• Дорога
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Новинки / тест-драйвы
  • Происшествия
  • Автоспорт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Автоблоги


Дмитрий Перлин, эксперт Международного автомобильного холдинга "Атлант-М"
В последнее время в интернете снова начала подниматься тема качества автомобильного топлива, производимого и реализуемого в Беларуси. Дескать, хуже оно заграничного. И машина на нем не так работает, и кушает его больше, и "клапаны стучат", и "свечи мокрые". Запах отработавших газов, образующихся после его сгорания, и тот хуже. Не "Евро-5" оно, и, может быть, даже не "Евро-3". И в то же самое время должностные лица концерна "Белнефтехим", предприятий, производящих нефтепродукты, ответственно заявляют, что с качеством топлива, производимого и продаваемого в стране все ОК.
 
Давайте разбираться.
 
Начнем с того, что "Евро2-3-4-5 и так далее" - требования европейского законодательства к составу, токсичности отработавших газов автомобилей. К топливу они не имеют прямого отношения. На самом деле качество и состав топлива в Евросоюзе регламентируется евронормами EN 228 (бензин автомобильный) и EN 590 (автомобильное дизельное топливо). На сегодняшний день в ЕС действуют EN 228:2008 и EN 590:2009, и единственная связь этих норм с "Евро-5" такова: при использовании бензинов и дизельного топлива, соответствующих данным EN, токсичность отработавших газов современных (новых) автомобилей укладывается в требования "Евро-5".
 
Согласно заверениям чиновников и официальных сайтов белорусских предприятий нефтехимии, автомобильное топливо, производимое в Беларуси, по техническим параметрам и показателям качества соответствует действующим техническим нормативно-правовым актам Евросоюза, в частности, бензин Аи-95 "Евро" и дизельное топливо. И я этому склонен верить. Почему: во-первых, потому, что Беларусь экспортирует Аи-95 и дизельное топливо, в т.ч. в страны Евросоюза. Догадки же о том, что, мол, в Европу идет "супер", а внутрь страны "так себе" я считаю несостоятельными по причине экономической. Проводить масштабную модернизацию нефтехимического комплекса с целью повышения глубины нефтепереработки, которая ведется в РБ с начала 2000-х, и в то же время сохранять старые, неэффективные производственные мощности для "собственного потребления" - нонсенс. Ну а во-вторых, потому что количество обращений в автоцентры, связанных именно с КАЧЕСТВОМ топлива, реализуемого белорусскими сетями АЗС, нынче - единичные случаи. Вот с чем проблема была, так это с сезонностью дизельного топлива, продававшегося две зимы подряд. Но это - совершенно отдельная тема, к качеству не относящаяся.
 
Проблемы же, которые подняты одним автолюбителем в публикации на "Автоблоге", с моей точки зрения, возникли вовсе не из-за качества топлива:
 
1. Повышенное потребление топлива, "клапаны стучат", запах, выход из строя "катализатора". Характерный стрекочущий звук, раздающийся в разгонных/динамических режимах, это не "клапаны стучат". Это детонация. То есть, взрывообразное горение топливо-воздушной смеси. Очень опасное для деталей ДВС явление, которое может привести к разрушению поршневых колец и поршней. Данное явление возникает из-за применения бензина с октановым числом, не соответствующим требованиям изготовителя автомобиля. Этот звук услышит каждый автолюбитель, если вместо требуемого Аи-95 зальет Аи-92 и энергично "приголубит" педаль акселератора. Потребление топлива повышенное - по этой же причине. Мой автомобиль, например, что Super, заправленный в Литве, что белорусский Аи-95 "Евро", потребляет одинаково.
 
Характерный запах из выхлопной трубы, кстати, тоже обусловлен применением Аи-92 в тех автомобилях, которым он противопоказан. Дело в том, что ГОСТ и ТУ, которым соответствует наш 92-й, не соответствуют требованиям EN 228:2008, что никто и не скрывает, собственно. В нем выше содержание ароматических углеводородов, серы, прочих примесей. Вот вам и запах, получающийся после дожига отработавших газов в каталитическом нейтрализаторе автомобиля, двигатель и выпускная система которого сделана в соответствии с "Евро-4-5". Досрочная кончина самого каталитического нейтрализатора (катализатора в просторечии) происходит по этой же причине.
 
2. Нагар на свечах, "мокрые" свечи, повышенное содержание СО. Свечи - сравнительно недорогая деталь автомобильного двигателя. Но очень важная! Поэтому эксплуатируются они согласно Регламенту технической эксплуатации. Их положено менять ДО ТОГО, как из-за них начнутся проблемы, через определенный километраж пробега. И это указывается в "Руководстве по эксплуатации" (РЭ) и/или "Сервисной книжке" автомобиля. Например, каждые 60 000 км пробега.
 
Нагары, прочие признаки неполного сгорания топлива в двигателе в абсолютном большинстве являются свидетельством недолжного отношения владельца автомобиля к его эксплуатации, обслуживанию и ремонту. Для того, чтобы начались проблемы, сильно стараться не нужно. Достаточно просрочить замену свечей зажигания и воздушного фильтра. Нагары, остатки несгоревшего топлива начнутся, как по мановению волшебной палочки. Насчет же того, что на европейском бензине марок Super или Super+ этого нет - сомневаюсь, что автолюбители проверяют состояние свечей зажигания, выкручивая их посреди Евросоюза. Ведь на 95-м, соответствующем требованиям EN 228, машина лучше поедет даже теоретически. Нет повода - зачем лезть под капот? А у нас приходится. Потому что не едет на 92-м, так как хочется, и так как надо.
 
Слыхал я немало историй на тему того, что белорусское топливо значительно хуже европейского. Когда же начинаешь опрашивать конкретного человека, то выясняется, что в Беларуси он ездит на 92-м, а сравнивает с европейским Super. Причем даже не догадывается, что этот "супер" может быть и в Беларуси произведен. Равно как не догадывается, что его автомобилю 92-й противопоказан.
 
В общем, если и есть у нас, в Беларуси, системная проблема с топливом, так это с сезонностью "солярки" в зимний период. Массовые проблемы владельцев НОВЫХ, совершенно исправных автомобилей с замерзающими топливными фильтрами и топливопроводами две зимы подряд - это было. Но вот чего не было, так это проблем с качеством бензина у тех, кто соблюдал РЭ. Имели место только отдельные случаи небрежной работы персонала АЗС, из-за чего, например, в бензин попало дизтопливо и разгневанные автовладельцы, выяснив причину на автоцентре, добивались справедливости. От ошибок, к сожалению, никто не застрахован.
 
Неисправности, произошедшие по причине заправки в сомнительных местах у случайных людей, я в расчет не беру по понятным причинам. Тут в бак может попасть все, что угодно.


Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-50%
-20%
-10%
-42%
-20%
-10%
0057945