• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2829301234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930311
реклама

реклама
реклама


Офтоп


Восемьдесят лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 («эмка»). Об одном из символов советской эпохи корреспонденту ТАСС рассказала директор Музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

«Она стала символом советского автопрома, который заявил о себе и смог создать такой комфортабельный для того времени автомобиль. Ей писались стихи, ее снимали в кино, использовали в хозяйстве, с ней жили», — отметила собеседница.

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому «М-1» в названии автомобиля расшифровывалось как «Молотовец-1».

«Этот автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам и водителям, и они в просторечии его стали называть „эмка“, „эмочка“, а „Молотовец“ не прижился», — отметила директор.

Первый во всем

По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик «эмки» и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь «эмки» проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100−105 км/ч.

«В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году вместе с другим символом СССР той эпохи — «Рабочим и колхозницей», — сказала директор.

Прорыв в автомобилестроении

Во время проектирования «эмки» рождалась советская конструкторская школа, которая затем послужила толчком развития легкового автомобилестроения в СССР.

«К примеру, Анатолий Кригер, который принимал участие в создании автомобиля, потом стал главным конструктором ЗИЛа. Александр Кириллов, который занимался проектированием кузова „эмки“, стал замом главного конструктора завода АЗЛК, Юрий Сорочкин был потом главным конструктором ПАЗа и ЗАЗа», — отметила Колесникова.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось.

«Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ- А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и «эмку», когда появилась «Победа», — добавила собеседница.

С момента выпуска и до середины 40-х годов «эмка» была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля — цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу для чиновников и номенклатуры.

«Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги. К примеру, подарили Стаханову», — сказала Колесникова.

Автомобиль маршалов Победы

Во время войны «эмка» была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную «эмку» ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации «эмки» — БА-64 и БА64Б.

«У водителя Жукова, который ездил на ГАЗ-61, есть такая фраза: „В войну трактора стояли, а мы ехали“ — это говорит о том, что у нее практически не было препятствий», — отметила собеседница.

С началом войны все владельцы «эмок» по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного.

Строки «эмке» в своем произведении «Песенка военных корреспондентов» посвятил Константин Симонов: «Есть, чтоб выпить, повод — За военный провод, За „У-2“, за „эмку“, за успех».

Большое семейство автомобилей

«Эмка» стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

«Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме «Светлый путь», где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле — это тоже «эмка», — отметила Колесникова.

«Ошибочное мнение, что „эмка“ — это „Черный воронок“. Это не так. „Воронком“ называли фургон либо маленький автобус, который использовали при арестах. „Эмка“ косвенно принимала участие в репрессиях. На ней, конечно, могли арестовать высокого партийного чиновника, но массово, конечно же, нет», — подчеркнула директор музея. — Все же это светлый символ советской эпохи, символ прорыва нашего автомобилестроения".

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.

Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций «эмок».