реклама

реклама
реклама


Офтоп


Восемьдесят лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 («эмка»). Об одном из символов советской эпохи корреспонденту ТАСС рассказала директор Музея истории ГАЗа Наталья Колесникова.

«Она стала символом советского автопрома, который заявил о себе и смог создать такой комфортабельный для того времени автомобиль. Ей писались стихи, ее снимали в кино, использовали в хозяйстве, с ней жили», — отметила собеседница.

Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому «М-1» в названии автомобиля расшифровывалось как «Молотовец-1».

«Этот автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам и водителям, и они в просторечии его стали называть „эмка“, „эмочка“, а „Молотовец“ не прижился», — отметила директор.

Первый во всем

По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик «эмки» и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.

Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь «эмки» проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100−105 км/ч.

«В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году вместе с другим символом СССР той эпохи — «Рабочим и колхозницей», — сказала директор.

Прорыв в автомобилестроении

Во время проектирования «эмки» рождалась советская конструкторская школа, которая затем послужила толчком развития легкового автомобилестроения в СССР.

«К примеру, Анатолий Кригер, который принимал участие в создании автомобиля, потом стал главным конструктором ЗИЛа. Александр Кириллов, который занимался проектированием кузова „эмки“, стал замом главного конструктора завода АЗЛК, Юрий Сорочкин был потом главным конструктором ПАЗа и ЗАЗа», — отметила Колесникова.

Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось.

«Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ- А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и «эмку», когда появилась «Победа», — добавила собеседница.

С момента выпуска и до середины 40-х годов «эмка» была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.

С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля — цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу для чиновников и номенклатуры.

«Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги. К примеру, подарили Стаханову», — сказала Колесникова.

Автомобиль маршалов Победы

Во время войны «эмка» была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную «эмку» ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации «эмки» — БА-64 и БА64Б.

«У водителя Жукова, который ездил на ГАЗ-61, есть такая фраза: „В войну трактора стояли, а мы ехали“ — это говорит о том, что у нее практически не было препятствий», — отметила собеседница.

С началом войны все владельцы «эмок» по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного.

Строки «эмке» в своем произведении «Песенка военных корреспондентов» посвятил Константин Симонов: «Есть, чтоб выпить, повод — За военный провод, За „У-2“, за „эмку“, за успех».

Большое семейство автомобилей

«Эмка» стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.

«Пожалуй, самой забавной стала модель ГАЗ-1140, которая не дошла до наших дней. Ее можно увидеть в фильме «Светлый путь», где Любовь Орлова в мечтах летает над Москвой на умопомрачительном по красоте автомобиле — это тоже «эмка», — отметила Колесникова.

«Ошибочное мнение, что „эмка“ — это „Черный воронок“. Это не так. „Воронком“ называли фургон либо маленький автобус, который использовали при арестах. „Эмка“ косвенно принимала участие в репрессиях. На ней, конечно, могли арестовать высокого партийного чиновника, но массово, конечно же, нет», — подчеркнула директор музея. — Все же это светлый символ советской эпохи, символ прорыва нашего автомобилестроения".

Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.

Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций «эмок».

Комментарии с форума

  • gnomik-tolik 16 марта 2016 в 17:38 из Беларуси

    Про технологии и прорывы не скажу, но машина красивая. С Днём рождения?

  • Саша_Сашев 16 марта 2016 в 18:25 из Беларуси

    Видел ее у коллекционера в москве ..Но из колес была только оригинальная запаска,а салон , да,кроваво красный , оригнальныйи

  • southnorth 16 марта 2016 в 18:29 из США

    igor02 (16.03.2016 17:05) писал(a):
    В войну выпускались и броневые модификации «эмки» - БА-64 и БА64Б. Читать полностью: http://auto.tut.by/news/offtop/488728.html Вообще-то БА-64 и БА-64Б выпускались на базе джипа ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Эмка здесь не при чем. Но журналисты, они такие...
    Очевидная опечатка, вместо БА-20

  • southnorth 16 марта 2016 в 19:17 из США

    В статье как-то странно описано то, что основной задачей модификации и новой модели было упрощение конструкции, приспособлении ее к возможностям советской промышленности. Форд-А, со сборки которого начался ГАЗ в 1932 (по законной лицензии), собирался с трудом, и его надо было изменить. Гнаться за новыми моделями Форда (выпуск А в США закончился в 1932, когда ГАЗ открывался) смысла не было, и нужна была своя, "местная".

