реклама
реклама


Дорога


Екатерина Шульженко, фото автора,

Страна засыпана снегом, а им все нипочем: рисковые парни и девушки на велосипедах смело рассекают по заснеженным улицам перед носом удивлённых прохожих, кутающих красные носы в шарфы. Любители экстремальных зимних «покатушек» рассказали AUTO.TUT.BY, почему они любят ездить зимой, как подготовить двухколесный транспорт к зиме и как правильно одеться велосипедисту.

В эфир — на велике

Среди зимних велосипедистов можно встретить известных людей, например, теле- и радиоведущую Екатерину Пытлеву.

— На велосипед я пересела по многим причинам: и здоровье, и активность, и экология. Машину не вожу, поэтому выбор велосипеда был для меня логичен. Раньше зимой побаивалась кататься из-за того, что скользко, но в последние годы долго не было снега, и я задержалась с закрытием сезона. А в результате задумалась: стоит ли его вообще закрывать? — рассказала Катя. — На велосипеде я добираюсь на работу. Это удобнее, чем на общественном транспорте, и быстрее — выезжаю около 6.30. В день обычно проезжаю в общем километра три, иногда получается больше, около 10−12.

Своей привычке ведущая БелМузТВ изменяет очень редко, и то чаще всего не по своей воле:

 — Альтернативой велосипеду чаще всего становится метро или такси, но только в случае, когда мне нужно ну очень быстро куда-то добраться. Бывает, приходится отказываться от велосипеда, когда едешь с большими сумками, но я стараюсь планировать подобные вылазки, чтобы они были совместимы с велосипедом.

Специально велосипед к зиме девушка не оборудует.

— Пока такой необходимости не было. Была идея утеплить сиденье, но потом поняла, что можно обойтись и без этого. Сама же утепляюсь изо всех сил, хотя, в принципе, одеваюсь так же, как если бы просто шла пешком, ничего особенного.

Проблем с ГАИ у Екатерины не было.

— Пару раз сигналили, когда ловили на пешеходном переходе, — признаётся ведущая. — Я не слезала с велосипеда, чтобы не замерзнуть, но ехала на зеленый. Но чаще всего окружающие люди смотрят с недоумением и сочувствием.

Из проблем Екатерина отмечает нечищеные дорожки:

— Зимой главная загвоздка в том, что не всегда к моим утренним вылазкам почищены дорожки, а если они завалены снегом, ехать страшновато. Вот сейчас, как выпал снег, пришлось сделать небольшой перерыв, ходила пешком, чтобы посмотреть, расчистили ли дорогу на моем основном маршруте, не опасно ли ехать.

Желающим прокатиться по морозу на велике ведущая заботливо советует одеваться «с умом»: тепло, но не «как капуста», чтобы не потеть на морозе, а девушкам носить одежду, закрывающую поясницу и спину, чтобы от холода не пострадали женские органы. «Правильная экипировка, удобная и легкая, повышает комфорт и удовольствие от процесса», — отмечает Екатерина.

«Не нужно мазохизма на льду»

Владимир Зенькович занимается велосипедами очень давно и серьёзно: об этом свидетельствуют регулярные велопоходы, организация тематических мероприятий, администрирование в соцсетях большой группы, объединяющей велосипедистов. На велосипеде Владимир часто ездит на работу. Как оказалось, путешественнику по зубам серьёзные расстояния: например, велосипедист вскользь упомянул, что доезжал на велосипеде до Чёрного моря.

— Раньше езда зимой на велосипеде была не мейнстримом, а серьёзным испытанием и проверкой на прочность. Раньше зимой, когда кругом снег, лёд и мороз, у меня было развлечение — проехаться от своего дома до маминого дома, в 10−12 километров от моего, — зимой это неплохое расстояние. Но все же зимой на серьёзные расстояния не езжу, как правило, вокруг Минска, по Минску. Конечно, я не мазохист, и если погода не будет располагать совсем, например, будет гололёд или сильный дождь, я предпочту общественный транспорт. Ну и на серьёзные встречи и мероприятия, конечно, на велосипеде не поедешь. Но для меня зима — вовсе не помеха приехать на работу на велосипеде. Сейчас вот мне даже специальное место выделили в здании для его хранения.

Обычно велосипедисты в первую очередь обращают внимание на смену резины. Владимир убежден что важнее всего другие подготовки: моральная и в плане одежды.

