• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    262728293012
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31123456
реклама

реклама
реклама


Офтоп


На старых фотографиях Минска нет-нет да и увидишь иностранные машины. Откуда они попадали в страну, закрытую «железным занавесом»? На сайте CityDog.by разбирался блогер Александр Лычавко.

Несмотря на, казалось бы, закрытую границу и ограничение контактов с иностранцами, импортные автомашины появлялись в Стране Советов несколькими путями.

Во-первых, иностранные машины закупали (порой очень окольными путями) наши автозаводы, НИИ и конструкторские бюро для изучения технической начинки моделей, чтобы потом ее творчески переосмыслить и поставить на конвейер уже продукт советской разработки.

Во-вторых, по территории Советского Союза проходило немало международных ралли и отдельных автопробегов — тогда на наших улицах могло быть сразу несколько иномарок, если не десятков. Вот, например, в 1956 году французские журналисты из еженедельника Paris Match Доминик Лапьер и Жан-Пьер Педраззини с женами отправились в автопробег протяженностью 15 тысяч километров по маршруту Париж — Варшава — Минск — Москва — Горький — Харьков — Киев — Сухуми — Тбилиси — Сочи — Краснодар — Харьков — Москва — Минск — Париж. Подробно эту историю можно почитать здесь, а вот и фото универсала Simca Vedette Marly с французами на площади Победы в Минске.

«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.
«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.

В-третьих, иностранный автомобиль могли подарить какому-нибудь выдающемуся советскому гражданину. Скажем, Брежневу то и дело дарили представительские автомобили (частенько — руководители стран, в которые генсек прибывал с визитом), а Юрию Гагарину аэрокосмический концерн Matra подарил голубой спорткар Matra Bonnet Djet 5.

В-четвертых, иномарки приобретались киностудиями для съемки фильмов о зарубежье. «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Электроника» и многие другие киноленты показывают нам забугорную жизнь с порой вычурными машинами, чуждыми советской школе автодизайна.

В-пятых, автомобили социалистической заграницы закупали партиями для работы в советских учреждениях, на заводах и фабриках, в автобазах и автопарках. Трамваи, троллейбусы и самосвалы Škoda и Tatra, автобусы Ikarus и так далее — пожалуй, это самые яркие примеры импорта иностранной автотехники из дружественных нам стран.

Вот на фрагменте известного фото 1964 года Жака Дюпакье мы видим улицу Захарова в Минске. За грузовиком достаточно редкой модификации ГАЗ-53Ф можно разглядеть легковушку с еще старыми, желтыми номерами. Это Škoda 1201, а третья фара над лобовым стеклом говорит нам, что это, скорее всего, автомобиль скорой помощи. На еще одном снимке Дюпакье можно разглядеть такую же «Шкоду», припаркованную у входа в Дом правительства.

В-шестых, иностранные машины могли привозить наши граждане из командировок или военной службы за границей. В конце восьмидесятых военные везли из Германии на родину «Трабанты» и «Вартбурги», кто-то где-то раздобывал румынскую «Дачию», ну а кто-то обходился машинами из и вовсе «не заграницы» — из Польши.

В Польше выпускалось немало автомобилей. Слагали анекдоты про «Малюх» — Polski Fiat 126р, но польская автопромышленность была представлена более широко. Polski Fiat 125p — почти близнец нашего «жигуленка», такие тоже встречались в Минске. Кому-то удавалось привезти Polonez.

Ниже на фото улицы Ленина аккурат под портретом вождя виден белый фургон. Это Nysa 521/522 — автомобиль из польского города Ныса, который выпускался на заводе Fabryka Samochodów Dostawczych (бывшей мебельной фабрике) также в пассажирском, милицейском, медицинском исполнении. «Ныса», получившая у нас ласкательное имя «нюська», официально экспортировалась в СССР.

А вот на фото у здания НИИ галургии (мы его знаем по ресторану «Белая вежа») по улице Максима Горького (сейчас — Богдановича) в сторону улицы Киселева едет еще один польский фургон — марки Żuk. Он выпускался в Люблине на заводе Fabryka Samochodów Ciężarowych в разных исполнениях и тоже поставлялся в СССР.