  • southnorth 16 марта 2016 в 19:18 из США

    igor02 писал(a):
    текст сообщения удален
    Они как бы потом писали про ГАЗ-61, а оттуда уже и БА-64. Но, конечно, это уже после М-1.

  • nik_cooper 16 марта 2016 в 19:49 из Беларуси

    а почему про Андрея Липгарта не вспомнили?

  • id322753697 16 марта 2016 в 20:51 из России

    напоминает мерседес Штирлица

  • eicheholz 16 марта 2016 в 20:58 из США

    По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами.
    Да ладно, Форд он и и в африке Форд. Слава американским инженерам!!!

  • Мaша_и_Медведи 16 марта 2016 в 22:31 из Беларуси

    gnomik-tolik (16.03.2016 17:38) писал(a):
    Про технологии и прорывы не скажу, но машина красивая...
    Для середины-конца 30-х - устаревшая.

  • bullet 16 марта 2016 в 23:18 из Великобритании

    В таких увозили на расстрел

  • allog 17 марта 2016 в 00:34 из Беларуси

    как-то даже умиляет "Она стала символом советского автопрома" "использовали в хозяйстве, с ней жили" "первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован" "Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь «эмки» проектировались в России" " Купить ее в магазинах было нельзя" "Любили дарить этот автомобиль за особые заслуги" "С началом войны все владельцы «эмок» по автообязательству сдали их в фонд обороны. Им выдавалось специальное удостоверение. Государство обязывалось возвратить по нему автомобиль. Однако таких примеров было немного." Читать полностью: http://auto.tut.by/news/offtop/488728.html

  • Титя_Семенович 17 марта 2016 в 02:21 из Беларуси

    То чувство, когда знаешь историю ГАЗа лучше, чем директор Музея истории ГАЗа ... =Восемьдесят лет назад... началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 («эмка»).= =ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford)= Не хотел портить праздник, но на самом деле "ГАЗ-А - первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Всего было выпущено 41 917 машин" - неплохо для "штучной" сборки!

  • Титя_Семенович 17 марта 2016 в 03:20 из Беларуси

    =По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами.= Кому они эту чушь втирают? Каждый школьник знает, что "эмка" - это адаптированный для суровых российских условий Форд-40А.

  • Титя_Семенович 17 марта 2016 в 03:22 из Беларуси

    Статью писал полный полный неуч в автомобильной истории и терминологии, одни только "литые колеса" и "более 80 тысяч модификаций «эмок»" чего стоят. А тутбай эту чепуху перепечатал не глядя.

  • southnorth 17 марта 2016 в 05:40 из США

    Титя_Семенович (17.03.2016 03:20) писал(a):
    =По словам Колесниковой, «эмка» занимает особое место в истории автопрома, потому что это был первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами.= Кому они эту чушь втирают? Каждый школьник знает, что "эмка" - это адаптированный для суровых российских условий Форд-40А.
    Насколько я знаю, Model 40 выпускалась только в 8-цилиндровой версии. Не так уж много СССР мог воспроизвести, хотя внешний дизайн, изменение гриля было тоже, что и у Форда в 1932-1934 (простейший из которых назывался Model B, а 40 был уже "повыше"). Model B скоро перестали делать, так как американцев не влекли уже слишком простые автомобили, которые были всего на пару десяток дешевле, а 8-цилиндровые стали основными.

  • southnorth 17 марта 2016 в 06:02 из США

    Титя_Семенович (17.03.2016 02:21) писал(a):
    То чувство, когда знаешь историю ГАЗа лучше, чем директор Музея истории ГАЗа ... =Восемьдесят лет назад... началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 («эмка»).= =ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford)= Не хотел портить праздник, но на самом деле "ГАЗ-А - первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Выпускался с 1932 по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе и с 1933 по 1935 год на московском заводе КИМ. Всего было выпущено 41 917 машин" - неплохо для "штучной" сборки!
    Все определяется в сравнении. Ford-A был выпущен в США в количестве больше в 120 раз за примерно столько же лет (но раньше).

