реклама
реклама

Эксклюзив


/ /

Для белорусских автомобилистов существует несколько налогов и пошлин, которые расходуются на разные нужды. Из чего формируется дорожный фонд? Повысилось ли качество дорог после введения транспортного налога? На что пойдут деньги водителей в этом году? Разбираться в хитросплетениях дорожно-транспортных пошлин AUTO.TUT.BY помогал экономист Владимир Ковалкин, создатель проекта «Кошт урада».

Дорожный фонд

— Закон «О дорожных фондах в республике Беларусь» был принят еще 23 декабря 1991 года, и подписал его председатель Верховного совета Станислав Шушкевич. С тех пор закон неоднократно изменялся, но никто его не отменял. Во многом определяющие для отрасли события произошли в 2006 году: в результате очередных внесений изменений в закон были отменены налоги с покупки и продажи автомобильного топлива. Акцизы на топливо, напротив, остались и при этом выросли в 2,5 раза. Согласно бюджету на 2006 год, эти акцизы шли в доход дорожного фонда.

Какое-то время с акцизами творилась чехарда: в январе 2007 года их величину снова уменьшили — в те же 2,5 раза, а в марте того же года снова увеличили — уже в 2,4 раза. С 2008 года топливные акцизы больше не участвуют в формировании дорожных фондов, а отправляются прямо в республиканский бюджет.

Предполагалось, что эти деньги дорожного фонда будут направлены на ремонт дорог. Хватало ли их? В бюджете 2010 года по сравнению с бюджетом-2009 расходы на дорожное хозяйство сократились вдвое. Начальник управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александр Головнев говорил в интервью 2010 года: «Объем ремонта сократился более чем в 100 раз, и сейчас мы фактически проедаем накопленные средства. Через 3−4 года мы получим катастрофическое состояние дорожной сети. Объем финансирования таков, что, выполнив в этом году капитальный ремонт определенного участка, в следующий раз мы проделаем эту же работу через 150 лет».

Со временем изменилось название статьи в бюджете. Так, если в 2014 году Приложение № 9 к Закону «О республиканском бюджете» называлось «Расходы республиканского бюджета на финансирование дорожного хозяйства», то в 2015-м Приложение называется «Республиканский дорожный фонд». При этом сам дорожный фонд, конечно, включается в республиканский бюджет.

Инфографика: Антон Девятов, TUT.BY
Инфографика: Антон Девятов, TUT.BY

Итого — 4,012 трлн рублей (или примерно 191 млн долларов по курсу на середину марта). Расходы же предполагаются в размере 5,412 трлн рублей (около 258 млн долларов), поэтому часть расходов на дороги будет покрыта за счет других доходов бюджета.

Рассмотрим некоторые из этих пунктов подробнее.

Транспортный налог

Полностью он называется «государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Налог этот надо платить перед прохождением техосмотра, а ставки пошлины зависят от разрешенной максимальной массы автомобиля и его принадлежности. Через год ставки подняли: к старым добавили по 1−4 базовым величинам. Теперь частный владелец Maybach, который уже не выпускается, за год заплатит 8 базовых величин — сегодня это 1,68 млн рублей. Владелец Hummer заплатит больше: максимальная масса модели Н2 может достигать 3,9 т — а это уже 11 базовых.

Александр Лукашенко вскоре после введения налога говорил: «Вот если деньги уйдут не на дороги, как было заявлено, тогда вы снимите шкуру и с правительства, и с президента, что не проконтролировали […] Я правительству сказал: если только эти деньги уйдут не на дороги и меня люди потом упрекнут, что мы дыры закрывали, как некоторые пописывают в газетах и на интернет-ресурсах, пеняйте на себя».

Заместитель министра финансов Дмитрий Кийко вторил: «Необходимо еще раз подчеркнуть, что это целевые деньги. Кроме как на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство дорог, они использоваться не могут. Эта целевая направленность сохраняется в законе о бюджете на 2015 год».

Доход от этого налога изначально делился в пропорции 50/50 между республиканским и областными бюджетами, но с 2015 года он целиком шел в бюджет страны. Правда, как его распределить, поначалу не могли придумать. Думали поделить в зависимости то ли от километража дорог, то ли от числа автомобилей. А с 2016 года решили деньги направлять не только на строительство и капитальный ремонт дорог, но и на текущий ремонт.

