Пользователь AUTO.TUT.BY Александр спрашивает:

"Пункт 63 ПДД РБ гласит:  Перед разворотом, поворотом налево или направо водитель обязан, не создавая препятствия и опасности для движения других участников дорожного движения, занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда поворот при въезде на перекресток и выезде с него совершается в тех местах, где организовано круговое движение, а также в местах, где направление движения по проезжей части дороги (перекрестку) определено дорожными знаками и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

Означает ли это, что я, двигаясь по дороге, разделенной на полосы, могу совершать разворот в разрешенном месте вне перекрестка с любой части крайней левой полосы (если этих полос, к примеру, 3 в одном направлении), не учитывая положение своего авто на этой полосе (слева на левой полосе, по центру на левой полосе или справа на левой полосе)?
".
 
На вопрос отвечает Юрий Краснов:

Читая пункт 63 ПДД, нужно, прежде всего, разобрать термин "крайнее положение на проезжей части дороги".

Крайнее правое (левое) положение на проезжей части дороги — положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенной для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств (мотоциклов, мопедов, велосипедов) соответственно правее (левее) в попутном направлении.

В данном термине нет упоминания про полосу движения. Сказано лишь про проезжую часть дороги. Проезжая часть может быть разделена разметкой на две части, предназначенные для попутного и встречного движения. Кроме этого, каждый участок (встречный и попутный) проезжей части может быть разделен разметкой на полосы движения.

Выходит, что, даже несмотря на то, что есть полосы разметки, водитель транспортного средства обязан перед маневром разворота или левым поворотом прижаться как можно левее на своей половине проезжей части дороги, чтобы между им и линией (условной или обозначенной разметкой), разделяющей встречные потоки, не могло двигаться даже одноколейное транспортное средство.

Для многополосной дороги таким транспортным средством может быть только мотоцикл, так как водителям велосипедов и мопедов поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах запрещено.

Но вы задаете вопрос: "Могу ли я на многополосной дороге, обозначенной разметкой, совершать разворот, находясь в левой крайней полосе на середине нее или находясь в левой крайней полосе правее?". Конечно, можете.

Ведь есть в Правилах еще пункт 66, который допускает производить отступление от требований пункта 63, если транспортное средство из-за своих габаритов либо по другим причинам не может выполнить разворот, поворот налево или направо с соблюдением требований 63-го пункта. Но есть оговорка: если это не создаст препятствия для движения других участников дорожного движения.

Отсюда возникает вопрос:

"А можете ли вы создать препятствие для движения других участников дорожного движения, находясь в пределах левой крайней полосы движения, но не заняв при этом крайнее левое положение на проезжей части дороги?"

Дело в том, что если вы находитесь на автомобиле в пределах полосы движения, обозначенной горизонтальной разметкой, то никто не имеет права проезжать рядом с вами левее или правее от вашего автомобиля. Ведь полоса движения предназначена для движения транспортных средств в один ряд. Двигаться не в один ряд могут только мотоциклы.

Получается, что если водитель мотоцикла не занял крайнее левое положение даже в пределах левой крайней полосы, то слева от него в соответствии с ПДД может проехать другой мотоциклист.

Если в полосе находится автомобиль, то мотоциклист не имеет права двигаться рядом с ним в одной и той же полосе движения, а другой автомобиль не может проехать физически.

Периодически все же происходят дорожно-транспортные происшествия, когда один водитель пытается развернуться или повернуть налево, а другой пытается объехать его слева.

Чтобы не попасть в такое ДТП, нужно выполнять следующие меры предосторожности:

Нужно понимать, что когда водитель, подъезжающий сзади, видит, что движущееся впереди транспортное средство смещается правее, он сразу же думает, что автомобиль будет смещаться еще правее. К сожалению, с этим ничего поделать нельзя, так как это уже устоявшаяся манера поведения водителей, возникшая из-за недостатка знаний в области психологии. Водитель придумывает себе то, чего не будет, так как ему такой вариант развития событий более удобен.

В итоге, думая неправильно, водитель продолжает движение с прежней скоростью или, что еще хуже, начинает увеличивать скорость. И тот, и другой вариант в итоге приводят к тому, что потом водитель не имеет возможности остановиться до остановившегося или медленно двигающегося переднего автомобиля, водитель которого уже начал выполнять маневр.

Что делает водитель? Он не находит ничего лучшего, чем выехать на встречную полосу движения. Ну а там уже и происходит удар, то есть ДТП.

Потом виновник столкновения, естественно, хочет снять с себя вину за произошедшее. Он утверждает, что передний водитель перед выполнением маневра не занял крайнее левое положение на проезжей части дороги и создал аварийную обстановку, вынудив подъезжающего сзади водителя применить экстренное торможение и резко изменить направление движения.

Самое интересное то, что изначально задний водитель вообще не мог проехать слева у переднего автомобиля. Там для него просто не было места. Но после ДТП оба автомобиля уже частично или полностью стоят на встречной полосе, и установить место, с которого передний водитель начал совершение маневра, проблематично, так как после удара и автомобили могут сместиться, и может измениться угол поворота передних колес. А это самый принципиальный момент при установлении вины: было ли достаточно пространства для проезда у заднего водителя перед тем, как передний водитель начал выполнять маневр?





Поэтому перед совершением разворота или поворота налево надо обязательно следить за поведением  водителя автомобиля, который движется сзади. Если видно, что он едет на опасной скорости, нельзя начинать маневр. Нужно оставаться на своей стороне проезжей части дороги. Лучше пускай он пронесется мимо по встречной, чем  потом возникнут проблемы с доказательством виновности-невиновности.

-10%
-20%
-47%
-15%
-30%
-15%
-20%