Еще из социалистических иномарок отметим фургон Avia семейства А15/А20/A30, выпускавшийся в Чехословакии. У нас эти машины были в основном синего цвета, нередко использовались как почтовые фургоны и как машины со звукоусилительной аппаратурой для митингов, демонстраций, концертов. Вот один такой синий красавчик рассекает пустой проспект Газеты «Правда» в сторону улицы Голубева.

От автомобилей соцстран перейдем к машинам государств капиталистических. И поможет нам в этом Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца президента США Джона Кеннеди. Вот черно-белый снимок на Центральной площади Минска, где еще стоит памятник Сталину. Кто эти люди в окружении машины и не сам ли это Освальд стоит в клетчатой рубашке, можно почитать страничку из дела здесь.

Есть и увеличенный фрагмент цветной версии этого кадра. Мы видим, что автомобиль — кабриолет, что у него британские номера и что тем не менее руль у него расположен слева. С помощью блогера и любителя «автокорчей» Владимира Садовского мы разгадали, что это Singer Gazelle III, выпускавшийся с 1958 по 1963 год.

Фрагмент фото с почти пустым Ленинским проспектом, на котором всего лишь по две полосы движения в каждую сторону. Стоят еще обе «глушилки», ближе к монументу Победы можно разглядеть оранжевый «Икарус». В правой части кадра — красный Volkswagen Transporter T2 (1967−1979) с прицепом, на котором швейцарские номера.

Недавно CityDog.by писал о том, как московский диссидент Виктор Сокирко летом 1982 года приезжал с семьей в Минск. В статье сказано, что «Виктор Сокирко приезжал в Минск до и после этого путешествия и в этих поездках, видимо, также делал снимки города». На одном из кадров площади Ленина мы видим перед Домом правительства несколько автомобилей: «Москвич» и «горбатый „Запорожец“» слева, а также две иномарки справа. В белой иномарке легко угадывается французский Citroen DS, а модель правой четко определил Владимир Садовский: это Opel Rekord C (выпускался в 1966—1971 годах). Номера у «Опеля» тоже швейцарские.

А вот фото из книги Василия Коледы «Мінск учора і сёння». Фотограф снимает площадь Ленина с подъемного крана, который возводит высотный корпус пединститута. В центре площади — ни много ни мало — двухэтажный автобус. Жаль, что сгиб на развороте книги мешает нам его рассмотреть детальнее.

Кстати, об автобусах. С 1957-го и по крайней мере по сентябрь 1960 года английская компания Excelsior European Motorways пускала автобусы по регулярному маршруту Лондон — Москва. Тур длился 15 дней, две ночи туристы проводили в Варшаве и шесть раз ночевали в Москве. По маршруту ходил автобус марки Bedford в исполнении кузовного ателье Plaxton. Вот он попал в кадр фильма 1958 года «Мы живем в Минске».

Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон – Москва курсирует теперь через наш город».
Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон — Москва курсирует теперь через наш город».

В этом же фильме мы видим и еще один автопробег — на знаменитых автомобилях «Дю-шево»: Citroën 2CV. В кадре их сразу четыре штуки. А вот приветливо машущие им минчане стоят прямо на проезжей части.

«А эти туристы торопятся на Детскую железную дорогу», — говорит закадровый голос. Детинушки на автомобиле почившей марки De Soto (модель Fireflite 1956 года) явно нарушают правила дорожного движения. К тому же едут в обратную сторону: сзади промелькнула башня КГБ, впереди их ждет площадь Ленина и, возможно, ресторан фабрики-кухни. В правой части кадра тоже какая-то иномарка.

А завершим рассказ об иномарках фотографиями знаменитого мотеля под Минском, на Брестском шоссе. Это хоть и не совсем в столице, зато там чуть ли не ежедневно в советское время можно было видеть зарубежные машины. Вот опять два снимка, сделанных с разницей в несколько минут. Похоже, фотограф поймал момент то ли автопробега, то ли слета любителей Alfa Romeo: слева бордовая Alfa Romeo GT, затем зеленый Volkswagen Karmann Ghia (1955−1975), дальше зеленая Alfa Romeo Giulietta и две машины — зеленая и белая — опять-таки Alfa Romeo GT.

