реклама

реклама
реклама

Дорога


Сергей Кулягин, фото Олега Фойницкого,

Почти 10 месяцев длится реконструкция одной из главных транспортных развязок в самом центре Могилева на пересечении улицы Челюскинцев и проспекта Пушкина. Реализация данного проекта была вызвана необходимостью ремонта моста через Днепр по проспекту Пушкина, который за долгие годы эксплуатации пришел в неприглядное, на грани аварийного состояние.

Для движения транспорта закрыта правая сторона объекта. Сужена из-за реконструкции, которая ведется параллельно, проезжая часть на подъездах к мосту. Это создает явный дискомфорт для жителей всего города. В часы «пик» здесь постоянные автомобильные пробки, в другое время движение достаточно напряженное. Еще больше усложнило ситуацию то, что мост стали полностью перекрывать для проведения технологических работ. Сколько еще предстоит ждать и терпеть могилевчанам до ввода в строй этой транспортной артерии, каким образом она преобразится, каково ее значение для города — все подробности решил выяснить корреспондент БЕЛТА.

Второй день закрыто движение через транспортную развязку. Общественный и личный транспорт отправили в объезд по двум другим мостам через Днепр — по проспекту Шмидта и улице Королева. Чтобы добраться на работу вовремя, жителям Заднепровья теперь приходится изменить свой жизненный график и вставать пораньше. Добираться до центра города в объезд намного дольше и затратнее. А движение через Пушкинский мост для транспорта будет закрыто еще четверо суток. Закрытие объекта на такой продолжительный период происходит впервые. Как пояснил директор филиала «Мостостроительное управление № 1» ОАО «Мостострой» (генподрядчик стройки) Сергей Пичугов, это вызвано необходимостью проведения бетонирования монолитной плиты правой стороны ремонтируемого моста. Чтобы бетон надлежащим образом схватился, необходимо максимально устранить вибрацию, поэтому и остановлено движение транспорта.

— Это связано исключительно с технологическим процессом, — подчеркнул Сергей Пичугов, — а не задержкой по какой-либо причине строительных работ. Мы работаем, задействовав все имеющиеся возможности и силы на реконструкции данного транспортного узла, прекрасно понимая важность и значимость для города этого объекта. В данный момент на строительных работах задействованы более 100 человек и 30 единиц различной техники.

— Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то чрезвычайным и принимать оперативно какие-то ответственные решения, — поинтересовался я в ходе блиц-интервью с руководителем генподрядчика.

— Этот строительный объект по сложности выполняемых работ сам по себе очень непростой, но у нас большой опыт в этом деле: на счету уже не один введенный в строй мост и путепровод. Но все же одна серьезная проблема у нас была, — рассказал Сергей Пичугов. — Она касалась монтажа металлического пролетного строения над руслом Днепра. Самый мощный наш автокран не смог из-за удаленности подать металлические 40-тонные конструкции на нужное место. Тогда было принято решение о строительстве в русле Днепра специальной металлической эстакады для подъезда и передвижения техники. Мы это сделали оперативно и таким образом решили проблему.

— В ходе строительных работ не было ли каких-то интересных необычных находок, ведь вы ведете работы, по сути, в старой части города, буквально на месте его основания?

— Самое, пожалуй, интересное, на что мы наткнулись, это фундаменты старинного храма. По словам археологов, которые прибыли на место и провели здесь раскопки, это фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века.

Это подтвердил в беседе со мной и доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. По его мнению, эта находка сенсационная для местных археологов и историков, поскольку считалось, что остатки храма были похоронены под асфальтом построенной в городе магистрали и навсегда утрачены.

— Элементы храма планируется музеефицировать и включить в число объектов для посещения туристами, — рассказал Игорь Марзалюк. — Не исключено, что в перспективе храм будет целиком восстановлен, а на данный момент важно сохранить то, что найдено, и защитить от дальнейшего разрушения. На строительной площадке ведется в настоящее время археологический надзор, археологи и волонтеры в ближайшее время продолжат расчистку объекта и раскопки.

— Кстати, чтобы максимально защитить этот исторический объект от внешнего воздействия, принято решение укрепить насыпь, рядом с которой он находится, специальной подпорной стенкой, — продолжает рассказ Сергей Пичугов. — Да, и была у нас еще одна находка, — вспомнил он, — но совсем другого плана. Между седьмой и восьмой опорами моста в феврале был обнаружен авиаснаряд времен Великой Отечественной войны. Мы сразу обратились в МЧС: была вызвана саперная группа, которая извлекла его из земли и затем обезвредила. Также была обследована близлежащая территория. Слава богу, больше опасных находок обнаружено не было.

