• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    27282930123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
реклама
реклама


Дорога


Сергей Кулягин, фото Олега Фойницкого,

Почти 10 месяцев длится реконструкция одной из главных транспортных развязок в самом центре Могилева на пересечении улицы Челюскинцев и проспекта Пушкина. Реализация данного проекта была вызвана необходимостью ремонта моста через Днепр по проспекту Пушкина, который за долгие годы эксплуатации пришел в неприглядное, на грани аварийного состояние.

Для движения транспорта закрыта правая сторона объекта. Сужена из-за реконструкции, которая ведется параллельно, проезжая часть на подъездах к мосту. Это создает явный дискомфорт для жителей всего города. В часы «пик» здесь постоянные автомобильные пробки, в другое время движение достаточно напряженное. Еще больше усложнило ситуацию то, что мост стали полностью перекрывать для проведения технологических работ. Сколько еще предстоит ждать и терпеть могилевчанам до ввода в строй этой транспортной артерии, каким образом она преобразится, каково ее значение для города — все подробности решил выяснить корреспондент БЕЛТА.

Второй день закрыто движение через транспортную развязку. Общественный и личный транспорт отправили в объезд по двум другим мостам через Днепр — по проспекту Шмидта и улице Королева. Чтобы добраться на работу вовремя, жителям Заднепровья теперь приходится изменить свой жизненный график и вставать пораньше. Добираться до центра города в объезд намного дольше и затратнее. А движение через Пушкинский мост для транспорта будет закрыто еще четверо суток. Закрытие объекта на такой продолжительный период происходит впервые. Как пояснил директор филиала «Мостостроительное управление № 1» ОАО «Мостострой» (генподрядчик стройки) Сергей Пичугов, это вызвано необходимостью проведения бетонирования монолитной плиты правой стороны ремонтируемого моста. Чтобы бетон надлежащим образом схватился, необходимо максимально устранить вибрацию, поэтому и остановлено движение транспорта.

— Это связано исключительно с технологическим процессом, — подчеркнул Сергей Пичугов, — а не задержкой по какой-либо причине строительных работ. Мы работаем, задействовав все имеющиеся возможности и силы на реконструкции данного транспортного узла, прекрасно понимая важность и значимость для города этого объекта. В данный момент на строительных работах задействованы более 100 человек и 30 единиц различной техники.

— Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то чрезвычайным и принимать оперативно какие-то ответственные решения, — поинтересовался я в ходе блиц-интервью с руководителем генподрядчика.

— Этот строительный объект по сложности выполняемых работ сам по себе очень непростой, но у нас большой опыт в этом деле: на счету уже не один введенный в строй мост и путепровод. Но все же одна серьезная проблема у нас была, — рассказал Сергей Пичугов. — Она касалась монтажа металлического пролетного строения над руслом Днепра. Самый мощный наш автокран не смог из-за удаленности подать металлические 40-тонные конструкции на нужное место. Тогда было принято решение о строительстве в русле Днепра специальной металлической эстакады для подъезда и передвижения техники. Мы это сделали оперативно и таким образом решили проблему.

— В ходе строительных работ не было ли каких-то интересных необычных находок, ведь вы ведете работы, по сути, в старой части города, буквально на месте его основания?

— Самое, пожалуй, интересное, на что мы наткнулись, это фундаменты старинного храма. По словам археологов, которые прибыли на место и провели здесь раскопки, это фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века.

Это подтвердил в беседе со мной и доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. По его мнению, эта находка сенсационная для местных археологов и историков, поскольку считалось, что остатки храма были похоронены под асфальтом построенной в городе магистрали и навсегда утрачены.

— Элементы храма планируется музеефицировать и включить в число объектов для посещения туристами, — рассказал Игорь Марзалюк. — Не исключено, что в перспективе храм будет целиком восстановлен, а на данный момент важно сохранить то, что найдено, и защитить от дальнейшего разрушения. На строительной площадке ведется в настоящее время археологический надзор, археологи и волонтеры в ближайшее время продолжат расчистку объекта и раскопки.

— Кстати, чтобы максимально защитить этот исторический объект от внешнего воздействия, принято решение укрепить насыпь, рядом с которой он находится, специальной подпорной стенкой, — продолжает рассказ Сергей Пичугов. — Да, и была у нас еще одна находка, — вспомнил он, — но совсем другого плана. Между седьмой и восьмой опорами моста в феврале был обнаружен авиаснаряд времен Великой Отечественной войны. Мы сразу обратились в МЧС: была вызвана саперная группа, которая извлекла его из земли и затем обезвредила. Также была обследована близлежащая территория. Слава богу, больше опасных находок обнаружено не было.

