реклама
реклама


Дорога


Адарья Гуштын,

В суде Заводского района Минска рассматривается уголовное дело о крупном мошенничестве — 500 человек отдали свои машины в «комиссионку», но деньги так и не получили. Как отметила судья, в истории белорусского правосудия еще не было процесса, по которому бы проходило столько потерпевших. Сумма ущерба также впечатляет — более 94 млрд рублей. Это почти 4,5 млн долларов по нынешнему курсу.

На скамье подсудимых — пять человек. Это Дмитрий Довнар, учредитель и директор «АвтоКомпаниСевен», два менеджера этой фирмы Сергей Юневич и Павел Афельдар, охранник и автомойщик в одном лице Назыл Фазылов и предприниматель Сергей Руклецов, который занимался долевым строительством и кредитованием под залог.

По версии обвинения, все пятеро состояли в организованной преступной группе, которая работала по принципу пирамиды. Клиентам предлагали довольно выгодные условия: передаешь машину на продажу, заключаешь договор на 1−3 месяца, а по истечении этого срока, независимо от того, продана твоя машина или нет, получаешь сумму, указанную в контракте. В случае просрочки обещали компенсацию.

Такая схема особенно устраивала владельцев дорогих авто, которые не так-то просто самостоятельно продать, особенно учитывая, как упал спрос в 2013—2014 годах. Некоторым клиентам повезло получить свои деньги. Но 500 человек остались с носом.

Сотрудники автохауса зачастую передавали машины перекупщикам по заниженной цене, полученные деньги частично возвращали клиентам (тем, кто первым шел в очереди или имел другие прерогативы), частично средства вкладывались в другой бизнес. Кроме автокомиссионки у Довнара также была автомойка, СТО, автостоянка, шиномонтаж и предприятия по перевозке бетона.

Подсудимым предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере (по ч. 4 ст. 209 УК, наказание — от 3 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества).

Сами обвиняемые настаивают: никакой преступной группы не было, деньги клиентам они старались вернуть по мере их поступления в кассу.

За 4 года Руклецов дал Довнару более 800 тысяч долларов

Допрос начали с главного фигуранта — Дмитрия Довнара. Известно, что до того как в 2012 году учредил фирму «АвтоКомпаниСевен», он продавал б/у машины на авторынках в Малиновке и Ждановичах. В суде он отказался отвечать на вопросы.

Дмитрий Довнар
Дмитрий Довнар

«У меня было около 700 допросов, и мои ответы разнятся между собой. Сейчас я не готов давать показания, — заявил подсудимый. — Я бы хотел говорить, когда расспросят всех обвиняемых, свидетелей, потерпевших и будут изучены письменные материалы дела».

Однако данную просьбу суд отклонил. Другие обвиняемые не возражали дать показания.

Так, индивидуальный предприниматель Сергей Руклецов пояснил, что в 2011 г. он при содействии приятеля Назыла Фазылова познакомился с Дмитрием Довнаром.

«Довнару были нужны деньги для развития бизнеса. Он обратился с такой просьбой ко мне», — пояснил Руклецов.

Сергей Руклецов
Сергей Руклецов

Сам он занимался долевым строительством офисных, торговых и жилых помещений, которые в последующем сдавал в аренду. Кроме того, выдавал займы под залог авто или недвижимости.

Через несколько дней после знакомства предприниматель согласился дать Довнару 30 тысяч долларов. Под какой процент точно не помнит — от 3% до 7%, пояснил он в суде.

Он хорошо знал, чем занимается Дмитрий: неоднократно направлял к нему своих знакомых, которые хотели приобрести автомобиль, сам также обращался к Довнару по вопросу продажи и приобретения авто.

С 2011-го по 2014 год Руклецов одолжил директору автохауса более 800 тысяч долларов. Сколько из них Дмитрий Довнар вернул предпринимателю, он точно указать не может. В счет погашения долга Руклецов принял два Mercedes S-класса, Infiniti, 50 тысяч долларов и предприятие по перевозке бетона. Последняя сумма — 100 тысяч долларов — передавалась незадолго до того, как Довнар был задержан по подозрению в мошенничестве.

«Когда я передавал ему последние 100 тысяч, Довнар говорил, что у него долг — 1 миллион долларов. Было заложено 30 автомобилей. За СТО он был должен еще 500 тысяч долларов. Он же платил огромные проценты перекупщикам», — заявил Руклецов.