  • southnorth 17 марта 2016 в 06:11 из США

    id322753697 (16.03.2016 20:51) писал(a):
    напоминает мерседес Штирлица
    Да, многие тогда были похожи на Packard 1932 (вышедший тогда с 12-цилиндровой седаном). И MB (включая в W143, его лучшей модели, на которой ездил Штирлиц) пытался быть похожим на Форды 1933 года (на которых равняли и М-1), но, конечно, Германии было еще очень далеко до уровня США, как в мощности двигателей, так и в производстве, которое было скорее на советском уровне.

  • limonmod 17 марта 2016 в 09:49 из Беларуси

    Ну вообще то это ЛИЦЕНЗИОННАЯ (прям как копейка) копия, Ford Model 40A, хотя и адаптированная под местное производство. Первым автомобилем СВОЕЙ разработки была Победа если уж на то пошло.

  • zzmeyz 17 марта 2016 в 10:52 из Беларуси

    Потрясающе безграмотная статья

  • Люди_В Курсе 17 марта 2016 в 12:05 из Беларуси

    southnorth (17.03.2016 06:11) писал(a):
    Да, многие тогда были похожи на Packard 1932 (вышедший тогда с 12-цилиндровой седаном). И MB (включая в W143, его лучшей модели, на которой ездил Штирлиц) пытался быть похожим на Форды 1933 года (на которых равняли и М-1), но, конечно, Германии было еще очень далеко до уровня США, как в мощности двигателей, так и в производстве, которое было скорее на советском уровне.
    По книге Штирлиц ездил на Хорьхе - довольно редкой тогда модели, совершенно не подходящей для офицера СД. Ляп Юлиана Семенрва.

  • Люди_В Курсе 17 марта 2016 в 12:07 из Беларуси

    Во время проектирования «эмки» рождалась советская конструкторская школа Читать полностью: http://auto.tut.by/news/offtop/488728.html Переделка уже снятого с производства Форда - великое достижение!

  • Люди_В Курсе 17 марта 2016 в 12:09 из Беларуси

    southnorth (17.03.2016 06:11) писал(a):
    Германии было еще очень далеко до уровня США, как в мощности двигателей, так и в производстве, которое было скорее на советском уровне.
    Но в гонках-то немцы лидировали. Их Аудям и Серебряной Стреле от Мерседеса не было равных.

  • Люди_В Курсе 17 марта 2016 в 12:11 из Беларуси

    zzmeyz (17.03.2016 10:52) писал(a):
    Потрясающе безграмотная статья
    Мне особенно вот этот ляп понравился: " Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций «эмок». Читать полностью: http://auto.tut.by/news/offtop/488728.html "

  • вася_василевич 17 марта 2016 в 15:48 из Беларуси

    bullet (16.03.2016 23:18) писал(a):
    В таких увозили на расстрел
    Пришло время опять выпустить десяток-другой таких машин на наши улицы

  • Титя_Семенович 17 марта 2016 в 21:41 из Беларуси

    southnorth (17.03.2016 05:40) писал(a):
    Насколько я знаю, Model 40 выпускалась только в 8-цилиндровой версии. Не так уж много СССР мог воспроизвести, хотя внешний дизайн, изменение гриля было тоже, что и у Форда в 1932-1934 (простейший из которых назывался Model B, а 40 был уже "повыше"). Model B скоро перестали делать, так как американцев не влекли уже слишком простые автомобили, которые были всего на пару десяток дешевле, а 8-цилиндровые стали основными.
    Вы ошибаетесь. Model 40 - это название по кузову, а движки на них ставили как восьми (Model 18), так и 4-хцилиндровые. Для "эмки" выбрали четверку, так как она проще и уже была освоена в производстве (движок М1 - это модернизированный ГАЗ-А)

  • Титя_Семенович 17 марта 2016 в 21:46 из Беларуси

    southnorth (17.03.2016 06:02) писал(a):
    Все определяется в сравнении. Ford-A был выпущен в США в количестве больше в 120 раз за примерно столько же лет (но раньше).
    Думаю, сравнивать зарождающийся советский автопром с развитым американским не совсем корректно. Тут будет уместнее сравнение с предшественниками ГАЗ-А, например - с НАМИ-1 (около 500 машин за 4 года). Строго говоря, первым советским серийным легковым автомобилем следует считать именно НАМИ-1, а не "эмку", как утверждает мадам Колесникова. А первым массовым (с доселе неслыханным в СССР тиражом 42 тысячи) - ГАЗ-А. Кстати, тех же "эмок" сделали ненамного больше - около 63 тысяч.

