реклама

реклама
реклама

Эксклюзив


/ /

Говорят, автомобиль уже давно не роскошь. А как работает это утверждение для тех, чей материальный доход настолько мал, что денег хватает, чтобы едва свести концы с концами? AUTO.TUT.BY побывал у Андрея из Солигорска — главы семьи из трех человек, среднемесячный доход которой не превышает 5,5 млн рублей, но зато есть автомобиль — Volkswagen Jetta.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Андрею — 22. Возраст свободы, совершения безумных поступков и желания завоевать мир. Но не для Андрея. Четыре года назад он стал мужем и отцом. С тех пор все юношеские забавы остались для парня в прошлом, на первом месте — мысли о том, на что содержать семью.

— Наш брак не назовешь «залетным», — рассказал Андрей. — С Мариной (женой. — Прим. AUTO.TUT.BY) мы из одной деревни, с детства друг друга знаем и еще со школы мечтали, что создадим семью. Родители знали о наших отношениях. Так что новость о том, что у нас будет пополнение, шоком ни для кого не стала.

Четыре года назад у 18-летних молодоженов появился сынишка Арсений. В тот же год, на день рождения Андрея, очень кстати оказался подарок от дедушки — дизельный Volkswagen Jetta 1990 года выпуска.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Машину присмотрели в Пинске. Она была проблемная — плохо запускался двигатель, вопросы по кузову. Но мы подумали — руки есть, сделаем.

Отца у Андрея не было, поэтому парень с детства надеялся на свои силы и работы не чурался. Еще до совершеннолетия на частном оконном производстве он сумел заработать деньги, которые и кинул на ремонт автомобиля. Что-то делал вместе с другом, что-то — у гаражных мастеров.

— Примерно месяц делал машину, вложил в ремонт 600−800 долларов. Привел в порядок двигатель, подвеску, купил 4 новых колеса, поменял ремень ГРМ, все расходники, масло.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В деревне у родителей семья жила пока малышу не исполнилось 8 месяцев, а потом надумали перебраться в Солигорск: в деревне нет работы, нет детского сада и школы — ближайшие учреждения образования за 10 км.

Собрав нехитрые пожитки, они переехали в съемную меблированную однокомнатную квартиру в райцентре.

— Жена была в декрете, смотрела за Арсением. А я продолжал работать на «окнах». Самостоятельно жить трудно, денег катастрофически не хватало и не хватает сейчас, — говорит Андрей.

Немного легче стало, когда малыш подрос, — Марина устроилась воспитателем в детский сад. Благо, находясь в декретном отпуске, смогла окончить педколледж, а потом поступила на заочку в столичный педуниверситет. Чего не скажешь об Андрее: из-за забот о хлебе насущном его мечта получить автомобильную специальность так и осталась нереализованной, поэтому парню приходится работать там, где профессиональные знания не нужны.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Сейчас доход молодой семьи составляет не больше 5,5 млн рублей в месяц: 2,5 млн — получает Марина и 100−150 долларов — Андрей. На все нужды этих денег не хватает, поэтому приходится экономить.

— Платим 100 долларов хозяину за квартиру, плюс 500 тысяч квартплаты и 100−120 тысяч за свет, еще плата за детсад. Все это больше половины заработанных денег. Остальные деньги уходят на повседневные продукты — хлеб, молоко, бакалея, фрукты. На одежду практически не тратимся, только если что-то очень надо, — дал расклад по денежным тратам Андрей.

Парень признается, что, «если бы не помощь родителей, не знаю, как бы мы жили». Около 80% продуктов, потребляемых семьей, — из деревни. Это мясо, яйца, овощи, соления и квашения, закатки. В летнее время подешевле удается купить жирного деревенского молока.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— С такими доходами на машину ничего не остается, — грустно говорит Андрей. — Но продать ее я не могу — когда есть семья, то машина нужна. Мы часто ездим в деревню. А недавно я нашел подработку курьером, там автомобиль тоже нужен.

