/

В выходные Азербайджан впервые в истории принял у себя Гран-при Европы по «Формуле-1», который проходил прямо на улицах старого Баку. AUTO.TUT.BY посмотрел на мероприятие изнутри, а также пообщался с местными и туристами. Вместе с ними мы попытались понять, стоило ли Азербайджану тратить большие деньги на гонку во времена дешевой нефти и обвалившейся в два раза национальной валюты.

Фото с сайта bakucitycircuit.com
Фото с сайта bakucitycircuit.com

Что представляет собой трасса в Баку за десятки миллионов долларов

Со времен, когда Азербайджан начал получать серьезные доходы от экспорта нефти, власти страны начали активно поддерживать мировой спорт. Некоторые утверждают, что таким образом они стараются повысить свой имидж и отвлечь внимание от проблем с правами человека, за что их иногда критикуют на Западе.

Так, сначала сырьевая держава выступила спонсором мадридского «Атлетико», а в прошлом году с размахом провела первые Европейские игры. Следующий шаг в этом направлении — Гран-при Европы по «Формуле-1», который прошел 17−19 июня в Баку.

Фото с сайта bakucitycircuit.com
Фото с сайта bakucitycircuit.com

Для этого в столице организовали гоночную трассу, которая проходит прямо по улицам и отделена от тротуаров массивными ограждениями. Ее проектировал придворный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. Официально стоимость всех работ никто не озвучивал. Как сообщает русская служба BBC, местные чиновники заявляли, что потратили 12 млн долларов только на подготовку трассы для заезда. Источники, близкие к главе «Формулы-1» Берни Экклстоуну, сообщали, что право принять у себя Гран-при обошлось стране в 34 миллиона долларов в этом году, а в каждый последующий цена будет повышаться на 10%. И так — на протяжении 5 лет, пока подписан контракт.

Фото с сайта bakucitycircuit.com
Фото с сайта bakucitycircuit.com

Трасса представляет собой замкнутый 6-километровый круг с несколькими 90-градусными поворотами, что сделало ее одной из самых сложных и интересных в мире. Расположение в городе позволяет приезжим не только посмотреть гонку, но и познакомиться с азербайджанской столицей, поэтому город в эти дни буквально наводнили иностранцы. Трасса эта временная, и вскоре после окончания Гран-при она превратится в обычные бакинские улицы.

Фото с сайта bakucitycircuit.com
Фото с сайта bakucitycircuit.com

Однако даже такой расклад не совсем по душе некоторым местным.

«У нас некоторые называют эту трассу про́клятой. Из-за нее перекрыли многие улицы, и теперь мне нужно оставлять машину за несколько кварталов и еще 20 минут идти от нее пешком до работы», — говорит молодой сотрудник одного из отелей. Он охотно рассказывает про экономические сложности в стране, где местная валюта за последний год девальвировалась в два раза, но добавляет, что с точки зрения трат «Формула» — это мелочи по сравнению с Европейскими играми".

Бакинцы на улицах: «Раз президент считает, что это надо, значит, надо»

Старт гонки расположен недалеко от премиального отеля Marriott Absheron, где живут многие пилоты и ВИП-гости.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

В то время, как стоянка перед гостиницей буквально заставлена Bentley, рядом с трассой места на возвышенностях оккупировали обычные бакинцы, которые наблюдают отсюда за квалификационным заездом в третий день.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

По периметру забора выставлены военные в жилетах с надписью Security, которые в большинстве своем не понимают ни по-английски, ни по-русски.

Один из стоящих на парапете бакинцев говорит, что «ему эта гонка не нужна». Он считает, что лучше бы эти деньги направили на зарплаты и пенсии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (12.27 МБ)

Мы же направляемся дальше вдоль прямого участка дороги, где скорости уже серьезнее. Здесь тоже заняты все возвышенности, с которых видна трасса. Бакинцы снимают на телефоны проносящиеся мимо болиды, издающие непривычный для старого города рев.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Здесь люди настроены куда более радужно. Двое мужчин в брендовой одежде рассказывают, что вышли из офиса буквально на 10 минут, чтобы взглянуть на гонку. Говорят, что много работают, поэтому смысла покупать билет не было изначально. Они сходятся во мнении, что «Формула» этой стране нужна.

— Если бы она была не нужна — ее бы здесь не было. А посмотрите, какие в Баку машины, и станет понятно, что население у нас не бедствует.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (9.95 МБ)

К разговору подключается бывший тренер по физподготовке, у которого сейчас пенсия размером 100 долларов. Он рассказывает, что недавно она повысилась на 7 долларов, и с гордостью задается вопросом, каждая ли страна могла бы себе позволить такое мероприятие, как гонка «Формулы-1».

— Раз наш президент считает, что нам это мероприятие надо, — значит надо. А президента у нас поддерживает большинство, как и в Беларуси. Так что все отлично! Передавайте привет нашим белорусским братьям от Азербайджана.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Купоны на еду и песни Серова. Что представляет собой фан-зона «Формулы-1» в Баку

Прощаемся с местными и идем в фан-зону «Формулы». Самый дешевый трехдневный билет сюда стоит 90 долларов и не дает доступа на трибуны. За гонкой можно наблюдать на нескольких участках возле второй сетки ограждения.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Зато в растянувшейся вдоль Приморского бульвара фан-зоне есть и другие развлечения: от симуляторов «Формулы» до народных ремесел. Прямо за престижной трибуной Absheron раскинулась зона отдыха с национальным колоритом.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

