реклама

реклама
реклама


Дорога


Единственный сохранившийся до наших дней образец мотоцикла с объемом двигателя 98 кубических сантиметров был найден жителем Белостока в одном из костелов Гродно. Поляк перевез его в Польшу и уже там отреставрировал. История гродненских мотоциклов «Неман» практически никому не известна. Выпускали их всего несколько лет до войны, рассказывает «АвтоГродно».

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

Фабрика «Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli Niemen» находилась на улице Карла Маркса, 20 в Гродно. Сейчас это филиал РУП «Гродноэнерго». Производство основала семья Старовольских в 1894 году.

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

Изначально там выпускали металлические изделия. Позже, в 20−30-х годах, на фабрике производили швейные машинки, велосипеды и легкие мотоциклы. Перед тем как заняться выпуском чего-то «потяжелее», на фабрике попробовали изготовить мопеды: на задние колеса выпускаемых велосипедов навесили небольшие двигатели объемом 49,5 см. куб.

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

После такого эксперимента решили поставить на поток и мотоциклы. В модельном ряду было три мотоцикла с разным объемом двигателя — от 98 до 150 см куб. Самый легкий из них и нашел в одном из костелов житель Белостока. Мотоцикл мог разгоняться до 50−60 километров в час.

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

Задней подвески не было, но зато были пружины под седлом, которые и гасили вибрацию. Также легкий «Неман» мог выдержать не только водителя, но и пассажира.
Отличительная деталь — на логотипе фабрики красовались гродненские замки.

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

Сейчас уникальный мотоцикл находится в музее «Мото-ретро» в Белостоке.

Фото: autogrodno.by
Фото: autogrodno.by

— Мотоциклы «Неман» с объемом двигателя до 100 см куб. были очень популярны в 1937−39 годах. И «права» для их управления были не нужны, — рассказал директор музея Мирослав Соха. — Экземпляр, который вы видите, долгое время хранился в одном из костелов Гродно. Представьте, раньше на нем ездил монах. А все потому, что «дамская рама» была очень удобна для священнослужителей. Только недавно житель Белостока смог разыскать мотоцикл, перевезти его в Польшу и восстановить. Долгое время я просил, чтобы он выставил «Неман» в нашем музее, зато сейчас мотоциклом может полюбоваться любой желающий.