Почему он сам кредитовал Довнара, несмотря на его нестабильное финансовое положение, предприниматель четко объяснить не может. Говорит, до последнего ему доверял. Свою причастность к организации преступной группировки категорически отрицает.

Известно также, что он несколько раз обращался с ходатайством погасить ущерб, нанесенный Дмитрием Довнаром — сначала 2,5 млрд, потом 6 млрд, потом 9 млрд рублей. Правда, окончательная сумма ущерба выросла уже до 94 млрд.

«Свою вину я не признаю, — заявил предприниматель в суде. — Но я действительно обращался в органы, что готов возместить ущерб, который нанес Довнар. Сейчас это уже зависит от его поведения, от того, какие он показания будет давать. Имущественных претензий у меня к нему нет. Я потом сам с ним разберусь».

Судья попросила Руклецова охарактеризовать деятельность Довнара.

«Нормальных слов у меня нет, — заявил он. — Могу сказать только, что он баран. Умел продавать машины, вот и надо было этим заниматься. Нечего было лезть в СТО, автомойку. Я не считаю, что он хотел обмануть людей. Думаю, он просто не рассчитал свои силы».

Обвиняемый придерживается позиции, что он вообще никакого отношения к «АвтоКомпаниСевен» не имел, хотя в материалах дела имеются сведения, что Руклецов регулярно приезжал на стоянку фирмы, принимал участие в собрании, на котором решалось, как отдавать долги клиентам.

Сергей Руклецов обвиняется также в даче взятки (повторно либо в крупном размере — ч. 2 ст. 431 УК). Он связан еще с одним громким уголовным делом — в отношении руководителей строительной фирмы «МонолитГрад».

Бывший директор этой компании Сергей Парменов (ранее работал в Министерстве архитектуры и строительства) был давним знакомым Руклецова и попросил его помочь с приобретением автомобиля для своего зама. Сергей Руклецов направил приятеля к Довнару.

На стоянке «АвтоКомпаниСевен» им приглянулась Audi A6 за 20 тысяч долларов. Сделку оплачивал Руклецов. По его словам, ни у Парменова, ни у его зама Анатолия Шкуринского денег на машину тогда не было. Предприниматель согласился дать эту сумму взаймы на два месяца. Машину в ГАИ оформили на Шкуринского. С кредитором приятели в итоге так и не рассчитались.

Несмотря на это, Руклецов заключает с «МонолитГрадом» договор на долевое строительство 20 машино-мест в доме по улице Янковского. Как отмечено в обвинении по делу Парменова-Шкуринского, цена за каждое машино-место была занижена на 500 долларов. Руклецов в этой части обвинение также не признает.

Фазылов: «Я говорил Довнару — верни деньги простым людям, прокурорам не надо»

В суде был допрошен еще один фигурант уголовного дела о мошенничестве Назыл Фазылов.

Назыл Фазылов
Назыл Фазылов

Охарактеризовать его деятельность сложнее всего. С одной стороны, Руклецов указывал, что он вместе с Фазыловым планировал строить ресторан в Крыму. Последний даже ездил на разведку в Украину, но дело так и не пошло. С другой стороны, сам Фазылов рассказал в суде, что он был простым рабочим на автомойке Довнара. Это, впрочем, не мешало ему приезжать в «АвтоКомпаниСевен» разбираться с разъяренными клиентами.

На автофорумах потерпевшие указывают, что все вопросы в фирме решал или директор Дима, или его помощник Назыл Назылович. Он же обеспечивал безопасность Дмитрия Довнара. Параллельно он был бетонщиком, а до этого — делопроизводителем. Одним словом, разносторонняя личность.

С Довнаром у них были почти родственные связи — тот крестил его ребенка.

В автосалон Фазылов приезжал по первому требованию друга. Официально за услуги охранника и переговорщика он деньги не получал, но Довнар периодически давал ему то 500, то тысячу долларов. Также давал деньги в долг. Так простой минский рабочий смог купить себе «Мерседес» за 20 тысяч долларов.

Что касается работы «АвтоКомпаниСевен», то, по словам Назыла Фазылова, весной 2014-го обстановка накалилась.