— Важно, чтобы не замёрзли в первую очередь коленки, чтобы ноги не промокли. Не надо надевать тысячу вещей или толстые пуховики. Например, на мне сейчас термобельё, нетолстая непродуваемая кофта, но даже в такой одежде при физической активности мне будет жарко.

Парень показал основные элементы своей зимней экипировки: перчатки, утеплители для коленей, особый портфель, позволяющий основной вес поклажи перенести на поясницу, специальную защиту для лица, шлем. Также велосипедист отметил, что с собой у него всегда есть небольшой насос и приспособления для экстренного ремонта колёс. Конечно, резину Владимир также не оставил без внимания:

— Есть обычная резина грязевая, которая ставится на горные велосипеды, так называемая «злая резина». Зимой, по свежему рыхлому снегу она вполне справляется. Шипы нужны исключительно на гололёде. Есть велосипеды фэт-байк с такими широкими колёсами, как у трактора — они справляются и с гололёдом, и со снегом без каких-либо приспособлений, они для этого и предназначены.

Сталкивался Владимир и с типичными «зимними» поломками в велосипеде:

— Из-за мороза ломалась собачка в Free Hub — это составляющая задней втулки, она находится за кассетой. Пришлось менять целиком колесо — переспицовка втулки Deore мне показалась нецелесообразной, поэтому пришлось купить колесо в сборе.

Также могут быть и проблемы с гидравлическими тормозами — тормозная жидкость имеет свойство вытекать из-за того, что сальник на морозе дубеет, трескается, в итоге ход ручки увеличивается, становится ватным.

Если в качестве тормозной жидкости используется минеральное масло, то, кроме того что у вас пропадают тормоза, имеется большая доля вероятности замаслить колодки и тормозную поверхность дисков, и тогда диск начнет проскальзывать. У меня такая проблема тоже была по молодости и неграмотности — мастера разные ремонтировали, колодки прокаливали, что только не делали, в итоге пока полностью не поменял тормоза, проблема не решилась. На зиму лучше ставить механические тормоза. Можно даже самые дешёвые — например, я одну зиму ездил с тормозами, которые отдал велодруг. Это были самые простые дешёвые тормоза — tektro novella — они ставятся на многие велосипеды среднего ценового диапазона. Эти тормоза вполне хорошо себя зарекомендовали для неспешных зимних покатушек.

Несмотря на обширные знания в велосипедных вопросах, Владимир не советует особенно напрягаться насчёт зимнего велотюнинга:

— Я считаю, что если зима не снежная, обычная «злая резина», обычный горный велосипед без какой-либо специальной подготовки справится. Велосипед в наших реалиях специфической подготовки не требует, но в гололёд ни на какой резине я бы выезжать не советовал. Ну и нужно, конечно, учитывать то, что темнеет рано, светлеет поздно — нужно ездить в шлеме и с включенным светом.

По снегу на велике — способ расслабиться

Владислав Савастей занимается велосипедной ездой года четыре: до этого велик был просто дворовым увлечением.

«Это как болезнь», — признаётся Владислав. Несмотря на относительно недавно появившееся увлечение, зимняя езда на велосипеде плотно вошла в ежедневный график молодого человека:

— Мне зимой интересно просто кататься, очень нравится по выпавшему снегу ездить, когда он совсем свежий. Летом жарко ездить, а зимой — прекрасно. Это приятно для души. Просто классно, я это обожаю.

Велосипед — основное средство передвижения Владислава. Например, за прошлое лето он ни разу не воспользовался общественным транспортом.

— Летом каждый день проезжаю километров 40−50, бывало и под 100. Если мне нужно куда-то проехать в городе, в какой-нибудь магазин, думаю: на автобусе или метро — пока дойдёшь-доедешь… А тут — из дома выехал и быстро куда нужно приехал.

Несмотря на неразлучность с велосипедом, специально к зиме Владислав своё транспортное средство не готовит:

— Я слежу за своим великом, тюнингую его, но тюнинг мало связан с особенностями зимней езды: просто поменял тормоза на более хорошие, систему новую поставил, пока что всё. То, что поставил резину получше — наверное, единственное, что сделал именно к зиме. А новая система хороша тем, что спереди «дабл» стоит — две звёздочки, и поэтому проще по городу перемещаться. Специальными примочками велик не оборудую — нет ни шипованной резины, ни каких-то особенных приспособлений. Как летом был, так зимой и начинаю ездить. Только вот покрышку побольше поставил сзади. И ещё фонарики светоотражающие недавно заказал, но пока стоят катафоты.

