается- от поездки на АВТО никуда всё равно не деться

  • 20042004 12 июля 2012 в 22:57

    "Задумывались ли вы, почему нашего человека так сложно пересадить с автомобиля на велосипед или заставить ходить пешком - как в Европе, около 30% населения которой крутят педали?" Задумывался ли автор, исписавший 3 страницы о разнице среднегодовых температур умеренно континентального и морского климатов? О том, что у нас комфортно ездить на велосипеде от силы 3 месяца в году? А даже в Англии, которая по широте находится севернее, нормальная температура осенью и зимой +10+15. Это относится ко всей европе, в том числе так называемой северной Европе. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F#.D0.9A.D0.BB.D0.B8.D0.BC.D0.B0.D1.82 "Несмотря на северное положение, Финляндия испытывает отепляющее воздействие Атлантики. В течение года в стране преобладают западные ветры с частыми циклонами. Средние температуры всех сезонов гораздо выше, чем в более восточных районах на тех же широтах." Что уж говорить, про италию, испанию, грецию?