На этом фото Alfa Romeo Giulietta уже уехала, справа за белой Alfa Romeo GT припарковался какой-то седан, за которым — белый Fiat 500.

Наконец третье фото — с иностранного аукциона. Сам придорожный кемпинг с рестораном не выжил, а остановка пригородных автобусов так до сих пор и называется — «Мотель».

Фотографий советского Минска с иностранными машинами больше, чем в нашей подборке. Но зачастую автомобили очень мелкие или нечеткие — так, что их трудно распознать. Как, например, на этом снимке ГУМа. Видите эту черную машину справа?

Читайте также:

Минчанки на больших автомобилях: «Не успеваю замечать реакцию водителей на себя»

Минские школьники, которые решили не поступать в вуз: «Недавно купил автомойку, я теперь учредитель»

Безумный Минск: граффити «стерва» на авто и попрошайки ананасов

Комментарии с форума

  • onnik 28 марта 2016 в 13:43 из Беларуси

    Неужели правда то, что человек, считающий что раньше было лучше, - просто стареет?...

  • A.KURZ_Антонов 28 марта 2016 в 14:55 из Беларуси

    onnik (28.03.2016 13:43) писал(a):
    Неужели правда то, что человек, считающий что раньше было лучше, - просто стареет?...
    Отнюдь, уважаемый - ностальгия всем возрастам присуща!

  • AlexDigger 28 марта 2016 в 15:55 из Беларуси

    metro84 (28.03.2016 15:50) писал(a):
    Помнится мне,что почти все иностранцы,приезжающие или проезжающие в Минск или через Минск останавливались в гостинице"юбилейная".Там всегда полно было иностранных машин и автобусов.Я часто проезжал мимо,так как жил неподалёку и не упускал случая сойти возле этой гостиницы и поподробнее рассмотреть иностранную автотехнику.Иногда даже удавалось выпросить у иностранцев дефицитную в то время жвачку или брелоки.Эх,в чём то время было конечно классное.Радовались всяким мелочам.не то что сейчас.Всё есть вроде,но радости нет.
    Есть полтора десятка цветных советских фото этой гостиницы (не считая черно-белых), но на всех она снята или издалека, или сбоку с высоты, и рассмотреть машины детально не получается. С уважением, автор.

  • distu.rb-7 28 марта 2016 в 16:10 из Беларуси

    В СССР была афигительна.Калхоз.

  • vitalife_111 28 марта 2016 в 19:31 из Европы

    И хоть это уже порядком избитая фраза, но все же повторю ее: как же много зелени на проспекте Ленина, и как же ее мало сейчас.

  • dr.Zlо 28 марта 2016 в 20:18 из Германии

    эти машины просто прекрасны. классика.

  • dr.Zlо 28 марта 2016 в 20:20 из Германии

    distu.rb-7 (28.03.2016 16:10) писал(a):
    В СССР была афигительна.Калхоз.
    вообще-то в городах, ПГТ было отлично

  • segoga 28 марта 2016 в 20:22 из Беларуси

    на последнем фото вроде как не иностранная машина, а черная Волга..

  • Саша_Сашев 28 марта 2016 в 20:31 из Беларуси

    Варбурги и Дачи в конце 80х закупил МНПЗ за валюту для рабочих предприятия...Но круче Опель Адмирала принадлежавшего нашему согражданину в 1983 гг Я не встречал..

  • 0berkorn 28 марта 2016 в 21:28 из Беларуси

    onnik (28.03.2016 13:43) писал(a):
    Неужели правда то, что человек, считающий что раньше было лучше, - просто стареет?...
    Чистая правда. Сидят 2 старых деда на скамейке. Один говорит:"Вот при поляках было настоящее молоко, а сейчас просто вода белая, одно название". Второй спрашивает:"А с чего ты взял?" - Да, говорит, раньше при польше ещё, кружку молока навернёшь, и целую ночь стоит. А сейчас хоть бидон выпей, толку никакого. И трава была зеленее, и девки моложе, и речи партии родной были слаще. А щас сидишь как дурак с бутылкой "Крыжачка"(тм) и пенсия всё дальше. Как морковка привязанная к удочке перед мордой лица осла.