«Проценты капали, каждый день к Диме приезжали кредиторы и трепали ему нервы. Автомобильный рынок стоял. Начиналась паника, — рассказал он. — Помню, приехал полковник Следственного комитета, начал орать, что если ему сейчас же не вернут деньги, он вызовет ОМОН и „Алмаз“, что нас тут всех перестреляют. Кто там только не привозил машины! И сотрудники ГУБОП, и прокуроры, и судьи. Там ведь много дорогих машин было. Я говорил Диме, чтобы он не связывался с такими людьми. Говорил, чтобы он простым людям деньги возвращал, а не прокурорам».

На это судья Жанна Брысина отметила, что потерпевших еще допросят и выяснят, являются ли они должностными лицами.

«Так их в списке потерпевших уже нет! Вычеркнули. Ворон ворону глаз не колет, знаете такое?» — заявил Фазылов.

Его, кстати, обвиняют не только в мошенничестве, но также в хранении огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 295 УК) и психотропных веществ (ч. 1 ст. 328 УК) — травматический пистолет с резиновыми пулями и снотворное «Релиум» нашли при обыске квартиры.

«Пистолет я нашел возле автомойки. Он просто в пакете лежал на входе. Я подумал, возьму себе. Сами знаете, время сейчас непростое. Разъяренных клиентов вон сколько! То есть я его хотел для собственной безопасности использовать. Он у меня дома в шкафу лежал, с собой я его не носил, — заявил обвиняемый. — Что касается психотропов, то меня вообще эти слова пугают. Никогда я наркотики не употреблял. А эти таблетки купил на „поле чудес“ в Ждановичах, меня мучила бессонница. Они у меня лежали в аптечке со всеми лекарствами, я их не прятал. В интернете прочитал, что они помогают лучше спать. Их даже бабушки используют. Ни о каких психотропах и наркотиках я даже не подозревал!»

Юневич: все было спокойно, пока клиенты не начали писать заявления в милицию

Менеджер «АвтоКомпаниСевен» Сергей Юневич знал Довнара с 2007 года. Тот однажды предложил ему оформить на себя машину, которую пригнали из Евросоюза. Потом стали общаться чаще. Сначала Юневич по выходным помогал на авторынке — мыл машины, заправлял их и пригонял к месту продажи. Потом стал полностью работать на Довнара.

Сергей Юневич
Сергей Юневич

До «АвтоКомпаниСевен» была еще одна фирма, которую формально возглавлял Сергей Юневич. В 2012 году он на машине клиента попал в ДТП, в результате чего должен был компенсировать 43 тысячи долларов. Таких денег у него не было. Дмитрий Довнар заплатил за него, но долг нужно было отдавать.

В автохаусе Юневич работал менеджером по продажам. Таких, как он, в фирме было еще 50 человек. Понятно, что большинство работали нелегально. Задача была простая — технический осмотр авто, поиск клиента, переговоры, продажа.

Однако оформлением договоров и финансовыми операциями, по словам Юневича, занимался или сам Довнар, или Павел Афельдар — тоже, кстати, бывший перегонщик авто. Его до сих пор разыскивают клиенты, которым он пообещал пригнать машину из Литвы под предоплату в 100%. Обманутые люди обращались и в правоохранительные органы, однако до задержаний по делу «АвтоКомпаниСевен» Афельдару удавалось избегать разбирательства.

Павел Афельдар
Павел Афельдар

По словам Юневича, большинство клиентов автохауса были перекупщиками. Они пригоняли по 20 машин и готовы были ждать оплаты несколько месяцев, поскольку «жили только с этих средств».

При этом клиентов устраивало, что «АвтоКомпаниСевен» зачастую не заключало никаких договоров о продаже автомобиля. Как пояснил Юневич, покупателю просто отдавали набор документов и машину. На вопрос суда, как можно было так работать, Сергей Юневич заявил: «Обыкновенно. В Беларуси 80% сделок так проходит».

Он также заявил, что изначально по делу проходило 700 потерпевших. Потом список сократился до 500 фамилий. По мнению Юневича и других обвиняемых, многие потерпевшие реально получили деньги от фирмы, но так как документы надлежащим образом оформлены не были, сейчас эти люди выдают себя за жертв.

По словам Сергея Юневича, компания нормально работала до середины мая 2014 года. Да, были долги перед клиентами. Но Довнар брал займы, кредиты, закладывал машины и старался решить вопрос. Иногда несколько недорогих машин меняли на одну элитную. Собственники, впрочем, были даже не в курсе.

