Офтоп


/


 
Юрий Краснов, преподаватель учебного отдела УО "Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Департамента охраны МВД Республики Беларусь

В прошлый раз мы говорили про то, что автопроизводители "экспериментируют" со световыми приборами автомобилей. Сегодня обратим внимание на некоторые важные моменты, связанные с органами управления и не только.

Скажу честно, когда садишься в некоторые автомобили, задаешься вопросом: "А тот, кто его проектировал, вообще за рулем когда-нибудь сидел?"

 

Ближний-дальний свет

Изначально в автомобилях применялся следующий принцип действия рычажка включения дальнего света и мигания дальним светом:

- толкаем рычажок от себя – переключаем с ближнего света на дальний;

- тянем рычажок на себя и отпускаем – мигаем дальним светом.



Потом появился еще один вариант. Чтобы включить дальний свет, нужно тянуть рычажок на себя до щелчка. Чтобы выключить дальний свет – еще раз тянем на себя до щелчка. Чтобы мигнуть дальним светом, нужно тянуть рычажок на себя, но уже без щелчка.



Чем неудобен второй вариант, который появился позже?

Дело в том, что когда водитель хочет просто мигнуть дальним светом или включить дальний свет на короткое время, ему некогда задумываться над тем, с какой силой тянуть на себя рычажок. И получается, что если ты немного переборщил с силой нажатия, происходит щелчок и дальний свет включается, чтобы его выключить - нужно еще раз щелкать. Такие системы установлены на автомобилях Volkswagen и Ford. У автомобилей Ford, кстати, ее сделали более информативной – момент перед щелчком чувствуется лучше.

Первоначально придуманный принцип очень удобен именно тем, что водитель просто тянет рычаг с любым усилием и когда рычажок доходит до крайнего положения – просто его отпускает.
 

Наружные зеркала заднего вида

Обратите внимание, на каком уровне расположены боковые зеркала у легковых автомобилей: они находятся выше передней панели. И это расположение удобно тем, что водитель, глядя вперед на дорогу, просто переводит глаза вправо или влево, практически не меняя угол наклона взгляда.



Но как-то среди автомобилей появился Mercedes А-klasse. В силу своего дизайна нижней линии остекления передних дверей его боковые зеркала заднего вида пришлось размещать ниже уровня передней панели. Если едешь на таком автомобиле сначала смотришь в пустоту, а потом начинаешь искать, где же зеркало?
 


Педальный узел

Педальный узел автомобиля, состоящий из трех педалей, должен быть таким, чтобы при нажатии на одну невозможно было случайно зацепить другую. Конкретно это касается педалей сцепления и тормоза. Кронштейны этих педалей должны быть прямыми.



Но в автомобилях Toyota перемудрили с педальным узлом. Кронштейны педалей тормоза и сцепления изогнуты.



В результате можно случайно зацепить носком левой ноги кронштейн педали тормоза при попытке выжать педаль сцепления. Такая же проблема и у "дочки" Toyota – Daihatsu.

Полочка под левую ногу

Полочка для левой ноги нужна в автомобиле независимо от того, какой у нее тип трансмиссии.



При маневрировании или движении по криволинейной траектории водитель, упираясь левой ногой в полочку, повышает устойчивость корпуса, чтобы исключить воздействие на тело центробежной силы. Ведь в обычных автомобилях ремень безопасности не предотвращает перемещение корпуса водителя в стороны. Если полочки не будет, то водителю некуда упираться - на полу нога будет скользить вперед.

Кроме того, если автомобиль с педалью сцепления, то полочка имеет наклон, необходимый стопе левой ноги для последующего ее подведения к педали сцепления. То есть, не нужно делать никаких лишних движений стопой, а лишь перенести всю ногу от полочки к педали сцепления.

И вот некоторые автопроизводители умудрились "потерять" это важный элемент конструкции водительского места.
 

Звуковой сигнал

Предназначение звукового сигнала в том, чтобы предотвратить потенциальное ДТП или опасную ситуацию на дороге, а также привлечь внимание других участников движения. Причем необходимость подачи звукового сигнала может возникнуть не только, когда автомобиль двигается прямо. Опасность может возникнуть и при маневрировании.

Где нужно располагать место нажатия на звуковой сигнал? В центре руля. Тогда при любом положении руля место нажатия остается неизменным.



Если кнопку "бибикалки" располагать сбоку или вообще не на руле (некоторые модели Renault), то при повороте руля водителю придется искать ее. А это потеря драгоценных секунд.

И еще одно удобство центрального расположения места нажатия на звуковой сигнал: нажать на него можно предплечьем или локтем (в зависимости от размера руля и длины рук) не отрывая рук от руля.
 

Стояночный тормоз

В настоящее время стояночный тормоз может быть ручным, ножным и электрическим.


Самый удобный стояночный тормоз – это "ручник". Им можно управлять одной рукой, одновременно и контролируя силу зажатия, и удерживая запирающее устройство большим пальцем.

Это может понадобиться, если полностью или частично отказали тормоза.

С помощью "ручника" можно также кратковременно заблокировать задние колеса, чтобы пустить их в занос. Такая необходимость может возникнуть, когда водитель не рассчитал скорость входа в поворот. И не надо представлять себе авторалли, такое может случиться даже во дворе или на тихой улице при попадании на лед - ведь зимой в первую очередь посыпают основные магистрали.

И еще. Не надо мудрить с конфигурацией рукоятки ручного тормоза. За рукоятку "ручника", предложенную нам в автомобиле Opel Zafira, неудобно браться, если это нужно сделать быстро. Да и вообще неудобно, так как нужно дополнительно поворачивать кисть руки.



В то время как классический рычаг удобно ложится в руку, и промазать мимо кнопки фиксатора практически невозможно, так как он сделан под естественное положение руки, когда она на весу.
 

Аварийная световая сигнализация

"Правильное" расположение кнопки включения "аварийки", ее цвет и размер позволяет включать ее как можно быстрее, предварительно не глядя в ту сторону. Не все автомобили могут похвастаться грамотным расположением и дизайном этой кнопки.

Располагать ее нужно по центру передней панели на виду у водителя. Не сбоку, не внизу, а именно на виду. И делать ее нужно заметной, с использованием красного цвета.



Нельзя делать кнопку включения аварийной световой сигнализации внутри рулевой колонки между рулем и панелью приборов. Если водитель закрутил руль и протянул руку к кнопке, то при движении по криволинейной траектории или руль заклинит, или руку вывернет.


Роботизированная КПП

Роботизированная КПП позволяет ездить как в режиме автомата, так и переключая передачи.

Управляя разными автомобилями, можно заметить, что у одних производителей передачи повышаются вперед, а у других – назад. Казалось бы, мелочь? Но куда должен быть "+", а куда "–"?

По логике повышение должно быть вперед. Разгоняемся вперед и периодически тыкаем рычагом вперед. Снижаемся – тыкаем назад. Это хочется делать интуитивно.

 

Нужные услуги в нужный момент