За разговором мы зашли в штабной вагончик строителей. Сразу бросились в глаза фотографии будущего — архитектурный план объекта после его сдачи в эксплуатацию. Они резко контрастировали с тем, что город имеет сейчас, и приятно обнадеживали, что скоро проблемный объект преобразится и станет настоящим украшением областного центра.

— А что все-таки кардинально изменится после реконструкции этого транспортного узла? — поинтересовался я у Сергея Пичугова.

— Во-первых, архитектурный проект реконструкции объекта предусматривает устройство трех полос движения в каждом направлении. Ширина моста увеличится до 24 м (сегодня она составляет 17,8 м), а длина останется прежней — 282,2 м. Расширятся и пешеходные дорожки до 2,5 м. Мы, кстати, уже заменили большинство выработавших свой ресурс несущих металлических конструкций моста, а бетонные опоры расширили и надежно укрепили. Проектом также предусмотрено расширение участка проезжей части Днепровского спуска от площади Орджоникидзе до улицы Челюскинцев, а по проспекту Пушкинскому — до пересечения с улицей Гагарина, то есть будет добавлено по одной полосе движения в каждую сторону.

— А будет ли, как обещали, построен пешеходный переход?

— Строительство подземного перехода уже начато со стороны улицы Челюскинцев в том самом месте, где раньше был обычный пешеходный переход. В подземном переходе будет создана безбарьерная среда, а на входе в него со стороны площади Славы установят специальный лифт производства «Могилевлифтмаша» для людей с ограниченными возможностями. Украшением перехода, как планируется, станут фото и старинные гравюры Могилева и первого деревянного моста.

Как уточнили в Могилевском музее истории, первый деревянный мост здесь был построен в 1860 году по проекту и под руководством пребывавшего в то время в Могилеве начальника XI Могилевского округа путей сообщения подполковника Н.Ф. Ястржембского. При отступлении Красной Армии из Могилева в начале 1941 года половина деревянного моста была взорвана. Летом 1944 года мост повторно был взорван. После освобождения Могилева советские саперы опять снесли центральную опору и смонтировали ферму, но уже несколько другой конструкции. В 1959 году рядом с деревянным мостом строители сдали в эксплуатацию восьмипролетный железобетонный мост, реконструкция которого сейчас и ведется.

— Главным украшением моста, что превратит его из обычного объекта для передвижения транспорта в арт-объект, станут могучие львы, — продолжил Сергей Пичугов. — Они возьмут под охрану мост на въездах.

К нашему разговору подключился автор этой идеи, известный могилевский скульптор Андрей Воробьев: «Львов планируется отлить из бронзы в две натуральные величины и установить на гранитных постаментах. На въезде на мост со стороны улицы Челюскинцев и Днепровского спуска они будут приветствовать всех могучим, но доброжелательным рыком, стоя в полный рост на четырех лапах. А на выезде с моста по проспекту Пушкина львы будут умиротворенно лежать, провожая гостей в район Заднепровья».

Эта идея со львами возникла не случайно, ведь одна из популярных легенд о происхождении Могилева связана с именем галичского князя Льва Даниловича Могия (могучий лев). Поэтому символические образы царя зверей в центре города будут напоминать об этом. Но не исключено, что концепция может претерпеть некоторые изменения в ходе конкурса, объявленного заказчиком реконструкции объекта — управлением капительного строительства горисполкома.

— Ну, и главный вопрос, Сергей Анатольевич, когда же могилевчане смогут все это увидеть и понять, что их страдания были не напрасны?

— Перед нами руководством области и города поставлена задача в апреле ввести в строй правую сторону моста и открыть по ней движение. После этого будет закрыто движение по левой стороне моста, где сразу начнутся ремонтные работы. Они будут идти, мы надеемся, немного быстрее, поскольку часть подготовительных работ выполнена, а также уже получены необходимые для монтажа металлические конструкции. По договору с УКСом горисполкома реконструкция всего транспортного узла должна быть завершена в октябре 2016 года, но при условии ритмичного финансирования, возможно, работы будут завершены и раньше. Надо отметить, что в итоге реализация данного проекта позволит увеличить пропускную способность этой транспортной развязки на 30%, значительно улучшит экологическую ситуацию в центре города на Днепре, а также обеспечит комфорт для всех участников дорожного движения, включая велосипедистов и пешеходов.

Справка: основные строительные работы по реконструкции объекта были начаты в июне 2015 года. Их финансирование ведется за счет средств бюджета города Могилева и Банка развития Республики Беларусь. Реализация данного проекта оценивается примерно в Вr300 млрд. В прошлом году строители освоили Вr70 млрд, а за январь-февраль 2016 года — около Вr40 млрд.