В мае «нетерпеливые клиенты» начали писать заявления в милицию и Следственный комитет. И хотя директор автохауса в конце месяца собрал своих подчиненных и взял еще 100 тысяч долларов у Руклецова, чтобы рассчитаться по договорам, пирамида уже начала разваливаться. Ни перекупщики, ни кредиторы, ни владельцы машин уже не готовы были ждать.

4 июня 2014 года Дмитрий Довнар был задержан. Остальных взяли под стражу позже. Несколько собственников еще успели забрать со стоянки свои автомобили. Но большинство остались ни с чем.

В обвинении фигурируют как машины экономкласса, так и дорогие авто: Range Rover, Mercedes ML, Mercedes GL, Cadillac Escalade, Dodge Durango Citadel, BMW X6, Porsche Cayenne, KIA Sportage и другие.

Потерпевшие до последнего ждали деньги и не могли поверить, что их кинули

В мае 2014 года клиенты «АвтоКомпаниСевен» начинают бить коллективную тревогу. На форумах создаются целые разделы с историями обманутых. Часть призывает обращаться в правоохранительные органы, но немало и тех, кто говорит, что лучше подождать и не сдавать Довнара милиции:

«Милиция даст ответ „дело не уголовное, обращайтесь в суд“. Если суд выиграете, то получите по 50 долларов в течении 5−7 лет. Оно вам надо? Если автохаус прикроют, вообще никто ничего не получит. Нужно ждать. Тем более что хоть по частям, но выплачивают людям. Чем больше машин заедет, тем быстрее получим свои».

Пирамида устраивала многих ее участников до тех пор, пока они не осознали, что они последние в очереди.

Схему «АвтоКомпаниСевен» на форуме «Онлайнера» попытался объяснить один из «бывших клиентов фирмы», хотя не исключено, что на самом деле он писал комментарии в интересах Довнара:

«Любые другие автохаусы, когда берут автомобиль на реализацию, продают конкретно каждую машину по отдельности. Продали — рассчитались. Нет — вернули машину. Эти ребята („АвтоКомпаниСевен“. — ред.) делают по-другому. Они продают все машины, которые у них есть, как один товар. То есть берут три дешевые машины, меняют на одну дорогую, а потом ее сливают, допустим в Москву… Такая схема возможна, только если все машины как бы уже проданы и хозяин машину обратно не потребует. Цикл устроен так, что конкретно вашу машину, может, продали сразу на следущий день, но деньги вы получите через месяц или два, смотря на сколько договор. Потому что эти деньги крутятся и зарабатывают для конторы. Но они же не волшебники! Если по какой-либо причине продажи упали, начинаются задержки по выплатам… Это сложный бизнес, потому что будет много недовольных людей, которые не хотят думать, как это работает, и боятся, что их кинут. Но это не так… Если выплачивают деньги с задержкой — это, конечно, плохо. Но ты иди продай быстро в Минске машину дороже 15 тысяч долларов. Все мозги выкрутят и не купят. Так что то, как они работают, — толковая схема для всех».

Теперь схему Довнара и его компаньонов будет оценивать суд. Процесс займет не один месяц, одно только обвинение составляет тысячу страниц. Всего дело состоит из 140 томов.

Комментарии с форума

  • Victor_ViSmyt 2 февраля 2016 в 15:37 из Беларуси

    Сумма ущерба также впечатляет - более 94 млрд рублей. Это почти 4,5 млн долларов по нынешнему курсу. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/road/483144.html а по курсу 2007 года Отдадут и выйдут на свободу

  • kin1981 2 февраля 2016 в 15:37 из Беларуси

    Prohojiy (02.02.2016 15:33) писал(a):
    Интересно, почему эти "бизнесмены" ещё живы?
    потому что- это Беларусь))))-детка

  • aligal 2 февраля 2016 в 17:22 из Беларуси

    Hecoвершенством законодательства пользуются все,даже госорганизации.При этом интересно как они умудряются оставаться заведоубыточными ? (примеры:растворительноразбавительные схемы,эмбарго на поставки имп.товаров в Poc.в обход санкций крупным Оптом...) A при льготной расстаможке авто сколько было лимитного ввоЗA,для тех кто знал ..или составлял инструкции для служ.пользования ?

  • oazisro 2 февраля 2016 в 19:21 из Беларуси

    Prohojiy (02.02.2016 15:33) писал(a):
    Интересно, почему эти "бизнесмены" ещё живы?
    скорее потому что с прокурорами и судьями успели рассчитаться.

