151 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Сегодня в Минском городском суде апелляция на приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле»
  2. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  3. Громкие «преступления», которые якобы готовились в Беларуси из-за политики: до и после выборов 2020 года
  4. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  5. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  6. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  7. «Он не тот человек, который привык жаловаться». Девушка Эдуарда Бабарико — о его 10 месяцах в СИЗО
  8. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  9. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  10. В Бресте суд решил ликвидировать «Польскую школу»
  11. «Банк умыл руки». Помните историю с изъятием ценностей из ячеек Белгазпромбанка? Спросили, вернули ли их
  12. Санкции США, интересы Кремля, ожидания Нацбанка, «семейный дальнобой» и скандал с Суперлигой — все за вчера
  13. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  14. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  15. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  16. Врач — о тревожных симптомах, которые касаются зубов мудрости
  17. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  18. «На фуфайке фамилия выбита другим цветом». Родные осужденных по политическим статьям о том, как те отбывают наказание
  19. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  20. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  21. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  22. «Все оказались в выигрыше». Эксперты — о «предотвращении переворота» в Беларуси и роли России в этом
  23. Что происходит с ИП, которым хотят поднять налоги и взносы: теряют рынок, падает товарооборот
  24. Почему все говорят про футбольную Суперлигу? Рассказываем о скандальном проекте
  25. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  26. Поставил лайк — получи срок. Как в России и Казахстане сажают за экстремизм (у нас могут повторить)
  27. Работники «Коммунарки» сообщают про увольнения. Они думают, что это из-за задержаний и арестов
  28. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  29. «Они не знают, наступит ли завтра». Белорусский фотограф показал жизнь бездомных котов без прикрас
  30. Нацбанк ожидает ускорения инфляции во втором квартале


/ /

«Доброта наказуема», — считает минчанин Иван, который попал в неприятную ситуацию после того, как бесплатно подвез на своем BMW из поселка Свислочь в Минск незнакомого человека, которого подобрал на остановке. Когда попутчик вышел из машины, к Ивану подъехал автомобиль Транспортной инспекции с включенными мигалками и инспекторы сообщили водителю, что он осуществил нелегальный извоз и будет наказан.

Оказывается, пассажир, покидая салон автомобиля, оставил на коврике сзади деньги — о чем Иван просто не знал!

Вся ситуация — от встречи с попутчиком до разборок с транспортником — осталась в памяти видеорегистратора водителя и в качестве аудиофайла, записанного его смартфоном. В процессе оформления, кстати, инспектор, можно сказать, сам признает странность ситуации: мол, «вы попали не в тот момент» — имея в виду, что Ивану не повезло стать участником контрольной закупки. Водитель же в беседе с инспекторами несколько раз эмоционально повторяет: «Ребята, вы меня вообще слышите или вы роботы?.. Какой извоз за плату? Я не просил и не брал денег… Это же самая настоящая подстава!»

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/скачать видео (30.04 МБ)

Мужчина рассказал AUTO.TUT.BY, что до и во время поездки о деньгах даже речи с пассажиром не шло.

— С ним во время пути я не разговаривал, это видно на записи видеорегистратора, — рассказал Иван. — Более того, я достаточно зарабатываю, поэтому мне не нужно таксовать, чтобы заработать на жизнь.

Транспортники потребовали у водителя предъявить документы, а затем составили акт об административном правонарушении — незаконной предпринимательской деятельности.

Статья 12.7 КоАП. Незаконная предпринимательская деятельность… влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

— Вы осуществили перевозку пассажира за оплату — 25 тысяч рублей, — не имея на это лицензии, — сказал инспектор водителю.

В пояснениях в протоколе позже пассажир напишет: «…после окончания нашей поездки я ему оплатил 25 000 рублей и сказал „спасибо“ за оказанную мне услугу».

Транспортники опросили пассажира, который документально подтвердил, что заплатил за поездку 25 000 рублей

Через несколько дней после произошедшего Иван приехал в офис Транспортной инспекции, где рассказал руководству, как было дело, и не признал вину. Транспортники передали материалы на рассмотрение в Экономический суд — заседание состоится в ближайшее время. Минчанин нанял адвоката и готовится отстаивать свою позицию.

— Неужели никого нельзя подвозить без того, чтобы потом быть наказанным? — недоумевает Иван.

