• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  2. Белорус опубликовал информацию обо всех известных захоронениях соотечественников в Чехии и Словакии
  3. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  4. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  5. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  6. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  7. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  8. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  9. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  10. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  11. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  12. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  13. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  14. Госдолг Беларуси за месяц вырос на 1,9 млрд рублей, занять на внешних рынках удалось мизер
  15. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  16. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  17. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  18. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  19. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  20. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  21. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  22. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  23. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  24. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  25. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  26. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  27. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  28. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  29. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  30. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает


Юрий Важник,

Задумывались ли вы, почему нашего человека так сложно пересадить с автомобиля на велосипед или заставить ходить пешком - как в Европе, около 30% населения которой крутят педали? Какие принципы лежат в основе транспортного поведения человека, что заставляет его выбирать тот или иной вид транспортного средства?
 
Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник
Председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник
 
 Причина проста – люди стремятся минимизировать негатив и расширить вокруг себя количество позитивных вещей. За рулем удобно, никто не толкается, можно включить музыку и ехать – зачем, спрашивается, ходить пешком? В стране, где стоимость поездки выражается только лишь стоимостью топлива, каждый, кто смог, давно приобрел автомобиль. И теперь на улицах и парковках не протолкнуться.
  
Осознав опасность такой автомобилизации, европейцы пошли другим путем, сформулировав понятие "маргинальная стоимость вреда, наносимого транспортом" и постановив - тот, кто наносит вред, должен за него заплатить.
  
В Европе стоимость поездки складывается из нескольких вещей. Во-первых, это стоимость топлива - 2 и более евро за литр. Внушает - 100 евро за бак? Во-вторых, это обязательное страхование ответственности в размере нескольких сотен евро. В-третьих, - экологический налог - до 500 евро в год. Зато за электрокары государство согласно доплатить, подчеркивая - этот транспорт не наносит вреда окружающей среде. Выбрал полезный транспорт - считай, сэкономил на налогах и дальнейшем обслуживании. Все это формирует систему, мотивирующую граждан ездить на велосипеде и ходить пешком.
 
У нас же интерес к автомобилю перегрет. В первую очередь мы покупаем машину, а уже потом тратим деньги на образование, спим на раскладушке - но ездим на личном транспорте. Ведь быть водителем - не только удобно, но еще и дешево, как я уже сказал, стоимость поездки выражается исключительно в стоимости бензина. Ни тебе налогов, ни платы за парковку, - ничего.
  
В Европе, взимая деньги за парковку, водителю показывают – ты лишний в центре города, а раз так - плати за неудобства других. И чем больше неудобства, тем больше приходится платить.
  
Мне сложно понять, почему такой понятный механизм, как платная парковка, у нас не работает, ведь это самый простой вариант разгрузить город от автомобилей. Даже обсуждая вопрос парковок, чиновники задаются вопросом: а куда мы денем автомобили, если не пустим их в центр?
 
В случае с организацией, скажем, пешеходной зоны у нас подсчитывают, сколько это стоит. О выгодах, которые принесет свободный центр, почему-то не думают. А ведь смерть, аварии, повреждения - все это тоже имеет свою цену. В Европе, где усилия направлены на формирование безопасной среды, пожинают плоды продуманного решения - и экология там лучше, и люди на дороге защищены надежно. Поэтому и жизнь человека ценится значительно выше.
  
Стоимость жизни с точки зрения предотвращения гибели человека сформулирована и в нашей стране. В 2009 г. в ходе коллективных усилий сотрудники БАЭС, Минприроды и МВД определили цифру - около 250 тыс. евро. Выражая нанесенный вред в деньгах, можно определить шаги и действия по улучшению нашей не совсем благополучной ситуации.
 
Установив причины аварий, МВД провело ряд мер, благодаря которым смертность в ДТП начала снижаться.
 
Оперируя цифрами, мы формируем приоритеты работы, составляя наиболее эффективные мероприятия по улучшению городской среды. Один из них - платные парковки в городе, без которых ситуация не улучшится. Организация этого мероприятия недорога, управление - легкое, результат - поразительный. Приехав на дорогую платную парковку в центре города, водитель понимает - за удовольствие надо платить. И начинает думать, что ему выгодней - ездить на машине, велосипеде или ходить пешком.
 
Оказавшись как-то в шведском городе Лунд, где проживает около 100 тыс. человек, я был ошеломлен организацией парковок на вокзале. Для велосипедов создано несколько сотен мест, для автомобилей - два. И если двухколесный транспорт можно ставить бесплатно, за машины платят очень дорого, а паркомат заводится не больше, чем на пять минут. Секунды тикают, а рядом уже прохаживается полицейский. Не успел уехать вовремя - плати штраф 200 евро. Подальше от вокзала есть парковки на большее количество машин, тоже платные, но дешевле. Жалко денег - останавливайся там. Хочешь подъехать с чемоданом комфортно - плати. Не загрязняешь окружающую обстановку, пользуясь велосипедом - с тебя денег не возьмут. Разве это не справедливо?
 
Экономические выгоды обязательно должны просчитываться в ходе принятия дорогих инфраструктурных проектов. И выгод должно быть больше, чем затрат.
 
Фото: БАЭС
Фото: БАЭС
 
В Минске проходят три кольцевые автодороги и десяток радиусов. Когда вкладываем деньги в радиальные магистрали, получаем увеличение транспортного потока по кратчайшему пути через центр и, как следствие, - низкую скорость передвижения, аварийность, ухудшение экологии, снижение качества городской инфраструктуры (туризм, рестораны, комфорт), также ухудшение имиджа города, который не может справиться со своим транспортом.
  
С одной стороны через центр идут ул. Богдановича и пр. Независимости (интенсивность потока - 16 тыс. автомобилей в час), с другой - Партизанский пр. и ул. Притыцкого (9 тыс.).
  
В ряде случаев самым эффективным решением является сознательные ограничения движения. Посмотрите в Google Maps на структуру западных городов - все радиальные магистрали безжалостно прерваны, отодвинуты от центра либо загнаны в резервацию как метро. И мы, как и миллионы других людей, тратим свои деньги на туристические удовольствия в спокойных, удобных центрах знаменитых городов: Лондона, Копенгагена…
 
Пока что свободу использования автомобиля мы обмениваем на потери доходов и увеличение потерь - даже если кажется, что все под контролем…

От редакции: Коллективные блоги участников дорожного движения позволяют каждому из вас, наши посетители, высказаться на важные темы. Почему велосипедистам и пешеходам некомфортно на улицах города? Почему ежедневно в Минске выявляют десятки нетрезвых водителей? Почему участники дорожного движения конфликтуют с сотрудниками ГАИ? Не ответив на эти вопросы, мы никогда не сделаем дорожное движение в стране безопасным.
Ждем ваших писем по адресу auto@tutby.com.

 

 

 

-15%
-10%
-15%
-50%
-10%
-50%
-20%
-70%
-30%
0072142