/ /

Ралли Пекин — Париж — это самая крупная гонка старых автомобилей в мире. 13 695 километров пути за 36 дней. Участники не жалеют свои уникальные коллекционные автомобили и гонят к финишу на пределе. И вот впервые белорусы смогли увидеть на наших дорогах весь цвет мирового автопрома под слоем благородной пыли.

Большое приключение

Когда смотришь на эти запыленные раритеты, кажется — их место в музее. В списке участников — марки, которых уже и в мире нет: Аlvis, Hudson, Studebaker, Bristol и другие. Машинам десятки лет, некоторые сохранились в единственном экземпляре.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Чего стоит один только American La France с мотором в 14,5 литра. Расход топлива — 50 литров на сотню. Вот уж точно — ведрами ест! А еще у этой машины деревянные спицы колес — выдерживают тряску с 1925 года. Вы бы поехали на таком авто через полмира?

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Le Franse. Деревянные колеса пока целы

Участники ралли — в основном богатые люди в возрасте. Семейные пары, отцы и сыновья, лучшие друзья. Для них это не только спорт, но и поиск новых ощущений. В пустыне Гоби ведь нет роскошных отелей для миллионеров и дорог для их раритетных автомобилей за сотни тысяч долларов, но в том-то и весь кайф.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Мы первый раз участвуем в ралли. Это потрясающе! Мы увидели Китай, Монголию, всю Россию, теперь мы в Беларуси. Везде нас встречают с таким интересом, это очень приятно. Мы любим машины, любим чувствовать дорогу под колесами, знакомиться с другими любителями редких машин. На этом ралли смотришь на мир по-новому, это большое приключение!, — рассказывает Джулия Шмидт-Линднер из Австралии. Они с мужем едут в Париж на Ford Mustang Mach 1 1969 года.

Первым белорусским городом на пути гостей стал Полоцк. Экипажи сделали короткую остановку на обед, оставив машины на площади Свободы. В этот автомобильный музей под открытым небом поспешил, кажется, весь город. Не успевали участники заехать на площадь, как машины тут же обступали желающие сфотографироваться и рассмотреть поближе. «Это что-то потрясающее, беги сюда скорей», — говорила по телефону молодая жительница города.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Зрелище действительно захватывающее: столько раритетных машин в одном месте редко где увидишь. И тут не музей — все машины «живые», добрались из Китая своим ходом. Пыль пустыни еще осталась на них. Кстати, кроме пыли, некоторые участники захватили с собой черепа, отбеленные солнцем и песком.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Череп яка подобрали в Монголии

— Это был як, мне кажется. Мы подобрали его череп у дороги в Монголии и назвали Бадди, — рассказывает Гарри Вашингтон из Новой Зеландии. Вместе с отцом они едут на Chrysler 75 Roadster 1929 года.

Мы не могли не спросить гостей, как им белорусские дороги. «Лучше, чем в России. И пейзажи красивее, хоть и мы и мало видели пока. Наш автомобиль — простая и выносливая машина. Она хорошо подходит для плохих дорог, но в Беларуси нам не приходится слишком тяжело», — говорит Гарри.

Вместе с Bentley, Aston Martin и Porsche в ралли участвует и один экипаж на «запорожце». Это наши земляки Анатолий Маслов и Александр Жос. Они участвуют вне основного зачета, так как не смогли заплатить огромный взнос за участие. За кубок не борются, но вместе со всеми проехали тысячи километров через горы, леса и пустыни.

Фото: Анатолий Маслов
«Запорожец» среди участников ралли в Монголии. Фото: Анатолий Маслов

Белорусы отправились покорять ралли для миллионеров на «запорожце» и чистом энтузиазме.

— Мы очень рады возможности поучаствовать. Наша машина показала себя хорошо, пришлось только поменять амортизатор. Самым трудным участком стала Монголия, там нет дорог и очень сложные условия. Но машина справилась, и теперь я собираюсь продолжить путь до Парижа, — рассказывает Анатолий Маслов.

Гоняют и ломаются

Ехать из города в город по ровной дороге не так и сложно, даже на ретроавтомобиле. По настоящему почувствовать себя гонщиком можно на специальных участках. Это классическая схема организации ралли: по дорогам общего пользования участники едут по действующим правилам дорожного движения, а на закрытом спецучастке могут гонять вовсю.

Фото: Enduranse Rally Association
Фото: Enduranse Rally Association

Специальные участки прокладывают вне асфальтовых дорог. В такие места и на современном автомобиле заезжать не хочется, а на раритетных и вовсе страшно. Здесь лотерея — никогда не знаешь, какая деталь в машине не выдержит нагрузки и сломается. Можно, конечно, проходить спецучастки медленнее, но с такой стратегией шансы на победу невелики.