По одну сторону от нее установлены палатки с едой и напитками. Для туристов из Европы цены здесь доступные: вода и газировка — 1,3 доллара за пол-литра, пиво — 2,5 доллара за банку, кусок пиццы, шаурма или кебаб — 3,3 доллара.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Правда, не всем нравится сама система работы общепита: чтобы что-то купить, сначала нужно отстоять в очереди за купоном, а потом уже в другом месте обменять его на еду или напиток.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

С другой стороны от зоны отдыха продавали официальную продукцию команд. Здесь цены были уже вполне себе западноевропейскими: кепки от 45 до 65 долларов, майки 100−165, мастерки 230−265. С такими расценками внушительных очередей здесь мы не заметили.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

В это время публику развлекал кубинский певец, победитель «Новой Волны» Роберто Кел Торрес. Под него танцевали в основном учащиеся-волонтеры. Кел Торрес не только исполнил хит Александра Серова «Я люблю тебя до слез», но и спел в обнимку с охранником, которого называл «мой друг секьюрити».

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Гости из России: «По „Формуле-1“ они „сделали“ наш Сочи»

После окончания выступления кубинца встречаем Рустама из Екатеринбурга, который занимается торговлей металлом. Он купил билет на 3 дня за 320 долларов, с которым может попасть на одну из трибун на повороте. Парень очень доволен организацией «Формулы» в Баку, хоть и не является фанатом этого вида спорта. По его мнению, событие поможет привлечь в страну дополнительных туристов. Он также слышал мнение, что гонки нужны Баку, чтобы якобы отвлечь внимание от проблем с соблюдением прав человека в стране.

— Я бы не сказал, что Алиев диктатор, потому что я тут не первый раз. И здесь президента все любят. А кто любит диктатора?

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

О том, что некоторые называют форму государственной власти в Азербайджане диктатурой, впервые слышат бакинец Мухаммед и его супруга. Они тоже уверены в том, что «Формула» нужна стране для привлечения туристов и узнаваемости в мире.

— Мы любим гостей, и нам нравится, когда к нам приезжают. И хорошо, что люди во всем мире знают, что такое Азербайджан.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

С этим мнением соглашаются также фотограф Алексей из Рыбинска и строитель Игорь из Череповца.

— Очень радует желание азербайджанцев подтянуть свой образ жизни и городскую среду к европейским стандартам. И у них это получается.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Получилось у них и провести на уровне Гран-при Европы, говорят мужчины. Они уверены, что по «Формуле-1» азербайджанцы «сделали» Россию: здесь, мол, все намного лучше, чем было в Сочи.

— Нужно очень много усилий, чтобы создать такое в городе. Все отлично, и мы обязательно приедем в следующем году. Правда, в следующий раз хотелось бы, чтобы сделали больше зон для просмотра гонки для тех, у кого нет доступа на трибуны.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

С этим действительно были определенные вопросы: площадки располагались не так высоко и на гонку нужно было смотреть сквозь сетку — а полицейский не разрешал даже ставить ногу на бетонное основание второго ограждения.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (3.68 МБ)

Зато можно было смотреть гонку на больших экранах — либо в зонах отдыха, либо прямо на траве, где многие посмотрели и церемонию награждения.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (5.22 МБ)

Гран-при завоевал немец Нико Росберг из Mercedes, второе место занял немец Себастьян Феттель из Ferrari, третье — мексиканец Серхио Перес из Force India.

Гости из Украины: «Лучше бы у нас было так, как здесь»

После церемонии награждения возле главной зоны отдыха появились азербайджанские артисты с танцами, вокруг которых собрались болельщики.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/скачать видео (14.55 МБ)

Среди болельщиков — владельцы семейного бизнеса Игорь и Наталья из украинских Черкасс. Они расстроены, что их не пустили на трассу после награждения, хоть это и было предусмотрено официальной программой. Кроме того, украинцы не очень рады тому, что их, пусть и вежливо, отгоняли от ограждений во время просмотра.

— Они просто не понимают пока прикола «Формулы». Когда они говорят: «Это ваша безопасность» — они просто додумывают свое. Они не понимают, что люди покупали билеты, чтобы посмотреть на этот или этот поворот.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Из недоработок организаторов пара из Украины называет также работу волонтеров: «Набрали в основном 15-летних школьников, которые не знают ни английского, ни русского».

— А вообще все отлично. Здесь найдется развлечение для всей семьи. Если ты болельщик, то увидишь недоработки, если ты жена болельщика — то для тебя все четко.

Они уверены, что это долгосрочный и правильный проект, который привлечет в страну туристов.

— Здесь хотя бы есть какой-то рулевой страны [президент Ильхам Алиев]. А у нас в Украине его нет. И лучше бы у нас было вот такое (показывает на небоскребы и болельщиков. — Прим. TUT.BY), чем то, что происходит.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

После награждения и завершения гоночной программы люди начали подтягиваться к главной сцене, где в пятницу выступал Крис Браун, в субботу — Энрике Иглесиас, а в воскресенье — Фаррелл Вильямс. Кстати, сходить на концерты этих исполнителей по отдельности вышло бы однозначно дороже, чем купить трехдневный билет на «Формулу» за 90 долларов.

В последний вечер огромного спортивного праздника в Баку слышно лишь, как американские музыканты настраивают аппаратуру, и видно, как в море светятся азербайджанские нефтяные вышки.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

AUTO.TUT.BY выражает благодарность группе компаний «Активлизинг» за помощь в организации поездки. Если вы цените быстрое рассмотрение заявки, минимальные требования к пакету документов, гибкие условия графика и размера выплат лизинговых платежей, а также привлекательные для клиента условия по Trade-In – то вам сюда.

-10%
-20%
-50%
-20%
-10%
-30%
-20%
-10%