  • Василий Шведов 2 февраля 2016 в 19:24 из Беларуси

    "Автомобиль как признак неполноценности" - http://streithahn.livejournal.com/102138.html

  • ШыбкаВумны 2 февраля 2016 в 20:37 из Беларуси

    Все такие честные на суде, а куда дели 4.5 млн молчат

  • ШыбкаВумны 2 февраля 2016 в 20:39 из Беларуси

    margo13 (02.02.2016 17:08) писал(a):
    Работали как работали..., крутились... Расширялись... Но просчитались - на схему с отсрочкой оплаты клиентам тупо не хватило оборотки...С этого начинаются практически все банкротства. Вот и всё... Сели потому, что спрос очень упал (народ решил, что не до машин, надо думать за что колбасятину покупать) кредиторов стало слишком много, среди кредиторов был некто, кто не желал ждать и ..наказал...
    4.5 млн они должны. Это сколько авто в месяц они должны ьыли продавать по вашему и какая нудна оборотка в месяц?

  • duyshess 2 февраля 2016 в 21:09 из Беларуси

    В стране каждый четвёртый -милиционер и такое !!!

  • klevo100 2 февраля 2016 в 21:57 из Беларуси

    Если суд будет над главой государства об обнищании народа , потерпевших будет миллионы . Только суд не выиграть, так-как президент подписывает назначение судей ...

  • rutrac 3 февраля 2016 в 00:04 из США

    где преступление? банкротство!

  • Иван_Бобер 3 февраля 2016 в 00:36 из Европы

    По ходу, крайним будет - охранник и автомойщик в одном лице Назыл Фазылов.

  • philosopher 3 февраля 2016 в 00:40 из Беларуси

    aztek (02.02.2016 15:25) писал(a):
    Явно кто-то крышевал из ментов, иначе так долго не продержались бы..
    Мегапросто проверяется - те начальники кто с началом дела ушли на пенсию те и крыша

  • vladimir.trok 3 февраля 2016 в 09:00 из Беларуси

    skv_ (02.02.2016 19:13) писал(a):
    Это дело показывает на сколько много алчных, глупых и непрофессиональных людей работает в государственном аппарате.
    Разве эти предприниматели работали на госслужбе?

  • constanta 3 февраля 2016 в 09:45 из Беларуси

    пусть не переживают, [s]Академию пройдут[/s] полгодика-год посидят, зато потом в директора пойдут, у нас без [s]высшего образования[/s] ходки не берут в элиту

  • konstantin_bucha 3 февраля 2016 в 12:30 из Беларуси

    Prohojiy (02.02.2016 15:33) писал(a):
    Интересно, почему эти "бизнесмены" ещё живы?
    Потому что у них еще не все отжали. Отдали бы по хорошему, и дело бы закрылось само. Но парень упертый попался, людям деньги хотел отдать, а не чиновникам.

  • Ирина_Кажарнович 3 февраля 2016 в 14:30 из Беларуси

    margo13 (02.02.2016 17:08) писал(a):
    Работали как работали..., крутились... Расширялись... Но просчитались - на схему с отсрочкой оплаты клиентам тупо не хватило оборотки...С этого начинаются практически все банкротства. Вот и всё... Сели потому, что спрос очень упал (народ решил, что не до машин, надо думать за что колбасятину покупать) кредиторов стало слишком много, среди кредиторов был некто, кто не желал ждать и ..наказал...
    Сели, потому что тратили больше, чем получали. Это все понты наших бизнесменов.

  • Ирина_Кажарнович 3 февраля 2016 в 14:32 из Беларуси

    vladimir.trok (03.02.2016 09:00) писал(a):
    Разве эти предприниматели работали на госслужбе?
    Не о предпринимателях речь, а о тех кто сдавал авто

  • Al-07 12 февраля 2016 в 17:11 из Беларуси

    На ОПГ эти ребята не похожи! Но .....переоценили свои силы, свой разум! Сколько у нас предприятий БАНКРОТОВ потенциальных, работающих в УБЫТОК Фили с рентабельностью менее 5% при двузначной инфляции?! Отличие этих предприятий (государственных) от работы подсудимых только в том, что госпредприятиям постоянно дают денег из бюджета и таким образом держат из на плаву, помогают рассчитываться с рабочими, с "клиентами"!