Дорога


/

«Криминальный» автобизнес, к сожалению, жив. Свидетельство тому — нескончаемый поток машин, приезжающих на исследование к экспертам Государственного комитета судебных экспертиз. AUTO.TUT.BY побывал там, где выявляют перебитые номера кузова.

Фото: Юлия Комарова

— Сегодня проверка VIN-номеров автомобилей и техническая экспертиза документов на машины — самые востребованные платные исследования, — рассказал начальник управления криминалистических экспертиз и учетов Андрей Денисеня. — В этом году машин с поддельными «винами» стало меньше. А около года назад очередь на осмотр автомобилей была расписана на несколько дней вперед. В день приезжало больше 20 машин, а реально мы могли исследовать меньше половины из них.

Фото: Юлия Комарова

Такой поток — из-за резкого обвала рубля в России: многие белорусы тогда ринулись в Москву за «копейки» покупать машины. Этим воспользовались дельцы: подделывали документы на «криминальные» машины или перебивали VIN-номера под «чистые» документы, а потом автомобили за смешную цену продавали наивным гражданам.

— Многие машины отдавали с такой большой скидкой, что наши земляки не могли пройти мимо. Некоторым покупателям не повезло — они приобретали ворованные машины, но узнавали об этом они только на родине, при регистрации авто в ГАИ. Оттуда транспорт и направлялся к нам на проверку.

Кстати, «криминальную» машину в России можно купить не только на рынке или по объявлению — даже в салоне. К примеру, были случаи, когда в 2015 году несколько белорусов привезли купленные в одном московском автосалоне трехлетние Infiniti, цены на которые были ниже, чем на рынке. На поверку оказалось, что машины с перебитыми VIN-номерами и идеально подделанными документами. Салон продавал эти Infiniti около трех месяцев, а потом закрылся — и владельцы его испарились вместе с вырученными деньгами.

Фото: Юлия Комарова

— Машины на исследования приезжают разные, — говорит Андрей Денисеня. — Часто это авто до пяти лет, «перебивают» и десятилетние BMW, встречается «народный» Volkswagen Passat, но бывают авто и подороже — например, Porsche Cayenne, те же Infiniti. Если машины дорогие, стоимостью 80 тыс. долларов и более, то преступники все делают ювелирно. Потребитель не разберется. В таких случаях надо применять специальное оборудование, химические реагенты. Все же чаще всего первоначальный идентификационный номер восстановить возможно.

Фото: Юлия Комарова

Но если речь идет о дорогих авто, то часто встречаются «двойники» — когда угнанную машину «перебивают» под реальную, которая тоже где-то ездит и стоит на учете. В прошлом году по одному уголовному делу проходили такие «двойняшки» — Hyundai Santa Fe 2014 года выпуска, их покупали в России.

Насмотревшись на авто, купленные «за копейки», Андрей Денисеня не советует потенциальным автовладельцам «клевать» на бешеные скидки при продаже машины у частных лиц или в салоне. Проверять нужно все сомнительные детали и удостовериться, что с машиной и документами все в порядке.

— Если продавец легко идет на уступки и сбрасывает 30% от стоимости автомобиля, то у покупателя должны возникнуть какие-то сомнения, — убежден начальник управления.

Фото: Юлия Комарова

Есть еще некоторые моменты, на которые должен обратить внимание рядовой потребитель при покупке машины. Осмотреть идентификационный номер на кузове автомобиля и обратить внимание на «необычные особенности»: следы ремонта в местах, где находятся идентификационные таблички или нанесен номер на кузове, вздутие краски в зоне нахождения идентификационного номера, отличие краски по тональности должны насторожить.

Лучшее решение перед покупкой — приехать к экспертам и проверить VIN-номер, показать документы на автомобиль. Стоимость экспертизы VIN-номера и документов на машину в Минске — от 300 тысяч рублей.

— Иногда проблема может быть с документами. Если в Беларуси на автомобиль есть техпаспорт и все знают как он выглядит, то в России — паспорт транспортного средства, «ПТСка», как ее еще называют. Это книга, где отражена история автомобиля, начиная от первого владельца. Наши граждане эти «ПТСки» видели, может, один-два раза в жизни, а некоторые и вообще только по телевизору. И когда такие люди возьмут его в руки и пощупают — не скажут, подлинный паспорт или нет.

Покупать машину лучше всего по договору купли-продажи непосредственно у владельца, если приобретать авто по доверенности или счету-справке, то надо больше внимания уделять документам, предоставляемых продавцом

Фото: Юлия Комарова

Специалисты рассказали, что, приезжая на экспертизу, люди внутренне уже готовы, что машина может оказаться угнанной и подлежит изъятию. Поэтому чаще всего автомобилисты спокойно воспринимают такие печальные новости. Однако, бывает, что от экспертов автовладельцы уезжают счастливые — факт подделки не подтвердился.

— Иногда VIN-номер в старых автомобилях просто выгнивает. Например, на некоторых моделях Renault и Ford номера расположены на порогах, а это место больше всего подвержено коррозии. Если номер выгнил, мы ищем контрольные маркировки в других местах. Коррозированный номер фотографируется, снимок вклеивается в техпаспорт, а автовладельцу выдается справка.

Иногда после ДТП элемент автомобиля, где был нанесен VIN, был сильно деформирован. Какой-нибудь гаражный мастер, не задумываясь, вырезает этот элемент и вваривает новый. Эксперты предупреждают: следите за такими «умельцами» — потом проблем не оберетесь.

Нужные услуги в нужный момент
-40%
-10%
-10%
-10%
-10%
-30%
-20%
-47%
-15%