Победителем всей гонки будет участник, который быстрее всех пройдет специальные участки и наберет меньше всего штрафных баллов на перегонах между этапами. Штрафные баллы начисляются при задержках в дороге. При этом гнать по асфальту не получится — в каждой машине установлена система спутникового мониторинга, и все данные о скорости движения каждого участника сразу же доступны организаторам. За превышение штрафуют.

Фото: Enduranse Rally Association
Фото: Enduranse Rally Association

У каждого экипажа своя стратегия — одни проезжают специальные участки быстрее с риском сломаться в дороге и набрать штрафных баллов. Другие «лупят» по участку вовсю, подымая клубы пыли. В Беларуси участникам предстоит пройти два спецучастка: это участки гравийных дорог, хорошо знакомые белорусским любителям автоспорта, там регулярно проходят соревнования по ралли.

Первый спецучасток — под Лепелем. Это семь километров гравийной дороги с захватывающими изгибами, S-образными связками поворотов, динамичными прямыми участками и сплошным лесом у края трассы. Права на ошибку здесь нет.

Фото: Enduranse Rally Association
Фото: Enduranse Rally Association

После таких заездов технические проблемы просто неизбежны и сломаться может что угодно. Участники разбивали подвеску, гнули поддоны и ломали двигателя. Рассыпаются подшипники, клинят тормоза, кипят радиаторы и резина рвется в клочки. Из Пекина стартовали 115 экипажей, из них проходить первый белорусский спецучасток приехали меньше семидесяти. Остальные либо сошли с дистанции вовсе, либо приняли решение не проходить этот участок и поберечь машины.

После участка некоторые машины сразу поехали в сервис. Техническую поддержку гонщикам в Беларуси оказала компания «Атлант-М Боровая», официальный дилер Ford. Механики сервиса ради интереса помогли участникам в ремонте их автомобилей. Плату за ремонт с участников в этом сервисе не берут.

В Mustang заварили глушитель

— У нас сейчас в ремонте два Mustang и один Chrysler. Такие раритеты в сервисе первый раз, и нам очень интересно разобраться с причиной поломки и найти решение, чтобы помочь участникам гонки. Приходится импровизировать, ведь запчасти на такие машины нельзя просто выбрать из каталога, — рассказывает начальник сервисной станции Дмитрий Дудко.

В этом автомобиле очень сложная неоригинальная подвеска. Но механики справились с ее ремонтом

В одном Mustang механики заварили пробитый глушитель и сменили текущий сальник заднего редуктора. В другом пришлось заменять разбитые подшипники подвески, восстанавливать сайлентблоки. Работу усложняло то, что в машине подвеска была серьезно переделана, и разобраться в конструкции оказалось очень непросто. Сейчас мастера возвращают подвеску к оригинальной конструкции.

Второй раз в Беларуси

Первая гонка из Парижа в Пекин прошла в 1907 году. Тогда не было никаких правил и категорий, да и автомобильные дороги были весьма условный понятием. Сорок автомобилей стартовали из Парижа, а до финиша в Пекине добрались лишь пятеро. Победитель, итальянский принц Сципиона Боргезе, получил в качестве приза бутылку шампанского.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Следующая гонка прошла через девяносто лет, в 1997 году, и сейчас проводится раз в три года. Это уже не любительский заезд, а спортивное соревнование со всеми атрибутами ралли — специальными участками, легендами, штурманами и каркасами безопасности в машинах. Но суть гонки осталась прежней — это испытание на выносливость. Для машин и для людей.

Участие в этом ралли — для богатых людей. Не зря второе название гонки — «ралли миллионеров». Вступительный взнос за участие — почти 65 тысяч долларов. За эти деньги организаторы предоставляют техническую и медицинскую поддержку, готовят маршрут и кубки победителям. Доставку машин к месту старта в Пекин, топливо, ремонт и прочие расходы оплачивают сами участники. Стоимость самого автомобиля и его подготовки к гонке тоже очень высока, сотни тысяч долларов.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Самой старой машине этого ралли больше ста лет. Это American La France 1915 года года. Самая новая выпущена в 1977 году — это Mersedec 280E. Главное требование организаторов к автомобилям — максимально оригинальное состояние. Допускается только установка каркаса безопасности. Поэтому среди участников можно найти машины с деревянными колесными дисками, цепным приводом и другими ушедшими на покой конструкторскими решениями.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Ралли Париж - Пекин каждый раз проходит по разному маршруту. В 2013 году участники ралли проезжали через Украину, в этот раз сотня классических автомобилей посетит Беларусь. Участники проедут два специальных участка, проведут ночь в Минске и отправятся в Польшу. Впереди у них еще тысячи километров до Парижа. Финиш ралли намечен на 17 июля.

-10%
-15%
-30%
-20%
-33%
-51%
-10%
-12%