реклама

реклама
реклама


Автоблоги


Как бы вы закончили фразу, приглашая знакомого иностранца посетить Минск – город с тысячелетней историей? "Тебе обязательно надо увидеть наш центр, потому, что…" Потому что там стоит много машин, припарковаться сложно, а ходить неудобно, да и, собственно, некуда - центр занят офисами компаний? Или потому что можно посидеть в уютном ресторанчике, где всегда много людей, а средний чек колеблется в размере 50 долларов? Как думаете, что ответит вам знакомый иностранец, не позовет ли в гости к себе – в город, центр которого свободен от машин и наполнен кофейнями, музыкантами, уличными артистами и сувенирными лавками?
 
Я считаю Минск одним из важнейших европейских городов, потенциально очень красивым местом с древней историей и думаю, как показать его прелесть своим гостям.
 
Но для начала ответьте, кому в Минске удобней – пешеходам или автомобилистам. Город, исконно созданный для пеших людей, сегодня превратил их в "пешиков", как пренебрежительно называют их водители. По одному только этому отзыву делаю вывод – пешеходы – дети, мамы с колясками, пожилые люди мешают автомобилистам, всеми способами отодвигаются на задворки и чувствуют себя в городе неуютно, перебегая по одним и тем же дорогам – на работу, в магазин, домой… А как чувствуют себя туристы, могут ли они полюбить наш город?
 
В Европе давно привыкли к тому, что машины в центре города считаются бедой, мы же с удовольствием ездим, где хотим. "Посмотрите, - радостно говорим приезжим, - у нас улучшается дорожная инфраструктура, сколько новых дорог и развязок!" А что делается для пешеходов, кроме переходов через улицу? И если в европейском городе один остановочный пункт полгода могут проектировать, исходя из принципа "нормальный город начинается с подсчета пешеходов", наши инженеры рисуют инфраструктуру для пешеходов остаточным методом. Ткнули пальцем на чертеж – остановочный пункт и переход будет вот тут… или тут! Судьбы сотен тысяч людей решаются быстро и без раздумий, а ведь речь не только об удобстве пешеходов, но и их жизни, ведь сколько людей гибнут и калечатся под колесами машин!
 
 
О "пешиках" думают мало, инвалидов порой вовсе не замечают. Оказавшись как-то раз в высотном универмаге Швеции, я с удивлением обратил внимание на человека в инвалидной коляске, раскатывающего по пятому этажу. Видели вы такое у нас - ЦУМе или ГУМе? Нет, наши инвалиды надежно спрятаны, потому что владельцам магазинов просто невыгодно делать для них лифты и пандусы. Да и до лифта инвалид не доберется из-за банального высокого бордюра на первом десятке метров своего пути
 
Конфликт водителей и пешеходов особенно заметно обострился в Верхнем городе белорусской столицы, где неудобно всем. Вспомните, когда вы прогуливались по узким историческим улочкам. А пошли бы туда еще один раз? И для чего – пробираться к пафосному ресторану, стараясь не попасть под колеса подъезжающих к нему автомобилей? Или гулять по пустым улицам с витринами банков и контор?
 
И кому здесь хорошо – пешеходам, которым негде ходить, или водителям, не знающим, куда припарковаться? Уж не для субъектов ли хозяйствования создана эта среда обитания, сотрудники которых паркуются вдоль домов, занимая дефицитные места с утра до вечера? Турист, рискнувший посмотреть на центр Минска, видит старательно отстроенный заново туристический центр, но без сувенирных лавок, кафе и пешеходных дорожек.
 
"Стой, кто идет!" - только так можно прокомментировать этот снимок, где нет места даже автомобилю. Разве таким должен быть центр?
 
А это и вовсе непонятное место - ул. Зыбицкая вдоль Свислочи, на которой недавно завершились строительные работы. На совесть сделали, молодцы! Но ходить по ней некуда, смотреть нечего, никто сюда не зовет. Разве что в качестве туалета – место тихое, зевак не бывает…
 
А теперь взгляните, как выглядит центр Варшавы, полностью освобожденный от автомобилей - живой, нужный город! Сколько здесь магазинов, сколько довольных людей! Безопасно, удобно – город живет интересной жизнью.
 
Варшава, наша соседка, похожа на Минск как две капли воды – и по размеру исторического центра, и по количеству населения, и даже по колоссальным разрушениям в годы войны. Но что мы имеем сегодня? В центре польской столицы масса гостиниц и хостелов, а у нас – ни одной, только пятизвездочная "Европа", объектов туризма и туриндустрии у них почти в три раза больше. Не удивительно, что туристов и доходов, которые они приносят бюджету в десятки раз больше. Уж не потому ли, что в центре Варшавы всего 40 мест для автомобилей, а у нас – под 300?
 