Ремонтирует машину парень своими силами: что-то у бывалых автомобилистов спросит, какую-то информацию в интернете отыщет. Никакой электроники в машине нет, поэтому разобраться в ремонте Андрею удается. Автомобилист считает, что по технической части автомобиль «досмотрен» — двигатель заводится, тормоза обслужены. А недавно поставил два новых колеса — их парню на Новый год подарили мама и тетя.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Пришлось поехать на шиномонтаж в Слуцк — только там правят литые диски. За шиномонтаж отдал 220 тысяч и 150 тысяч за раскатку диска. Конечно, это больно для семейного бюджета, но эти траты были необходимы.

Одна из неприятностей, требующая решения, — большой расход масла — около 1,5 литра на 1000 км, его приходится постоянно доливать. Но когда получится устранить эту неисправность, Андрей не знает, опять все упирается в нехватку денег.

Молодой человек очень сожалеет о том, что за четыре года владения Volkswagen смог сделать ТО только один раз. К тому же вылезли кузовные «косяки» от прежнего хозяина: в некоторых местах облезла краска на кузове, под ней детали оказались подшпатлеваны — машина была битая, ее перед продажей «зафуфлили».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Мало того что проблемы с кузовом уже были, так в апреле прошлого года я попал в ДТП. В мой VW сзади врезался грузовик, а я въехал в автомобиль, который ехал впереди. Моя Jetta оказалась здорово помятой впереди и сзади.

И хотя тысячи долларов от страховой компании было бы достаточно на восстановление машины, деньги ушли на нужды семьи. Андрею удалось сделать только задний бампер и поставить крышку багажника, доставшуюся на разборке всего за 200 тысяч рублей.

— Из-за кузовных проблем я не смогу пройти техосмотр, так и езжу без него. ГАИ постоянно штрафует, даже сегодня лежат три неоплаченные квитанции за техосмотр.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Пороги в Volkswagen Jetta прогнили. Андрей подсчитал, чтобы их восстановить и минимально привести в порядок кузов, понадобится не меньше 1000 долларов, да и то — это при обращении к гаражным мастерам.

В салоне парень почти ничего не менял, только лишь неисправную приборную панель, да установил магнитолу. В передние двери врезал колонки, которые вытащил из старого музыкального центра.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В прошлом году пришлось выполнить требования ПДД и купить удерживающее устройство для сына — остановились на недорогом бескаркасном варианте.

Все, что вкладывает парень в автомобиль, — топливо. Но даже на нем Андрей умудряется экономить.

— Топливо я покупаю частично на заправке, частично с рук. И если на заправке литр дизеля стоит 12 300 рублей, то у «людей» — 8000. С 10 литров 43 тысячи удается выкроить, — как заправский экономист рассуждает Андрей.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Расход топлива у Jetta небольшой — при объеме двигателя 1,6 литра по городу уходит 6−7 литров, а по трассе — всего 5. Поэтому целого бака Андрею хватает почти на месяц — в булочную на машине семья не ездит, по городу передвигаются пешком.

Несмотря на множество проблем, менять машину Андрей не хочет. Говорит, прикипел к ней всей душой.

— Мне очень стыдно за такое состояние автомобиля. Но я никогда с ней не расстанусь и не продам. Пусть моя Jetta старая. Но она так много пережила, она мне очень помогла, несмотря на то что я плохо за ней ухаживаю. Если бы я был этой машиной, то, наверное, отказался бы уже работать. Поэтому мне хочется привести ее в порядок, а может, даже оставить ее сыну.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Но когда Андрей способен будет это сделать — он затрудняется ответить. Для этого, по крайней мере, надо сменить работу на более оплачиваемую. А сделать это в маленьком городке нелегко. Каждый день парень начинает с того, что просматривает в интернете объявления о работе. Однако, если они и появляются, то предложения по зарплате не радуют — от 1 до 3 млн рублей.

— Я все же очень хочу получить автомобильное образование. А предел мечтаний — стать дальнобойщиком. Работа тяжелая, настоящая мужская, мне такая по душе. Нравится ехать куда-то далеко и думать о своем…

Но как отыскать возможность учиться и с чего начать путь к своей мечте, парень пока не знает. Куда обратиться? Где взять деньги на курсы? За что кормить семью, если удастся пойти на учебу? Пока у Андрея в голове только вопросы, ответы на которые найти он не в силах.