  • southnorth 18 марта 2016 в 08:18 из США

    Люди_В Курсе (17.03.2016 12:05) писал(a):
    По книге Штирлиц ездил на Хорьхе - довольно редкой тогда модели, совершенно не подходящей для офицера СД. Ляп Юлиана Семенрва.
    В википедии написано, что Horch (вероятно имеется в виду подразделение Auto Union, а не человек) послал в конце 30-х своим "самым важным водителям" шарфы с лого компании, которые стали потом важным коллекционным предметов. Однако в то время почти все они достались старшим офицерам СС, которые, очевидно, пользовались Horch чаще, чем Мерседесами. Тем более, что Auto Union (с сохранившимся до сих пор символом - четырьмя кольцами в честь объединения четырех компаний в 1932) тогда жил в основном на заказах армии, делая для неё с тем же именем Horch очень грубые машины разного размера. Но еще собирал что-то получше для украшения жизни "вертикали", очевидно "стимулирую" таким образом новые заказы армии. Так что Horch у Штирлица - это еще более вероятно, чем MB.

  • southnorth 18 марта 2016 в 08:32 из США

    Титя_Семенович (17.03.2016 21:41) писал(a):
    Вы ошибаетесь. Model 40 - это название по кузову, а движки на них ставили как восьми (Model 18), так и 4-хцилиндровые. Для "эмки" выбрали четверку, так как она проще и уже была освоена в производстве (движок М1 - это модернизированный ГАЗ-А)
    В моделях 18 и 40 были только 8-цилиндровые двигатели. 4-цилиндровые шли в Модель B, и очень недолго. "B" отменили вместе с четырехцилиндровыми двигателями за года два выпуска, где-то в 1934, когда попытка сделать улучшенный 4-цилиндровый C тоже не понравилась (такой модели C официально и не было), ведь 8-цилиндровые улучшались еще быстрее.

  • southnorth 18 марта 2016 в 08:39 из США

    Титя_Семенович (17.03.2016 21:41) писал(a):
    Вы ошибаетесь. Model 40 - это название по кузову, а движки на них ставили как восьми (Model 18), так и 4-хцилиндровые. Для "эмки" выбрали четверку, так как она проще и уже была освоена в производстве (движок М1 - это модернизированный ГАЗ-А)
    И дополню. В СССР людям тогда рассказывали, что американские рабочие едят крыс, и в СССР подходил голодомор. А американские рабочие не хотели покупать 4-цилиндровые автомобили, предпочитая 8-цилиндровые. Кстати, я тоже давно пользуюсь только 8-цилиндровыми (под "я" имею в виду и семью с детьми). И намного более 90% автомобилей на планете в то время были сделаны в США.

  • Титя_Семенович 19 марта 2016 в 17:44 из Беларуси

    southnorth (18.03.2016 08:32) писал(a):
    В моделях 18 и 40 были только 8-цилиндровые двигатели. 4-цилиндровые шли в Модель B, и очень недолго. "B" отменили вместе с четырехцилиндровыми двигателями за года два выпуска, где-то в 1934, когда попытка сделать улучшенный 4-цилиндровый C тоже не понравилась (такой модели C официально и не было), ведь 8-цилиндровые улучшались еще быстрее.
    "Послуживший основой для разработки М-1 модельный ряд американского филиала «Форда» в 1933-1934 модельных годах включал в себя две модели, отличавшиеся двигателями - четырёхцилиндровый Ford Model B и восьмицилиндровый Ford Model 18 (цифра «1» означала - «первая модель», а «8» - количество цилиндров). Шасси и кузова их были практически идентичны, причём общий для обеих моделей кузов имел, в соответствии с принятой на «Форде» в те годы номенклатурой, собственное обозначение - Model 40 в 1933 году и Model 40A - в 1934... В качестве прототипа для выпуска в СССР был избран Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, с четырёхцилиндровым мотором и стандартным оформлением - таким образом, часто встречающееся утверждение о том, что конструкторы ГАЗа якобы заменили V8 на рядную «четвёрку», неверно - просто за образец была взята модель, исходно имевшая четырёхцилиндровый силовой агрегат (на тот момент уже готовившаяся к снятию с производства)..."