Прокомментировать ситуацию, а также рассказать, как быть в случае, если человек просит водителя «подбросить» его куда-нибудь, мы попросили сотрудников филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области — именно их инспекторы оформили Ивана.

— В тот раз проходила внеплановая контрольная проверка, вот водитель и попался. Из поселков Свислочь и Дружный водители постоянно подвозят попутчиков до Минска за деньги. Такая практика была и 5 лет назад, думаю, сейчас ситуация не изменилась, — говорит начальник управления контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции по Минску и Минской области Дмитрий Пацкевич. — Водители знают, что за эту плату они отобьют дорогу туда-обратно. Конечно, автомобилист, если попался, будет говорить, что он не брал деньги, а что ему остается? Запись с видеорегистратора — не доказательство, мы не знаем, что это за запись и когда она была сделана. При составлении акта был опрошен пассажир, который подтвердил, что оплатил поездку.

Кстати, этот конкретный пассажир, по уверениям транспортников, не является сотрудником инспекции — это, говорят они «сторонний человек, который решил проявить бдительность, мол, — да, он имеет такую гражданскую позицию». Вместе с тем нельзя исключать, что, действительно не являясь штатным сотрудником ТИ, мужчина, скажем так, оказывает содействие транспортникам в проведении подобных контрольных закупок — иначе сложно поверить в механизм мгновенного сообщения о факте «нелегального извоза» инспекторам и такой же мгновенной реакции на него. На видео видно, что автомобиль транспортной инспекции стоит на перекрестке справа как бы в ожидании, пока конкретный автомобиль остановится. По словам самого Ивана, он вспоминает, что все время движения его пассажир переписывался с кем-то через смартфон.

Транспортники признают, что подсадным пассажиром, например, при контрольной закупке, может оказаться и сотрудник инспекции.

— Если водитель действительно подвозит бесплатно, то пусть тогда пишет впереди и сзади машины: «Деньги не беру». Или предупреждает пассажиров заранее, что везет бесплатно, и записывает свое предупреждение на видео. Обычный человек, который не занимается извозом, в такую ситуацию не попадет, — уверен Дмитрий Пацкевич.

Контрольные мероприятия инспекторов, по их словам, направлены на постоянных нарушителей, которые зарабатывают на этом деньги. Чтобы не попасть в такую ситуацию случайно, сотрудник Транспортной инспекции советует никого по дороге не подбирать, тем более — если это незнакомые люди: «Никто не знает, что это за человек стоит на остановке».

Кстати, под незаконную предпринимательскую деятельность подпадают и водители, которые, не имея лицензии на перевозки, размещают в интернете объявления, с предложением подвести куда-либо за плату.

Дмитрий Пацкевич сказал, что передача денег за подвоз считается состоявшейся, если в салоне автомобиля находятся купюры, которыми пассажиры рассчитались за перевозку, — оказывается, их можно даже не брать в руки. Как водителю застраховать себя от подобных «подсадных» пассажиров, которые могут оставить купюры где угодно в салоне вашего авто, или же как реагировать на искреннюю денежную благодарность попутчиков — а это не редкость особенно при подвозе на дальние расстояния — теперь непонятно.

— Если вы договариваетесь с кем-нибудь ехать в складчину за бензин, то заедьте на заправку. Пусть попутчик оплатит топливо через кассу АЗС. Во избежание спорных ситуаций нежелательно производить какие-то расчеты в салоне автомобиля, — рекомендует Транспортная инспекция.

Вместе с тем практика поездок в складчину очень распространена в Европе. Например, в Германии есть сайт для поиска попутчиков, который, говорят местные жители, чрезвычайно популярен: ты вводишь начальный и конечный пункт своего путешествия, система сама находит тебе попутчиков и до цента высчитывает сумму, которую ты должен за топливо подвезшему тебя водителю. Более того, в Европе система подвоза считается одним из важных моментов борьбы с гиперавтомобилизацией крупных городов: властям выгодно, чтобы из мелкого населенного пункта в крупный 4 человека приехали на одной машине, а не четырех — это решает вопросы экологии, пробок, парковок и т.д. Портал системы Blablacar работает и в России.

-40%
-21%
-25%
-30%
-30%
-10%
-10%