«Гидравлика — это как iPhone: мейнстрим, который не всегда обоснован»

Александр Шевченко не только ездит зимой, но и часто ремонтирует пострадавший от такой езды велотранспорт знакомых, поэтому разбирается в зимних примочках досконально. Но, как оказалось, даже на подготовленном к зиме велосипеде студенту не всегда удобно ездить:

— Зимой по городу ездить не очень удобно, потому что повсюду реагенты. Мне жалко портить велосипеды. У меня 2 велосипеда, оба нормального класса. На дорожную химию велики нужны попроще.

После поездки нужно чистить велик, не всегда удобно в будние дни это делать. Поэтому зимой на велосипеде езжу в основном на тренировки, а вот на учёбу — общественным транспортом.

Решающей в плане зимнего катания для Александра оказалась возможность хорошей тренировки:

— Езжу, наверное, потому что это повышает навык вождения, хоть я любительски занимаюсь. Во время гонок часто придумывают сложные трассы, могут возникнуть непредвиденные ситуации, а зимние «покатушки» — это своеобразная тренировка. Да и свою физическую форму нужно поддерживать.

Александр отмечает важность зимней велоэкипировки, говорит, что обязательно должна быть специальная спортивная одежда:

— Вся экипировка велосипедиста зимой в основном состоит из термобелья. Хорошая экипировка стоит хороших денег, но лучше не экономить на этом. Обычные куртки, конечно, тёплые, но для велосипедной езды не подходят. Главное, чтобы люди в обычной одежде не катались — не очень удобно, да и неправильно это. И важно уделять внимание перчаткам.

Отмечая важность экипировки, особенно шлема, Александр признаётся: опыт опытом, но можно грохнуться, особенно зимой. Да и мало ли, мол, какие могут быть ситуации. В ходе разговора выясняется, что Александра однажды вообще сбили:

— В прошлом году в феврале я выезжал за город и меня машина сбила. Я бедро ушиб, было сотрясение. В таких случаях ключицу обычно ломают, но у меня обошлось, легко отделался. Водитель потом компенсацию платил — там был спорный момент, и мы с ним договорились.

Рассказал Александр и про своеобразные «велосипедные тренды», по мнению парня, не всегда оправданные:

— На велосипедах бюджетного уровня зачастую устанавливают гидравлические тормоза, но это не самая надёжная деталь. Качество оставляет желать лучшего, выходят из строя они очень часто. Почему гидравлику ставят на велосипеды такого класса? Наверное, потому что такие тормоза сейчас в неком тренде, как iPhone. Неважно, как они там будут работать, главное — чтобы они стояли на велосипеде.

Что касается колес, то сильно накачивать их не нужно, они должны быть накачаны на минимально допустимом давлении.

Шипованную резину я пока не ставил. Пробовал сам её сделать, саморезы вкручивать — это бюджетный вариант, потому что промышленная резина такого типа очень дорогая.

«Езжу зимой для экономии средств»

Антон Сурмин тоже рассекает зимой на двухколёсном друге — правда, не по столичным сугробам, а по Витебским. Велосипед он использует для экономии денег и времени:

 — Это намного дешевле, чем ездить на общественном транспорте. До работы проблемно добираться на автобусах-троллейбусах, да и очень долго, на велосипеде намного быстрее и удобнее.

Антон утверждает, что плохая погода — не помеха выезжать на зимние «покатушки».

— Общественным транспортом пользуюсь крайне редко, в том случае если велосипед на ремонте. В зимнее время катаюсь в любую погоду, никакие дожди и снегопады не заставят меня отказаться от велосипеда и пересесть на автобус.

Несмотря на такие действительно экстремальные наклонности, парень признаётся, что велосипед он оборудует не очень профессионально:

— Из-за того, что рано темнеет, использую обычный велосипедный фонарик. Когда наступает настоящая зима, ставлю на велосипед зимнюю резину. Одеваюсь тоже нехитро: зимние куртка и ботинки, штаны и тёплые перчатки. Так что не отморожусь.