За разговором мы зашли в штабной вагончик строителей. Сразу бросились в глаза фотографии будущего — архитектурный план объекта после его сдачи в эксплуатацию. Они резко контрастировали с тем, что город имеет сейчас, и приятно обнадеживали, что скоро проблемный объект преобразится и станет настоящим украшением областного центра.

— А что все-таки кардинально изменится после реконструкции этого транспортного узла? — поинтересовался я у Сергея Пичугова.

— Во-первых, архитектурный проект реконструкции объекта предусматривает устройство трех полос движения в каждом направлении. Ширина моста увеличится до 24 м (сегодня она составляет 17,8 м), а длина останется прежней — 282,2 м. Расширятся и пешеходные дорожки до 2,5 м. Мы, кстати, уже заменили большинство выработавших свой ресурс несущих металлических конструкций моста, а бетонные опоры расширили и надежно укрепили. Проектом также предусмотрено расширение участка проезжей части Днепровского спуска от площади Орджоникидзе до улицы Челюскинцев, а по проспекту Пушкинскому — до пересечения с улицей Гагарина, то есть будет добавлено по одной полосе движения в каждую сторону.

— А будет ли, как обещали, построен пешеходный переход?

— Строительство подземного перехода уже начато со стороны улицы Челюскинцев в том самом месте, где раньше был обычный пешеходный переход. В подземном переходе будет создана безбарьерная среда, а на входе в него со стороны площади Славы установят специальный лифт производства «Могилевлифтмаша» для людей с ограниченными возможностями. Украшением перехода, как планируется, станут фото и старинные гравюры Могилева и первого деревянного моста.

Как уточнили в Могилевском музее истории, первый деревянный мост здесь был построен в 1860 году по проекту и под руководством пребывавшего в то время в Могилеве начальника XI Могилевского округа путей сообщения подполковника Н.Ф. Ястржембского. При отступлении Красной Армии из Могилева в начале 1941 года половина деревянного моста была взорвана. Летом 1944 года мост повторно был взорван. После освобождения Могилева советские саперы опять снесли центральную опору и смонтировали ферму, но уже несколько другой конструкции. В 1959 году рядом с деревянным мостом строители сдали в эксплуатацию восьмипролетный железобетонный мост, реконструкция которого сейчас и ведется.

— Главным украшением моста, что превратит его из обычного объекта для передвижения транспорта в арт-объект, станут могучие львы, — продолжил Сергей Пичугов. — Они возьмут под охрану мост на въездах.

К нашему разговору подключился автор этой идеи, известный могилевский скульптор Андрей Воробьев: «Львов планируется отлить из бронзы в две натуральные величины и установить на гранитных постаментах. На въезде на мост со стороны улицы Челюскинцев и Днепровского спуска они будут приветствовать всех могучим, но доброжелательным рыком, стоя в полный рост на четырех лапах. А на выезде с моста по проспекту Пушкина львы будут умиротворенно лежать, провожая гостей в район Заднепровья».

Эта идея со львами возникла не случайно, ведь одна из популярных легенд о происхождении Могилева связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Поэтому символические образы царя зверей в центре города будут напоминать об этом. Но не исключено, что концепция может претерпеть некоторые изменения в ходе конкурса, объявленного заказчиком реконструкции объекта — управлением капительного строительства горисполкома.

— Ну, и главный вопрос, Сергей Анатольевич, когда же могилевчане смогут все это увидеть и понять, что их страдания были не напрасны?

— Перед нами руководством области и города поставлена задача в апреле ввести в строй правую сторону моста и открыть по ней движение. После этого будет закрыто движение по левой стороне моста, где сразу начнутся ремонтные работы. Они будут идти, мы надеемся, немного быстрее, поскольку часть подготовительных работ выполнена, а также уже получены необходимые для монтажа металлические конструкции. По договору с УКСом горисполкома реконструкция всего транспортного узла должна быть завершена в октябре 2016 года, но при условии ритмичного финансирования, возможно, работы будут завершены и раньше. Надо отметить, что в итоге реализация данного проекта позволит увеличить пропускную способность этой транспортной развязки на 30%, значительно улучшит экологическую ситуацию в центре города на Днепре, а также обеспечит комфорт для всех участников дорожного движения, включая велосипедистов и пешеходов.

Справка: основные строительные работы по реконструкции объекта были начаты в июне 2015 года. Их финансирование ведется за счет средств бюджета города Могилева и Банка развития Республики Беларусь. Реализация данного проекта оценивается примерно в Вr300 млрд. В прошлом году строители освоили Вr70 млрд, а за январь-февраль 2016 года — около Вr40 млрд.