Платные дороги

Система платных дорог BelToll начала работу с 1 августа 2013 года, первое время ее работа вызывала множество нареканий. Со временем выяснилось, что владельцы больших внедорожников даже с белорусскими номерами должны платить за проезд по платным дорогам. Летом 2015 года вступили в действие определенные изменения, осенью протяженность платных участков выросла на четверть. Сейчас система BelToll обслуживает 117 участков платных дорог общей протяженностью 1512 км. Подумывали и о том, чтобы сделать платной МКАД.

Автомобили с максимальной допустимой общей массой не более 3,5 тонн, зарегистрированные в Таможенном союзе, не должны платить за проезд. Для остальных предусмотрена оплата в размере от 0,04 до 0,145 евро за километр в зависимости от массы и числа осей. Скажем, дальнобойщик на трехосном тягаче с полуприцепом за проезд по М1 от Польши до России заплатит 88,4 евро (2,032 млн рублей по актуальному курсу). Как видно из бюджета, в этом году с платных дорог планируют получить доход в размере 675 млрд рублей. В пересчете это примерно 717 млн километров для иностранной легковушки или 198 млн километров для дальнобойщика.

Сбор с большегрузов и иностранных автомобилей

Сбор с большегрузов введен в 2010 году указом президента № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования». Плата взимается в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования от проезда по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Плату могут взимать предприятия «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» и Транспортная инспекция Минтранса. Размер платы зависит от массы автомобиля, его размеров и размеров выступающего груза, тариф колеблется от 0,02 до 1,3 евро за каждый километр пути и может комбинироваться (скажем, очень тяжелый и очень габаритный автомобиль едет по дорогам общего пользования, при этом перевозит груз, который выступает за допустимые пределы, и т.д.).

Сбор с иностранных автомобилей за проезд по территории Беларуси взимается с грузовых автомобилей и автобусов (за исключением нескольких категорий), его величина зависит от допустимой общей массы и составляет от 30 до 55 евро за каждый факт въезда в страну. В бюджете по этой статье предусмотрен доход в размере 261,1 млрд рублей — такие деньги можно собрать примерно с 360 тысяч небольших автобусов или 200 тысяч тяжелых грузовиков.

Другие «автомобильные» налоги

Есть и другие налоги и пошлины, которые прямо или косвенно уплачивают автомобилисты, но в формировании дорожных фондов напрямую они не участвуют.

С 1 июля 2011 года изменились ставки на растаможку автомобилей, местами увеличение тарифов было очень внушительным — в несколько раз. Теперь растаможка 1 кубического сантиметра рабочего объема двигателя потянет на 1,5−20 евро. Ставшая самым дешевым легковым автомобилем в мире Tata Nano возрастом в 4−5 лет будет растаможиваться по тарифу 1,5 евро за «кубик» — то есть платежи потянут почти на треть стоимости самой машины (936 евро при рабочем объеме в 624 см3). В течение почти двух лет — до 31 декабря 2015 года — электромобили можно было ввозить без растаможки .

Кстати, за услугу самой растаможки тоже надо платить — теперь уже 50 евро.

С 1 марта 2014 года введен еще и утилизационный сбор на автомобили. Его уплачивают и юридические лица (в зависимости от возраста и рабочего объема двигателя), и физические (в зависимости от возраста авто) при ввозе машины в страну. Базовая ставка на легковушки была установлена в размере 20 тыс. российских рублей, на грузовики — 150 тыс. российских рублей. На машины возраста до трех лет для физических лиц действовал коэффициент 0,1, на машины постарше — 0,15. Интересно, что за ввоз электромобилей утильсбор платить надо было, а за ввоз гибридов — нет. Законодательная казуистика привела к тому, что в некоторых случаях за один автомобиль утильсбор взимался два раза — например, если машина куплена в России у официального дилера, а потом ввезена в Беларусь.

Но совсем недавно, 4 февраля 2016 года, ставки утильсбора для юридических лиц выросли в 1,65 раза, а для физических лиц — аж в 8,25 раза. Заодно добавили в тарифную таблицу гибриды, а для удобства вместо российских рублей стали считать в белорусских. Так, теперь за машину возрастом до 3 лет физлицу надо заплатить 4,95 млн рублей, за модель постарше — 7,425 млн рублей.

Однако утилизационный сбор и деньги за «растаможку» не идут в дорожный фонд — они попадают прямо в республиканский бюджет. Доход от утильсбора пойдет, как говорили в Минпроме, «на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов», но конкретных планов еще нет. Акциз на топливо — 1,676 млн с тонны солярки и 3,062 с тонны бензина — тоже отправляется прямиком в республиканский бюджет.