 
А я бы мог рассказать и о более дальнем городе - Эдинбурге, в котором проживает около 400 тыс. человек. В год это место посещает 13 млн туристов, оставляющих 6 млрд долларов! Значит, вовсе не обязательно строить заводы, чтобы зарабатывать деньги, можно показать красивое место, организовав в нем досуг приезжих.
 
 
Обо всем этом эксперты БАЭС говорили на совещании у мера города Николая Ладутько, прошедшем в конце апреля. Вопрос стоял значимый – организация инфраструктуры исторического центра, в частности – автомобильных стоянок. Среди вариантов – сохранение существующей парковки, на которой нужно установить два шлагбаума, да запустить их в автоматическом режиме, убрав парковщиков. Вот тогда и станет наш центр правильным.
 
 
К выступлению специалисты БАЭС подготовились основательно – не определившись, что именно мы хотим от центра, правильным его не сделаешь.
И правда, чего мы хотим от центра города, что покажем туристам – красивое историческое место, с которого начался Минск, или деловой центр, которому только мешают пешеходы?
 
 
Нынешняя ситуация позволяет думать, что нет единого мнения относительно того, что должно быть в минском историческом центре? Знаете, к примеру, что в историческом центре белорусской столицы работают стоматологические поликлиники? Для чего они – дать возможность пациенту, поставившему пломбу, выпить пива в ближайшем пабе? Сомневаюсь – после лечения больной обычно торопится домой. А кусочек центра Минска занят людьми с больными зубами. Скажите, о чем думали передавая здание в аренду поликлинике или магазину обоев, явно не о том, что центр Минска уникален и не нуждается в таких без сомнения важных в другом месте заведениях?
 
 
Донося свою позицию, эксперты БАЭС исходили из уникальности туристического центра, в котором людям должно быть приятно. Значит, не офисы и поликлиники нужны, а кафе и сувенирные лавки, музыканты, продажа картин, которые стояли когда-то на пятачке у Ратуши, но почему-то переехали в закуток у здания музея Великой отечественной войны.
 
Руководствуясь идеей, что в центре туристам должно быть приятно, мы предложили убрать отсюда хотя бы часть автомобилей. Посмотрите – машины стоят в центре. И только половина парковок упорядочена, остальные втиснулись, где придется. Дошло до того, что руководителю города трудно доехать до Ратуши – все пространство заставлено! Это ненормально - мы убили место автомобилями.
 
А вот как выглядит центр Варшавы с высоты птичьего полета. Много автомобилей вы насчитаете на пешеходных зонах? Смотрите – все они рассредоточились по периферии, где им самое место.
 

В центр Минска на машинах едут на работу – здесь находится 136 резидентов, 92% из которых ориентированы на автомобиль. Стоит ли удивляться, что объектам туризма всего 6% места осталось?
 
Наш центр транзитный как вокзал. Люди идут потоком с Немиги на Интернациональную, потому что больше просто некуда. Есть, конечно, несколько пафосных ресторанов, но везде - большой чек. Тот, кто готов отдать за обед 50 долларов, приедет на машине, а туристу и просто жителю нашего города, желающему попить кофе и купить сувенир, места нет.
И вообще, инфраструктура в Минске не заточена под пешего туриста. Как-то раз, прогуливаясь с супругой по Троицкому предместью в хорошую погоду, я насчитал на набережной Свислочи около 300 гуляющих прохожих, а в самом предместье было всего 4 человека! Там была пустыня, в которой даже страшновато.
 
На первоначальном этапе БАЭС предлагает освободить центр от машин частично – хотя бы убрать их с Ратушной площади. Освободившуюся зону надо насытить объектами, да так, чтобы люди ходили свободно и с удовольствием.
В Минске и прочих белорусских городах пора не только строить, а формировать привлекательную среду, пустого места в центре быть не должно. Даже готовясь к чемпионату миру по хоккею в 2014г., мы не должны соглашаться с мнением "сегодня потерпите, зато к чемпионату будет хорошо". Хорошо должно быть уже сегодня.
 
Причем не только автомобилистам. К слову, стоимость владения машиной в Европе совсем не зря такая высокая. Наши соседи уже поняли, что за удобство быстро доехать надо платить, иначе люди задохнутся от выхлопов. Устанавливая высокие цены на бензин, европейцы заботятся о здоровье потомков – чем дороже обслуживание машины, тем меньше ездить будут люди. И – с удовольствием ходить пешком. А о том, как это устроить, я расскажу в следующий раз.