реклама
реклама


Происшествия


Иван Орлов,

Говорят, сюжет поэмы "Мертвые души" подсказала Николаю Гоголю сама жизнь. Для тех, кто плохо учился в школе, напомним вкратце. Главный герой поэмы Чичиков ездил по помещикам и скупал у них по дешевке Ф.И.О. умерших крепостных крестьян. А потом списки мертвых выдавал за живых. И высший свет полагал, что господин Чичиков очень крутой олигарх. Нечто подобное довелось разбирать не так давно сотрудникам 4-го управления (по Брестской области) главного управления собственной безопасности МВД РБ.
 
Криминальный конвейер
 
В 2010 году в 4-е управление (по Брестской области) главного управления собственной безопасности МВД Беларуси поступила оперативная информация в отношении В., жителя Кобрина. Согласно полученным данным, он долгое время занимался тем, что скупал у жителей республики регистрационные документы и части кузовов с идентификационными номерами автомобилей, тяжело пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. В то же время другие деятели похищали на территории Западной Европы автомобили, по марке и модели соответствующие имеющимся у заказчика регистрационным номерам, и ввозили в Беларусь. В дальнейшем в Кобрине в украденные машины вваривались части автомобилей, ранее павших в ДТП, с номерами, соответствующими тем, что значатся в документах. После этого якобы восставшие из ада аварий автомобили продавались на территории области.
 
Понятно, что краденые и видоизмененные автомобили требовалось легализовать перед продажей в подразделениях МРЭО ГАИ. Там тоже не дураки сидят. Для того чтобы подстраховаться от выявления признаков изменения идентификационных номеров, к делу привлекли начальника криминалистического подразделения отдела внутренних дел Кобринского райисполкома. Он при осмотре представленных на регистрацию автомобилей в нужный момент закрывал глаза на признаки изменений идентификационных данных. Пользуясь конкретной помощью данного сотрудника ОВД, на учет в МРЭО поставили свыше двадцати автомобилей криминального происхождения.
 
В результате оперативно-розыскных мероприятий, грамотно проведенных сотрудниками 4-го управления и криминальной милиции УВД, деятельность указанных лиц была пресечена. Сотрудник милиции уволен из органов, в отношении гражданского лица возбуждены уголовные дела по статье 235 "Легализация материальных ценностей, приобретенных преступным путем" и статье 381 УК "Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства". В ходе предварительного расследования изъяты 23 автомашины на сумму более 150 тысяч долларов США. Ущерб, причиненный государству в результате неуплаты таможенных платежей за незаконно ввезенные транспортные средства, составил свыше 40 тысяч долларов.

Нюансы большого пути
 
Служебной проверкой было установлено, что еще в марте 2009 года начальник экспертно-криминалистического отделения (ЭКО) Кобринского РОВД Евгений Морозов представил для постановки на учет в Госавтоинспекцию автомобиль "мерседес-Бенц Е430". У сотрудника МРЭО возникло предположение, что идентификационный номер кузова изменен, но Морозов вышел из ситуации просто – взял и внес в акт осмотра авто запись об отсутствии признаков изменения номера. И машина была благополучно, хоть и незаконно, поставлена на учет. Примечательно, что предыдущий владелец данного "Мерседеса" снял его с учета еще в ноябре 2004 года и продал на запчасти, в том числе и непригодный для восстановления кузов. Причем с документами. Морозов же заявил, что купил машину в начале 2009 года у неизвестного лица на рынке Ждановичи в Минске. При регистрации в ГАИ представил счет-справку о сделке купли-продажи, совершенной в Кобрине. Получается, через четыре с половиной года отправленный на запчасти "мерс" воскрес. Впоследствии детальную экспертизу автомобиля провести не удалось, ибо Морозов заявил, что продал его неизвестному лицу без снятия с учета.
 
Похожая история случилась через год, когда Морозов поставил на учет на имя брата микроавтобус "Фольксваген-Транспортер". Он заявил, что автобус принадлежит брату, а он лишь продал его неизвестному мужчине за 10 тысяч долларов. Неизвестный мужчина заявил, что братья Морозовы поставили в его двор бус для последующего ремонта. Брат Морозова, в свою очередь, поведал, что бус – Евгения, а он только оформил бус на свое имя… Какие следы братья путали, сейчас не столь важно. Примечательно само происхождение "Фольксвагена". Предыдущий хозяин дал показания, подтвержденные "Белгосстрахом" по Гомельской области, что указанный микроавтобус еще в 2007 году был признан непригодным к восстановлению после ДТП. После этого Морозов Евгений показал, что купил автомобиль в конце февраля 2008 года в Бресте у некоего гомельчанина. Потом зарегистрировал на имя брата, а в апреле 2010-го продал. Но, согласно базе данных о правонарушениях, 28 февраля 2009 года за управление вышеуказанным автомобилем с непристегнутым ремнем безопасности был задержан некий гражданин И., который в декабре 2008 года в Кобрине проходил техосмотр данного транспортного средства.
 
Дальше – больше. Было установлено, что изъятый во дворе дома мужчины микроавтобус "Фольксваген-Транспортер" – не тот, который предъявлялся в феврале-марте 2010 года Морозовым Евгением на учет на имя брата. Идентификационный номер его изменен путем удаления части панели со старым номером и вваривания другого фрагмента. Как позже выяснилось, среди владельцев микроавтобуса числился и некий В., приятель Морозова, он предупредил Евгения об измененном номере, а Евгений поставил-таки автомобиль на учет.
 
Финальный аккорд
 
24 февраля 2010-го в МРЭО ГАИ Кобринского РОВД обратился гражданин С. с заявлением о постановке на учет автомобиля "Мерседес-Бенц". По поводу идентификационного номера кузова у работника МРЭО возникли сомнения, была назначена криминалистическая экспертиза, которую было поручено провести Морозову. Он не мог дать "нужное" заключение, потому что пребывал "под колпаком" служебной проверки. 15 марта подготовил справку, в которой указал, что номер подвергался видоизменению путем удаления одной перегородки и вваривания другой, с другим номером, соответствующим представленным документам на автомобиль. Но честную справку в ГАИ не представил, зато пытался ввести в заблуждение главного эксперта ЭКЦ УВД о подлинности номера кузова.
 
Кроме того, проверкой установлен факт обращения Морозова к некоему гражданскому лицу с просьбой подсказать варианты показаний о происхождении его автомобилей, чтобы давать пояснения сотрудникам, проводящим проверку. Вариант простой и бронебойный: "приобрел у незнакомого мужчины и продал неизвестному лицу". Стоит сказать и о том, что предполагаемое время появления у Морозова "Фольксвагена-Транспортера" совпадает с моментом серийного изъятия из оборота сотрудниками милиции в Кобрине нескольких автомобилей данного типа с измененными номерами.
 
Получалось по итогам проверки, что никак невозможно майору Морозову служить в органах. Ну вот никак. И уволили майора. В свое время тогдашний начальник УВД полковник Виктор Красниченко говаривал, что в милиции тоже служат люди, а не робокопы, люди со своими слабостями и пороками. Да, был когда-то железный Феликс, но один на всех. 

Комментарии с форума