Эксклюзив


/ /

Вместе с директором Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрием Важником AUTO.TUT.BY продолжает изучать проблемные перекрестки столицы. В этот раз мы посмотрели, как есть сейчас, и узнали, что будет потом на перекрестке трех улиц: Орловской, Червякова и Долгиновского тракта.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Орловская — одна из самых используемых транспортных магистралей столицы. Улица входит во второе городское транспортное кольцо, которое даже важнее, чем дороги, ведущие к центру города, — ведь оно перераспределяет транспорт между радиальными улицами. Интенсивность движения здесь одна из самых больших в городе — в час пик проезжает 2,5 тысячи автомобилей в каждом направлении. До 2010 года на протяжении всей улицы происходило 25−30 ДТП в год, а после проведенной оптимизации регулирования — 8−10.

Быстро по «зеленой волне»

Трасса на «Орловке» плотно зажата жилищной застройкой, из-за этого расширить ее и построить развязку сложно. Поэтому улучшить движение транспорта можно оптимизацией светофорного регулирования АСУД.

— Несмотря на сложную структуру Орловской (очень частые пересечения), здесь сделана одна из лучших систем «зеленой волны», — говорит Юрий Важник. — Это одна из скоростных магистралей Минска — скорость движения в прямом направлении здесь более 50 км/ч. К примеру, в среднем по городу скорость составляет 30−35 км/ч.

Это значит, что при движении со скоростью 55 км/ч водитель проедет по Орловской без остановки. «Плохо, когда машины едут 70 км/ч, а потом тормозят на перекрестке. Для автомобилистов лучше и для пешеходов безопаснее, когда машины едут с ровной скоростью на протяжении всего пути. Признак хорошо работающей магистрали — когда на красный сигнал пусто, а на зеленый появляется интенсивный равномерно движущийся поток», — пояснил эксперт.

План координации демонстрационный.

«Левые» проблемы

Несмотря на «зеленую волну», пробки в час пик на этой улице, и на этом перекрестке в том числе, — обычное явление.

— Заторы создавались из-за поворота с Орловской налево, на Долгиновский тракт. Это был опасный конфликтный поворот, — констатирует Юрий Важник.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Было решено улучшить условия движения установкой дополнительной секции светофора со стрелкой, регулирующей поворот налево. Конечно, из-за этого пришлось отобрать несколько секунд зеленого сигнала у прямого встречного направления, но зато сейчас автомобилистам стало проще повернуть.

— В дорожном движении почти всегда компромиссы, в этом случае нужно выбирать: опасность конфликта против повышения вероятности затора в час пик.

Кроме того, водители знают, что левые повороты почти на всех мелких перекрестках разрешены. При этом один левоповоротный автомобиль прячется в разрыве, а второй — перекрывает третью полосу. Вот и еще один компромисс — закрыть эти левые повороты, оставить или переоборудовать за счет разделительной полосы.

«Тюльпан» на магистрали

В ближайшее время на Орловской будет применено новое техническое решение.

Посередине проезжей части идет разделительная зеленая полоса. Сейчас ее убрали на перегоне от Червякова до Старовиленского тракта.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Разделительная полоса делила проезжую часть ровно пополам — а это неправильно. На въезде на перекресток проезжая часть должна быть шире, такой своеобразный «тюльпан». Потому что один автомобиль поворачивает направо, второй налево, третий едет прямо — и ничего не должно препятствовать его движению.

По новому проекту, разработанному ГАИ и БАЭС, вместо уже демонтированной «Горремавтодором» разделительной полосы появятся сборные островки безопасности для пешеходов новой конструкции, но будут они смещены — для того, чтобы организовать карман для машин, поворачивающих налево на Долгиновский и Старовиленский тракты. По трем оставшимся полосам транспорт без помех, не меняя траектории движения, поедет прямо. Для встречного направления в этом месте останутся те же три полосы для движения. Сейчас такие несимметричные решения в городской практике уже норма.

АСУД даст зеленый

В ближайшее время на перегоне от перекрестка Орловская — Червякова — Долгиновский тракт до перекрестка Орловская — Старовиленский тракт появится еще одно новшество. В декабре прошлого года с одной стороны перегона установлен портал — проезжающие мимо автомобилисты могли заметить сооружение, похожее на огромные футбольные ворота. Как только позволят погодные условия, такой же портал будет установлен на соседнем перекрестке.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

На портале будут установлены датчики, считывающие интенсивность транспортного потока. Благодаря этому АСУД сможет интеллектуально реагировать на реальные изменения интенсивности и скорости движения. Также на портал будут перенесены светофор и знаки ориентирования.

— На магистралях светофор должен быть расположен сверху, как «звезда во лбу горит», так водителю удобнее планировать магистральный режим движения. Сейчас же они стоят сбоку и могут быть не видны за габаритами больших машин. А вот знакомая ситуация для многих автомобилистов: тебе надо ехать налево, а знаки ориентирования стоят по правой стороне у тротуара — неудобно и небезопасно отвлекаться от дороги. Поэтому эти знаки тоже переместят на портал.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Еще один немаловажный факт: для установки порталов не надо перекрывать все движение по проезжей части, также не придется копать траншею для укладки коммуникаций — провода прокладываются в полостях портала.

Подсчитано, что благодаря такой организации дорожного движения пропускная способность автотранспорта и качество движения увеличится на 15−20%. При этом затраты на эти изменения не потребуют значительных материальных вложений — на это хватит средств, предназначенных для текущего ремонта и содержания дороги.

Читайте также:

Проблемный перекресток. Без левого поворота и с платной парковкой: что будет на Богдановича — Машерова

Нужные услуги в нужный момент
-35%
-10%
-20%
-10%
-50%
-10%
-50%
-20%
-20%