  • 0berkorn 28 марта 2016 в 21:32 из Беларуси

    segoga (28.03.2016 20:22) писал(a):
    на последнем фото вроде как не иностранная машина, а черная Волга..
    Фото нечёткое. Мот и "Волга". Но она же была с чего то слизана. Как было слизано всё в совке. А потом и это... как корова языком слизала. Короче, или "Волга" или (например) Форд Фалкон.

  • mirumir 28 марта 2016 в 22:53 из Беларуси

    Посмотрел фотку площади Ленина с двухэтажным автобусом. Есть шансы, что он - внимание, я не пьян - вверху со спальными местами. Я жене недавно о нём рассказывал. Было в детстве яркое впечатление. Возле ВДНХ припаркован иностранный автобус. Времена - советские, год примерно 85-й, можете представить интерес пацаненка, то бишь меня. Прибежал смотреть- а на втором этаже -некие аналоги купе с постелями. Я офигел и навсегда запомнил. Фишка в том, что цвета очень похожи. Вот прикол, если это тот самый бус из детства?

  • Norman_Reedus 29 марта 2016 в 08:08 из Беларуси

    В минске не было иностранных автомобилей, автор жжот. Были в прибалтике и москве. Проблема была не только в дороговизне их и малом количестве людей, ездивших за границу ссср, сложности с госрегистрацией, но главное - с отсутствием сервиса для них и полным отсутствием запчастей. Поэтому единичные экземпляры иностранных авто попадали в минск, проезжая транзитом по трассе брест-москва. Гостиница юбилейная была единственной в минске из системы "интурист", которой разрешено было принимать иностранцев. Ралли были невероятно редким явлением, после 60х их вроде вообще не было, больше машин попало во время олимпиады-80, когда действительно было много иностранцев из европы. В обычное время иностанцами были обучающиеся студенты и специалисты из отсталых африканских стран и арабских стран. В беларуси еще были т.н. трофейные авто производства германии, попросту конфискованные(украденные) вернувшимися из германии военнослужащими, это были бмв, мерседесы и т.д. Эти раритетные авто по мере старения выбрасывались на металлолом, а зря, сейчас за них можно было бы получить немалые деньги от

  • AlexDigger 29 марта 2016 в 11:21 из Беларуси

    mirumir (28.03.2016 22:53) писал(a):
    Посмотрел фотку площади Ленина с двухэтажным автобусом. Есть шансы, что он - внимание, я не пьян - вверху со спальными местами. Я жене недавно о нём рассказывал. Было в детстве яркое впечатление. Возле ВДНХ припаркован иностранный автобус. Времена - советские, год примерно 85-й, можете представить интерес пацаненка, то бишь меня. Прибежал смотреть- а на втором этаже -некие аналоги купе с постелями. Я офигел и навсегда запомнил. Фишка в том, что цвета очень похожи. Вот прикол, если это тот самый бус из детства?
    Автобус похож на Leyland PD2. С уважением, автор.

  • Ротмистр 29 марта 2016 в 15:44 из Беларуси

    Старий_человек (28.03.2016 15:13) писал(a):
    Может лучше и небыло, но, что люди были добрее и жилось веселее, я уверен и знаю на 100%.
    Вот поэтому и было лучше.

  • dziima 29 марта 2016 в 15:51 из Европы

    onnik (28.03.2016 13:43) писал(a):
    Неужели правда то, что человек, считающий что раньше было лучше, - просто стареет?...
    Будет тебе иномарка, как безработным станешь. В СССР безработицы не было

  • mirumir 29 марта 2016 в 21:38 из Беларуси

    AlexDigger (29.03.2016 11:21) писал(a):
    Автобус похож на Leyland PD2. С уважением, автор.
    Автобус очень похож на Leyland. https://en.wikipedia.org/wiki/Leyland_Olympian#/media/File:ChesterBus_Olympian_01.jpg Думаю, что скорее такой Но перерыл весь нет, не нашёл упоминание про спальные места на втором этаже.

  • Ангина 29 марта 2016 в 21:49 из Беларуси

    Высотный корпус пединститута строили уже после 90 года, может в 95. Тогда уже много было разных машин